search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Чтоб учение не стало мукой. Не заставляйте ребенка равняться на других

Татьяна ФИЛИППОВА – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии, директор Центра диагностики развития детей и подростков. Семнадцать лет ведет группы развития детей дошкольного возраста. Сегодня Татьяна Андреевна советует родителям и учителям, как пробудить в детях желание учиться.

– Татьяна Андреевна, и учителей, и родителей вот уже несколько лет тревожит нежелание детей учиться, почему пропал интерес к знаниям, в том числе  у малышей? – В начале 90-х годов ХХ века стали появляться группы развития, группы подготовки к школе, в том числе и в системе дополнительного образования. Это социальный запрос родителей. И в такие группы ребенка отдают за год-два до школы. Обычно приводят детей 5-5,5 года. Конечно, из желания лучше подготовить к школе. Но не всегда такая подготовка адекватна возможностям малыша. Не учитываются все психико-физиологические особенности его развития.Когда мы даем неадекватную возрасту нагрузку, это вызывает не просто нежелание ребенка что-то делать, а даже отрицательное отношение к подобным занятиям в будущем. Ведь никому не придет в голову дать грудному ребенку морковку  или сухарик. Вот и здесь стремление как можно раньше развить ребенка не только не принесет пользы, а может и навредить.  Я всегда призываю родителей не сравнивать своего ребенка с другими. Задача взрослых заключается в том, чтобы развивающие занятия сделать для малыша интересными. Для него они должны быть игрой. Очень важно, чтобы еще до школы он понял, что узнавать новое – очень увлекательное дело. Степень готовности ребенка к школе определяется тем, как охотно он идет на преодоление трудностей.- Можно ли использовать с такой целью развивающие компьютерные игры?- Поголовное увлечение такими играми началось около пяти лет назад. Если десять лет назад дети допускались к компьютеру с 1-2-го класса, то теперь гораздо раньше, нередко  с 4 лет. Это заблуждение родителей, что компьютерные игры  развивают. Я люблю беседовать с детьми. Однажды их спросила, хотят ли они осенью покататься на санках. Только 5% из группы сказали: «Сейчас нет снега». Другие, не зная, как ответить, хитрят: «У меня нет с собой санок», то есть уходят от ответа. А 5% хотят кататься. Я подвожу группу к окну и предлагаю посмотреть на улицу. Большинство считают – кататься нельзя, нет снега. А пять процентов по-прежнему готовы покататься. Или спрашиваю детей: «Вот зимой было много снега, а куда он подевался?» Что означает: снег растаял. Из 50 детей семеро сказали, что он превращается в воду, остальные,  что снег улетает обратно на небо.Это значит, что они с родителями не проиграли простейших вещей. И этого общения никакой компьютер не заменит. Таяние снега на экране – это все равно картинка. Когда ребенку раньше на год, а то и на два дают трудные задания, он на них еще не может сосредоточить внимание. И нежелание его выполнять непосильную для него задачу переходит в нежелание идти в школу.Что может увлечь ребенка? Как мне кажется, компьютер не может заменить реального восприятия. Допустим, ребенок видит динозавра на картинке – это одно впечатление. Другое, если его увидеть в музее в виде чучела или муляжа скелета, тем более если покажут движущихся динозавров. Этого никоим образом нельзя заменить виртуальным изображением, оно не может заменить реальный мир.- Замечено, что современные подростки очень мало читают, а то и не читают вовсе. А теперь и в младших классах дети не всегда дружат с книгой. В чем причина?- Дети не читают и не хотят читать, потому что взрослые дома не читают. Надо читать и для себя, и детям по вечерам до 5-6-го класса. И читать толстые книжки, которые он сам не прочитает.К большому сожалению, только десятая часть современных родителей регулярно читают своим детям книжки. Некоторые это делают от случая к случаю, а большинство практически не читают. Без регулярного чтения невозможно обогатить речь ребенка, одного общения мало. Когда же ученик начнет читать самостоятельно, должно пройти года два-три, и тогда у него появится желание взять книгу и прочитать ее. У кого-то это фантастика, у кого-то  приключения.Чтение – это узнавание нового. Никакой кинофильм не заменит художественную литературу.Можно посоветовать родителям использовать аудирование – предложите ребенку прослушать литературное произведение, записанное на аудиокассету или CD-диск. Начинать нужно с небольших рассказов, знакомых детям по визуальному ряду. – Но бывает, и нередко, что в начальных классах ребенок много читал самостоятельно, а став подростком, перестал читать вовсе или берет книгу изредка…- Это бывает в переходном возрасте, когда у ребенка появляются другие интересы. Для него основное – это общение со сверстниками. Желание читать к подростку вернется, только не надо педалировать. Пока для него прежде всего важны социальные контакты.- Получается, что современные дети развиваются не быстрее тех, которые учились 20-30 лет назад. Но ведь они с дошкольного возраста легко разбираются в технике…- Современные дети быстрее и ловчее разбираются в любом техническом устройстве: компьютере, телевизоре, мобильном телефоне. Однако это совсем не значит, что они могут быстрее научиться читать и писать. У большинства нынешних ребят к началу обучения в школе плохо сформирована речь, у них беден словарный запас, они не умеют составлять связный рассказ.Сложность освоения чтения – одна из причин школьных трудностей, из-за которых первокласснику не хочется идти в школу. Две трети дошкольников имеют проблемы в речевом развитии.- Многие родители стараются как можно раньше отдать ребенка в школу и очень гордятся, когда карапуз уже учится, что он самый маленький в классе, в котором 7-8-летние дети, по их мнению, «переростки»…- Принимая решение, когда отдавать ребенка в школу, родители зачастую руководствуются соображениями второстепенными,  например, тем, что он рослый, или тем, что другие дети в его возрасте уже становятся первоклассниками. Но надо прежде всего уяснить себе, готов ли он психологически и физически к систематическому обучению.Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе – это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребенка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе. С точки зрения возрастной физиологии, рост и развитие детей протекают неравномерно.Достаточно четким критерием готовности к обучению является так называемый филиппинский тест. Выполнить его очень просто: попросите ребенка встать лицом к вам, поднять руку (правую или левую) и положить руку на голову. Если пальцы руки не касаются верхушки уха, то результаты теста считаются отрицательными. Если пальцы руки касаются уха, то тест считается положительным и свидетельствует о том, что у ребенка начался полуростовой скачок, а следовательно, он физически готов к школе.Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии, показали, что с началом полуростового скачка происходят качественные изменения в структуре головного мозга: нейроны начинают интенсивно расти, увеличивается и количество связей между отдельными нейронами.- Многие родители в наше время не имеют достаточно времени для общения с детьми, для совместного посещения театров, музеев. А это тоже мешает их нормальному развитию.- Познавать окружающий мир вместе с ребенком очень важно, потому что при осмотре, скажем, экспонатов музея должен быть не просто комментарий, это должно быть открытие мира и познание мира. Это важно и для взрослых, и для детей. И родители при этом тоже для себя что-то открывают.Сегодня много музеев, которые проводят интерактивную форму работы с посетителями. Это Дарвиновский и Тимирязевский музеи. Они устраивают дни открытых дверей, когда можно экспонаты потрогать, провести интересные эксперименты, опыты. Этого всего компьютер заменить не может. Развивают познавательный интерес разные олимпиады, конкурсы. Например, Ломоносовский турнир.- Татьяна Андреевна, если у ребенка что-то не получается, тут, конечно, все зависит от педагогического мастерства учителя. Он должен помочь ребенку, вселить в него уверенность, чтобы учение не было для него мукой.- Недостаточно подготовленные к школе дети чувствуют себя очень неуверенно. И тут действительно необходим педагогический дар, надо сделать так, чтобы ребенок поверил в свои силы. Вот, к примеру, один мальчик в первом классе читал медленно, неуверенно. Когда все ребята читали по очереди, учительница проходила по рядам, останавливаясь не у каждой парты, а через две. Возле кого она останавливалась, тот и читал. Два месяца она не останавливалась возле этого мальчика. Ни он, ни его одноклассники не поняли, почему она не просит его читать. С педагогической точки зрения это было сделано гениально. 85% родителей требуют от ребенка, у которого что-то не получается, выполнить задание так, как нужно. По существу, это настрой на то, что и в дальнейшем у ребенка не будет получаться. Человека нельзя заставить  совершенствоваться, если он этого не может. Я всегда говорю родителям: важно на каждом занятии найти возможность за что-то похвалить ребенка. Когда ребенок говорит: «Я не хочу рисовать», это не означает, что в самом деле этого не хочет. Может быть, он услышал, что кто-то рисует лучше, а ему не хочется быть хуже.Бывает, что дети сегодня увлекаются одним, завтра другим. И родителям, и учителям нужно понимать, что часто ребенку просто хочется попробовать себя в разном. Это нормально. Другое дело, когда вначале все получалось легко и хорошо, а когда потребовалось прилагать усилия, ему разонравилось этим заниматься. Требования не должны быть чрезмерными, нельзя заставлять что-то делать из-под палки, на пределе возможностей, тут могут быть срывы.- Если в средних классах резко падает интерес к чтению и учебе, то в старших возникнет ли осознанная потребность приобретать знания?- Возникает. Если девочки учатся более или менее стабильно, то у мальчиков это осознание приходит  классе в девятом. Почему-то именно в третьей четверти восьмого класса они начинают понимать, что надо стараться лучше учиться, что оценки хорошие нужны не только родителям, но и им самим. Здесь многое зависит от школы.  – Что вы пожелали бы родителям?- Хотела бы пожелать самое главное – любите своих детей. Нужно понимать реальные возможности ребенка и делать так, чтобы ему было интересно жить. Чаще общаться, что-то обсуждать. Если нет контакта в дошкольном и младшем школьном возрасте, то, скорее всего, и дальше продолжится расхождение. Это вовсе не значит, что нужно жить только интересами ребенка, это мое глубокое убеждение.Школьные трудности – это не только плохие оценки. Это трудности в освоении базовых навыков – письма, чтения, счета. От этого возникают конфликты в семье. Родители считают, что ребенок ленится. А на самом деле он не в силах справиться с теми требованиями, которые ему предъявляют и дома, и в школе.Советы родителям    Отнеситесь внимательно ко всем жалобам и тревогам ребенка, не ругайте его за возникшие неудачи.    Постарайтесь разобраться в причине неудач и в случае необходимости обсудите возникшую проблему с учителем и психологом.    Обязательно найдите вариант реальной помощи ребенку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте