search
main
0

Чтоб никто не догадался! Внеклассное занятие для учеников 6-10-х классов на тему «Эволюция российской тайнописи»

Цель: сформировать представление о криптографии (тайнописи), в ходе практических упражнений выяснить и выявить область практического применения кодировки и передачи информации.

Задачи: 1. Расширение и углубление знаний по ключевым проблемам вспомогательных исторических дисциплин (палеография), изучение приемов тайнописи.2. Формирование информационно-поисковой компетенции, развитие навыков самостоятельной работы с текстом, расширение кругозора, продолжение работы по развитию умения работать в команде.3. Воспитание интереса к предмету.Оборудование: бумага для письма, симпатические чернила (раствор соды, молоко), свеча, учебная литература (для шифрования), компьютер, экран и проектор или интерактивная доска, мультимедийная презентация.План1. Знакомство с криптографией (термин, предмет изучения).2. Развитие криптографии в древности и Средневековье.3. Практическая работа в группах.4. Тайнопись в России.5. Криптография в современном мире.Ход занятияI. Организационный моментПроверяется готовность к занятию, раздаются необходимые материалы. Все учащиеся делятся на группы и занимают свои рабочие места. Это необходимо для выполнения практической работы и последующей рефлексии.Учитель: 7 ноября 1917 года в нашей стране произошла Октябрьская революция. Власть перешла в руки большевиков. На месте Российской империи возникло новое государство, появились свои герои. Этому событию предшествовала длительная и серьезная подготовка. Не будем выяснять, хорошо или плохо жилось при советской власти – это темы школьных уроков, сейчас мне хотелось рассказать вам одну историю из жизни лидера большевистской партии В.И.Ленина.Рассказ о письмах, написанных невидимыми чернилами. Просмотр видеофрагмента «Штирлиц».II. Основная часть1. Знакомство с криптографиейУчитель: Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем с вами говорить, что изучать. Ответы учащихся. Учитель подводит их к формулировке определения «криптография».Учитель: Сегодня на занятии наша с вами задача – выяснить, как развивалась российская тайнопись, какие методы использовались для шифровки писем, а также попробовать себя в искусстве тайнописи. После возникновения письменности, еще в глубокой древности, у людей появляется потребность скрыть важные сведения; по мере развития общества данная проблема выходит на новый уровень. Возникает криптография (от греч. kryptуs – тайный, сокрытый, и греч. grapho – пишу, черчу, рисую), или тайнопись,  специальная система изменения обычного письма, используемая с целью сделать текст понятным лишь ограниченному числу лиц, знающих данную систему. Различные способы криптографии применялись для зашифровки военных, дипломатических, торгово-финансовых, нелегально-политических, религиозно-еретических текстов. Далее речь пойдет о криптографии в дипломатических текстах, частично будет затронута военная тайнопись.2. Криптография в древности и СредневековьеВ исторических документах эпохи древних цивилизаций (Индии, Египта, Месопотамии) исследователи находят сведения о системах и способах составления шифрованных писем. «Отец истории» Геродот (V век до н. э.) приводит примеры писем, понятных только одному адресату. В древней Спарте в V-IV веках до н. э. существовали тайнопись и шифровальный прибор, получивший название «таблички Энея», а другие греки того времени применяли прибор под названием «сцитала». У знаменитого Юлия Цезаря (I век до н. э.) существовала собственная тайная азбука. Его способ заменять одну букву другой встречался вплоть до наших времен. В Средневековье над изобретением тайнописи трудились многие выдающиеся люди, поставившие развитие криптографии на высокую ступень совершенства, –  голландский государственный деятель Гуго Гроций, английский философ Роджер Бэкон. В XVII веке простой французский писец Антуан Россиньоль опередил свое время, составив шифр, не раскрытый на протяжении двух веков и получивший название «великий шифр». «Великий шифр» включал в себя буквы, слова, слоги – всего объемом около 600 величин, которым придавалось несколько значений, пропорционально повторяемости в тексте.Просмотр видеофрагмента «Симметричное шифрование данных». Ученики записывают или зарисовывают основные виды шифровки текста в древности, делают предположения о сфере применения шифровки в современной жизни.ГлаголицаТермин «глаголица», как и слово «буквица», обозначает азбуку вообще, но в обыденном сознании это ее значение основательно выветрилось и осталось лишь убеждение, что глаголица – это одна из двух основополагающих азбук, с которых начинается писаная история на Руси. Сама глаголица известна двух форм: округлая, так называемая болгарская, и угловатая – хорватская. В русской письменности использовалась только болгарская. Вероятно, из-за чрезмерной вычурности знаков она не выдержала конкуренции с более рациональной и удобной для повседневных нужд кириллицей и почти с самого начала отошла на второй план, а потом и вовсе осталась лишь в воспоминаниях.Более правдоподобно оценивать глаголицу стоит, наверное, так: чем древнее ее оригинал, тем вероятнее, что это обычное письмо, в более поздних источниках  глаголица как письмо, вышедшее из употребления, выступает в роли тайнописи, впрочем, не особо скрытной. Этот способ тайнописи большого распространения не получил, так как были и другие, более изощренные системы.Известно всего несколько книг, написанных глаголицей. Вот, например, часть текста из древнейшей глаголической рукописи Х века «Киевские отрывки». В более поздние времена глаголица в основном встречается в виде вкраплений в кирилловских текстах, отдельных заметок, предназначенных лишь для искушенных в письме грамотеев. В памятниках письма ХII-ХIII веков встречаются такие короткие записи.Ученики рассматривают изображение глаголицы, вспоминая написание букв (ребята уже знакомы с ней). Расшифровка текста.Литорея Происходит от слова «littera» – «тайнописание», род шифрованного письма, употреблявшегося в древнерусской рукописной литературе. Известна литорея двух родов: простая и мудрая. Простая, иначе называемая тарабарской грамотой, заключается в следующем. Поставив согласные буквы в два ряда, в порядке:бвгджзклмнщшчцхфтсрпупотребляют в письме верхние буквы вместо нижних, и наоборот, причем гласные остаются без перемены; так, например, лсошамь = словарь и т. п.Кроме простой литореи была еще сложная литорея, в которой заменялись как согласные, так и гласные буквы.Известна также и числовая литорея, при которой буквы в словах заменялись цифрами по заранее обусловленной схеме.Надо отметить, что азбуку Кирилла и Мефодия – кириллицу – многие считают кладезем мудрости, сборником заветных мыслей наших далеких предков.Ученики записывают основные термины и понятия в тетрадь. Шифруют при помощи литореи.3. Практическая работа в группахДля проведения практической работы используется метод «автобусная остановка». Группы распределяются по «автобусным остановкам». На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем заданием по теме. Каждой группе необходимо расшифровать текст, написанный тем или иным способом. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и при необходимости дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке – и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Примечание: автобусные остановки располагаются в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Одновременно решается вопрос проведения физкультминутки – переходя от одного задания к другому, ребята двигаются.Для чего употреблялась тайнопись? Во-первых, для того чтобы скрыть принадлежность книги и тем самым уберечь ее от возможной кражи.Но иногда тайные письмена применяли и с совершенно другой целью. Например, на одном из колоколов, отлитом по повелению царя Алексея Михайловича для монастыря в Звенигороде, нанесена тайнописная надпись о том, что этот колокол отлит и передан монастырю «по повелению царя Алексея». Имя царя скрыто, для того чтобы защитить его от возможных ворожбы и чародейства, вера в которые была распространена повсеместно.В древнерусских книгах вплоть до конца XVII века широко применялся акростих. Он заключался в том, что каждая строка текста начиналась с определенной буквы, прочитанные все вместе, эти буквы образовывали другой текст. Этот прием применялся, для того чтобы скрыть имя заказчика книги.Ученики разрабатывают свой способ шифровки, например при помощи карандаша. Окончание урока (пункты плана 4 и 5), а также приложения на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/809. ​Светлана СПИЦИНА, учитель истории и обществознания средней школы №81 Воронежа, учитель года Воронежской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте