Татьяна ФИЛИППОВА – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии, директор Центра диагностики развития детей и подростков. Семнадцать лет ведет группы развития детей дошкольного возраста. Сегодня Татьяна Андреевна советует родителям и учителям, как пробудить в детях желание учиться.
– Татьяна Андреевна, и учителей, и родителей вот уже несколько лет тревожит нежелание детей учиться, почему пропал интерес к знаниям, в том числе у малышей? – В начале 90-х годов ХХ века стали появляться группы развития, группы подготовки к школе, в том числе и в системе дополнительного образования. Это социальный запрос родителей. И в такие группы ребенка отдают за год-два до школы. Обычно приводят детей 5-5,5 года. Конечно, из желания лучше подготовить к школе. Но не всегда такая подготовка адекватна возможностям малыша. Не учитываются все психико-физиологические особенности его развития.Когда мы даем неадекватную возрасту нагрузку, это вызывает не просто нежелание ребенка что-то делать, а даже отрицательное отношение к подобным занятиям в будущем. Ведь никому не придет в голову дать грудному ребенку морковку или сухарик. Вот и здесь стремление как можно раньше развить ребенка не только не принесет пользы, а может и навредить. Я всегда призываю родителей не сравнивать своего ребенка с другими. Задача взрослых заключается в том, чтобы развивающие занятия сделать для малыша интересными. Для него они должны быть игрой. Очень важно, чтобы еще до школы он понял, что узнавать новое – очень увлекательное дело. Степень готовности ребенка к школе определяется тем, как охотно он идет на преодоление трудностей.- Можно ли использовать с такой целью развивающие компьютерные игры?- Поголовное увлечение такими играми началось около пяти лет назад. Если десять лет назад дети допускались к компьютеру с 1-2-го класса, то теперь гораздо раньше, нередко с 4 лет. Это заблуждение родителей, что компьютерные игры развивают. Я люблю беседовать с детьми. Однажды их спросила, хотят ли они осенью покататься на санках. Только 5% из группы сказали: «Сейчас нет снега». Другие, не зная, как ответить, хитрят: «У меня нет с собой санок», то есть уходят от ответа. А 5% хотят кататься. Я подвожу группу к окну и предлагаю посмотреть на улицу. Большинство считают – кататься нельзя, нет снега. А пять процентов по-прежнему готовы покататься. Или спрашиваю детей: «Вот зимой было много снега, а куда он подевался?» Что означает: снег растаял. Из 50 детей семеро сказали, что он превращается в воду, остальные, что снег улетает обратно на небо.Это значит, что они с родителями не проиграли простейших вещей. И этого общения никакой компьютер не заменит. Таяние снега на экране – это все равно картинка. Когда ребенку раньше на год, а то и на два дают трудные задания, он на них еще не может сосредоточить внимание. И нежелание его выполнять непосильную для него задачу переходит в нежелание идти в школу.Что может увлечь ребенка? Как мне кажется, компьютер не может заменить реального восприятия. Допустим, ребенок видит динозавра на картинке – это одно впечатление. Другое, если его увидеть в музее в виде чучела или муляжа скелета, тем более если покажут движущихся динозавров. Этого никоим образом нельзя заменить виртуальным изображением, оно не может заменить реальный мир.- Замечено, что современные подростки очень мало читают, а то и не читают вовсе. А теперь и в младших классах дети не всегда дружат с книгой. В чем причина?- Дети не читают и не хотят читать, потому что взрослые дома не читают. Надо читать и для себя, и детям по вечерам до 5-6-го класса. И читать толстые книжки, которые он сам не прочитает.К большому сожалению, только десятая часть современных родителей регулярно читают своим детям книжки. Некоторые это делают от случая к случаю, а большинство практически не читают. Без регулярного чтения невозможно обогатить речь ребенка, одного общения мало. Когда же ученик начнет читать самостоятельно, должно пройти года два-три, и тогда у него появится желание взять книгу и прочитать ее. У кого-то это фантастика, у кого-то приключения.Чтение – это узнавание нового. Никакой кинофильм не заменит художественную литературу.Можно посоветовать родителям использовать аудирование – предложите ребенку прослушать литературное произведение, записанное на аудиокассету или CD-диск. Начинать нужно с небольших рассказов, знакомых детям по визуальному ряду. – Но бывает, и нередко, что в начальных классах ребенок много читал самостоятельно, а став подростком, перестал читать вовсе или берет книгу изредка…- Это бывает в переходном возрасте, когда у ребенка появляются другие интересы. Для него основное – это общение со сверстниками. Желание читать к подростку вернется, только не надо педалировать. Пока для него прежде всего важны социальные контакты.- Получается, что современные дети развиваются не быстрее тех, которые учились 20-30 лет назад. Но ведь они с дошкольного возраста легко разбираются в технике…- Современные дети быстрее и ловчее разбираются в любом техническом устройстве: компьютере, телевизоре, мобильном телефоне. Однако это совсем не значит, что они могут быстрее научиться читать и писать. У большинства нынешних ребят к началу обучения в школе плохо сформирована речь, у них беден словарный запас, они не умеют составлять связный рассказ.Сложность освоения чтения – одна из причин школьных трудностей, из-за которых первокласснику не хочется идти в школу. Две трети дошкольников имеют проблемы в речевом развитии.- Многие родители стараются как можно раньше отдать ребенка в школу и очень гордятся, когда карапуз уже учится, что он самый маленький в классе, в котором 7-8-летние дети, по их мнению, «переростки»…- Принимая решение, когда отдавать ребенка в школу, родители зачастую руководствуются соображениями второстепенными, например, тем, что он рослый, или тем, что другие дети в его возрасте уже становятся первоклассниками. Но надо прежде всего уяснить себе, готов ли он психологически и физически к систематическому обучению.Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе – это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребенка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе. С точки зрения возрастной физиологии, рост и развитие детей протекают неравномерно.Достаточно четким критерием готовности к обучению является так называемый филиппинский тест. Выполнить его очень просто: попросите ребенка встать лицом к вам, поднять руку (правую или левую) и положить руку на голову. Если пальцы руки не касаются верхушки уха, то результаты теста считаются отрицательными. Если пальцы руки касаются уха, то тест считается положительным и свидетельствует о том, что у ребенка начался полуростовой скачок, а следовательно, он физически готов к школе.Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии, показали, что с началом полуростового скачка происходят качественные изменения в структуре головного мозга: нейроны начинают интенсивно расти, увеличивается и количество связей между отдельными нейронами.- Многие родители в наше время не имеют достаточно времени для общения с детьми, для совместного посещения театров, музеев. А это тоже мешает их нормальному развитию.- Познавать окружающий мир вместе с ребенком очень важно, потому что при осмотре, скажем, экспонатов музея должен быть не просто комментарий, это должно быть открытие мира и познание мира. Это важно и для взрослых, и для детей. И родители при этом тоже для себя что-то открывают.Сегодня много музеев, которые проводят интерактивную форму работы с посетителями. Это Дарвиновский и Тимирязевский музеи. Они устраивают дни открытых дверей, когда можно экспонаты потрогать, провести интересные эксперименты, опыты. Этого всего компьютер заменить не может. Развивают познавательный интерес разные олимпиады, конкурсы. Например, Ломоносовский турнир.- Татьяна Андреевна, если у ребенка что-то не получается, тут, конечно, все зависит от педагогического мастерства учителя. Он должен помочь ребенку, вселить в него уверенность, чтобы учение не было для него мукой.- Недостаточно подготовленные к школе дети чувствуют себя очень неуверенно. И тут действительно необходим педагогический дар, надо сделать так, чтобы ребенок поверил в свои силы. Вот, к примеру, один мальчик в первом классе читал медленно, неуверенно. Когда все ребята читали по очереди, учительница проходила по рядам, останавливаясь не у каждой парты, а через две. Возле кого она останавливалась, тот и читал. Два месяца она не останавливалась возле этого мальчика. Ни он, ни его одноклассники не поняли, почему она не просит его читать. С педагогической точки зрения это было сделано гениально. 85% родителей требуют от ребенка, у которого что-то не получается, выполнить задание так, как нужно. По существу, это настрой на то, что и в дальнейшем у ребенка не будет получаться. Человека нельзя заставить совершенствоваться, если он этого не может. Я всегда говорю родителям: важно на каждом занятии найти возможность за что-то похвалить ребенка. Когда ребенок говорит: «Я не хочу рисовать», это не означает, что в самом деле этого не хочет. Может быть, он услышал, что кто-то рисует лучше, а ему не хочется быть хуже.Бывает, что дети сегодня увлекаются одним, завтра другим. И родителям, и учителям нужно понимать, что часто ребенку просто хочется попробовать себя в разном. Это нормально. Другое дело, когда вначале все получалось легко и хорошо, а когда потребовалось прилагать усилия, ему разонравилось этим заниматься. Требования не должны быть чрезмерными, нельзя заставлять что-то делать из-под палки, на пределе возможностей, тут могут быть срывы.- Если в средних классах резко падает интерес к чтению и учебе, то в старших возникнет ли осознанная потребность приобретать знания?- Возникает. Если девочки учатся более или менее стабильно, то у мальчиков это осознание приходит классе в девятом. Почему-то именно в третьей четверти восьмого класса они начинают понимать, что надо стараться лучше учиться, что оценки хорошие нужны не только родителям, но и им самим. Здесь многое зависит от школы. – Что вы пожелали бы родителям?- Хотела бы пожелать самое главное – любите своих детей. Нужно понимать реальные возможности ребенка и делать так, чтобы ему было интересно жить. Чаще общаться, что-то обсуждать. Если нет контакта в дошкольном и младшем школьном возрасте, то, скорее всего, и дальше продолжится расхождение. Это вовсе не значит, что нужно жить только интересами ребенка, это мое глубокое убеждение.Школьные трудности – это не только плохие оценки. Это трудности в освоении базовых навыков – письма, чтения, счета. От этого возникают конфликты в семье. Родители считают, что ребенок ленится. А на самом деле он не в силах справиться с теми требованиями, которые ему предъявляют и дома, и в школе.Советы родителям Отнеситесь внимательно ко всем жалобам и тревогам ребенка, не ругайте его за возникшие неудачи. Постарайтесь разобраться в причине неудач и в случае необходимости обсудите возникшую проблему с учителем и психологом. Обязательно найдите вариант реальной помощи ребенку.
Комментарии