search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Чтобы без муки была наука Комплексная ревизия – эффективный метод финансового контроля

Являясь элементом системы управления экономикой страны, финансовый контроль систематически осуществляется за финансовой и хозяйственной деятельностью всех экономических субъектов, включая функционирующие в сфере образования учреждения, организации и предприятия.
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на обследования, ревизии, проверки, анализ финансового состояния, наблюдение, мониторинг и надзор.

Наиболее распространенная форма финансового контроля – ревизия. По полноте охвата финансовых и хозяйственных операций различаются ревизии тематические и комплексные.
Прогрессивной является комплексная ревизия. Называется она так потому, что:
– проверке подвергаются все участки и стороны финансовой и хозяйственной деятельности экономического субъекта;
– в проверке участвуют специалисты различных отраслей знаний;
– проверяемые вопросы финансовой и хозяйственной деятельности тесно увязываются с основной (например, с образовательной, воспитательной, научной, производственной) деятельностью экономического субъекта.
В сфере образования России объектами комплексных ревизий являются:
– органы управления образованием;
– образовательные учреждения всех форм, типов и видов;
– научные организации в области образования;
– объекты социальной, культурной, бытовой инфраструктуры;
– вспомогательные (производственные) предприятия;
– филиалы перечисленных выше экономических субъектов;
– учрежденные образовательными организациями экономические субъекты различных форм собственности.
Имеются определенные специфические особенности проведения комплексных ревизий в каждом из названных экономических субъектов. Некоторые особенности имеют и комплексные ревизии, проводимые различными органами финансового контроля (с учетом их компетенции).
Мы рассмотрим основные, общие для всех контрольных органов приемы и способы проведения комплексных ревизий, которые характерны и для сферы образования России.
Основными задачами комплексных ревизий являются:
– наличие и правильное применение действующих законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих основную (профессиональную), финансовую и хозяйственную деятельностью контролируемого объекта;
– обеспечение выполнения основной (например, образовательной, воспитательной, научной, производственно-хозяйственной) деятельности при обязательном условии достижения утвержденных показателей в условиях рационального и экономного использования финансовых, материальных, научных и трудовых ресурсов;
– выявление и мобилизация имеющихся финансовых, производственно-технических, топливно-энергетических резервов; рациональное использование государственной собственности (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры, служебных помещений и земельных площадей);
– соблюдение государственной, финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, обеспечение целевого и эффективного расходования всех видов финансовых ресурсов (бюджетных и из внебюджетных источников);
– обеспечение сохранности денежных средств (в рублях и иностранной валюте) и материальных ценностей;
– правильное составление первичных документов, ведение бухгалтерского учета, достоверная статистическая и финансовая (бухгалтерская) отчетность;
– выявление и пресечение фактов бесхозяйственности, расточительности, коррупции, неуставной и нелицензированной деятельности; организация принятия действенных мер по устранению вскрытых недостатков, нарушений, злоупотреблений, предотвращению их в дальнейшем периоде, улучшению основной (профессиональной), финансовой и хозяйственной деятельности проверенного объекта.
В состав участников комплексной ревизии включаются специалисты, способные высококвалифицированно проверить вопросы, предусмотренные в программе этой ревизии. Как правило, членами ревизионной группы являются представители вышестоящего органа управления образованием (например, Минобразования России, органа управления образованием администрации субъекта Российской Федерации), инспектора специализированных органов финансового контроля, представители правоохранительных органов, эксперты, консультанты, специалисты из однопрофильных организаций.
В число участников комплексной ревизии при необходимости включаются специалисты Минфина России, Федерального казначейства и его управлений в субъектах Российской Федерации, Минналогов и сборов России и его местных органов, Минимущества России и его специалисты на местах, Минтруда России и соответствующих специалистов по вопросам труда и социального развития, Минэкономразвития России (по капиталовложениям), Минпрограмнауки России (по организации и финансированию научных исследований), Госкомстата России (по достоверности государственной отчетности).
К участию в комплексной ревизии могут привлекаться специалисты Государственного таможенного комитета Российской Федерации (по экспортно-импортным операциям), Центрального банка Российской Федерации (по вопросам соблюдения кассовой дисциплины, расчетно-платежным операциям, операциям с иностранной валютой и государственными кредитами).
В процессе комплексной ревизии свои специфические вопросы на данном объекте могут проверять представители МВД России, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации или их органы на местах.
Возглавляют комплексные ревизии чаще всего специалисты вышестоящих органов управления образованием, Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных палат субъектов Российской Федерации, контрольно-ревизионных управлений Минфина России в регионах. Они руководят работой ревизионной группы, составляют акт комплексной ревизии, организуют реализацию ее материалов.
В каждом конкретном случае состав комплексной ревизии бывает обычно относительно небольшой, при этом наиболее углубленно проверяются вопросы, в которых компетентны участники и ревизии.
Руководитель контролируемого объекта извещается заранее о начале комплексной ревизии, ее участниках, сроках проведения. Прибыв на объект, руководитель ревизионной группы вручает руководителю ревизуемого объекта документы на право проведения контрольного мероприятия, знакомит с программой ревизии, представляет членов ревизионной группы.
По предложению руководителя ревизионной группы руководитель контролируемого объекта издает распоряжение (приказ) и доводит до сведения всех структурных подразделений и филиалов информацию о начале комплексной ревизии, ее задачах и сроках проведения, обязывает соответствующих руководящих работников содействовать проверяющим, предоставлять необходимые документы в соответствии с программой ревизии, давать необходимые объяснения, все неясности незамедлительно рассматривать и устранять, принимать оперативно меры по ликвидации выявленных недостатков и упущений. При необходимости руководитель контролируемого объекта по предложению руководителя ревизионной группы организует выборочную инвентаризацию и встречную проверку достоверности данных о состоянии расчетов с другими организациями.
В распоряжении (приказе) определяется выделяемое ревизионной группе служебное помещение, средства связи и транспорта, информационное, множительное, печатное обслуживание. При необходимости определяется порядок пользования секретными материалами. При использовании иностранными документами организуется перевод на русский язык.
На входной двери в помещение, в котором работают члены ревизионной группы, вывешивается информационное сообщение о сроках проведения комплексной ревизии, ее задачах. При этом указывается служебное время, в течение которого к членам ревизионной группы могут устно или письменно обращаться любые работники ревизуемого объекта по вопросам, входящим в компетенцию проверяющих.
Наряду с программой руководитель ревизионной группы составляет рабочий план проведения комплексной ревизии с указанием каждого проверяющего, привлеченного к проверке специалиста, эксперта, ученого и закрепленных за ними вопросов, сроков проверки и сдачи материалов руководителю ревизионной группы.
В сфере образования России финансы из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств активно содействуют выполнению задач и функций системы образования страны. Поэтому необходимо, чтобы тщательно контролировалось выполнение законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих в области образования основную (профессиональную), финансовую и хозяйственную деятельность в их тесной взаимосвязи.
Исследование показывает, что при проведении комплексных контрольных мероприятий должен осуществляться контроль за:
– соблюдением конституционных гарантий общедоступности и бесплатности образования;
– выполнением законов “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” в части реализации государственной политики в области образования;
– реализации мероприятий Федеральной программы развития образования и других федеральных и региональных образовательных программ (например, “Одаренные дети”, “Дети – счастье”, “Русский язык”, “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки”);
– выполнением требований Положений о Минобразовании России и органов управления образованием в регионах;
– соблюдением образовательными учреждениями, предприятиями и организациями сферы образования своих уставных задач и функций.
При осуществлении комплексных контрольных мероприятий в поле зрения органов финансового контроля должно постоянно находиться целевое и эффективное использование финансовых ресурсов в целях обеспечения конституционных гарантий (статья 43 Конституции Российской Федерации): общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; права каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении; поддержки различных форм образования и самообразования; разработки и реализации государственных образовательных стандартов.
В процессе комплексной ревизии образовательного учреждения, например вуза, устанавливается выполнение его устава, учредительного договора, соблюдение требований аттестации, государственной аккредитации и лицензирования на введение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования (при наличии у него на правах собственника, оперативного управления, аренды или самостоятельного распоряжения необходимой учебно-материальной базы), применение на практике принципов автономии высшего учебного заведения и академических свобод, несение ответственности за свою деятельность перед личностью, обществом и государством (статья 3 закона о высшей школе).
Ревизующие выясняют общие результаты основной деятельности контролируемого экономического субъекта, выполнение утвержденных показателей (контрольных цифр), эффективно ли использовались финансовые, материальные и трудовые ресурсы для достижения поставленных задач и целей, соблюдались ли условия оказания и порядок оплаты платных образовательных и других услуг.
Проверке подвергаются правильность составления и исполнения сметы доходов и расходов (финансового плана), обоснованность расчетов потребности бюджетных средств и использование действующих прав в расходовании средств бюджета и из внебюджетных источников.
Производится анализ и проверка общего объема финансовых ресурсов, своевременности и полноты поступления, обоснованности распределения финансовых средств (в соответствии с бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, неквартальным распределением бюджетных обязательств).
Сплошным порядком за период от предыдущей ревизии проверяются кассовые и банковские операции, в том числе операции с использованием денежных зачетов, векселей и денежных суррогатов, а также операции поступления и расходования валюты иностранных государств.
Придается значение проверке расходования средств на выплату заработной платы, стипендий, компенсаций и по другим социальным льготам работающим и учащимся (наличия задолженности по ним и ее ликвидации), на обеспечение социальных прав и гарантий детей, нуждающихся в помощи государства.
Проверяется ведение перечня и фактическое использование государственной собственности, расходование средств на развитие материально-технической базы, обеспечение учащихся учебной литературой, применение новых информационных технологий в образовательном процессе, затраты на содержание аппарата управления в организациях образования, незаконное отвлечение на эти цели средств из других источников.
Особое внимание уделяется вопросам использования научного потенциала, целевого и эффективного расходования средств на научные исследования в образовательных учреждениях и организациях (с учетом результативности научных исследований, использования научных результатов в образовательном процессе и в отраслях экономики).
Большое значение придается вопросам соблюдения действующего законодательства в части привлечения и использования внебюджетных средств в образовательных учреждениях и организациях.
Бухгалтерская ревизия является обязательной составной частью комплексной ревизии, поэтому традиционно подвергаются тщательной проверке:
– правильность оформления первичных документов;
– обоснованность расчетно-платежных операций (по всем счетам в банках на территории России и за рубежом, в рублях и инвалюте);
– выполнение обязательств перед бюджетом; установление и применение налоговых, таможенных, кредитных и других финансовых льгот;
– обеспечение сохранности финансовых средств и государственной собственности (пресечение фактов разбазаривания и утраты);
– состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности;
– организация ведомственного и внутрихозяйственного контроля.
Повышению эффективности комплексных ревизий будут способствовать: законодательно учрежденное понятие “комплексная ревизия” (например, в Бюджетном кодексе РФ или Федеральном законе о Госфинконтроле); научная разработка методологии организации и проведения комплексной ревизии; налаживание координации действий различных контрольных органов в целях устранения дублирования и обеспечения проведения ревизий, как правило, комплексным методом; широкое введение в практику проведения комплексной ревизии современных методов анализа финансового состояния; применение методов контроля в условиях компьютерной обработки данных и с использованием отечественных и международных информационных систем (“Интернет” и др.)
В. ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте