Истинно застенчивый человек не претендует на безусловное лидерство, он не настолько конкурентен. Однако, обладая повышенной чувствительностью, он обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Застенчивому человеку кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить. Но с другой стороны, он сосредоточен на своих переживаниях, и сам не делает шагов навстречу другим людям.
Два направления работы с застенчивым ребенком:
1. Повышение самооценки, которое начинается с похвалы.
2. Постепенно разворачивать вектор внимания во внешний мир, пробуждая сострадание к чужим бедам.
Почему же дети становятся застенчивыми?
Очень во многом это зависит от родителей.
Замечено, что часто родители застенчивых детей и сами не очень общительны. Маленький ребенок почти все усваивает по принципу подражания.
Не прибавляет уверенности малышу и родительская тревожность. Часто родители и словесно передают ребенку свои тревожные ожидания: «Нет, это у него не получится!», после этого ребенок даже и не пытается попробовать свои силы.
Порождает детскую застенчивость и авторитарность взрослых.
Золотое правило – если вы хотите помочь своим детям преодолеть застенчивость, начните с себя. Старайтесь и сами преодолеть свою скованность, поменьше тревожьтесь, а главное, умерьте требования к ребенку, хвалите его чаще НИ ЗА ЧТО! Просто за то, что он есть на свете.
Частая похвала вовсе не исключает критики и даже наказаний за проступки. Но, во-первых, уверенный в себе человек реагирует на замечания гораздо спокойней, а во-вторых, истинно застенчивые дети обычно бывают покладистыми и нешаловливыми. Приступы агрессивности, на которые нередко жалуются их родители, это лишь реакция на постоянную зажатость, подавленность. И когда ребенок раскрепощается и начинает гордиться собой, его поведение выравнивается, так что у родителей почти не бывает к нему претензий.
Успехов вам и вашим детям!
Как воспитывать ребенка без физического наказания?
Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как?
Сторонники «физических мер» в свое оправдание часто ссылаются на Библию. Но библейские пророки говорят, что палка должна использоваться не для того, чтобы наказывать, а для того, чтобы направлять на правильный путь. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.
Напоминания родителям
Родители, использующие физические наказания для «воспитания», полагают, что самый короткий путь к уму ребенка «через ягодицы», а не через уши и глаза. Но так родители добиваются лишь видимости послушания детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них ожидают.
Как правило, наказание у детей вызывает не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:
– возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого отношения»;
– месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними поквитаюсь»;
– протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему»;
– изворотливость, трусость: «В следующий раз постараюсь не попасться»;
– снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
Если вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.
Механизм развития конфликта
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Что же к этому приводит?
Со всей очевидностью прослеживается логическая цепочка: ситуация – мысли – чувства – действия.
1. СИТУАЦИЯ (причины) – поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
– не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;
– врет;
– ворует;
– не выполняет домашних обязанностей;
– ломает игрушки, портит вещи;
– капризничает во время еды, при отходе ко сну;
– надоедает, пристает, требует;
– делает все медленно;
– плохо учится;
– ноет, хнычет.
2. МЫСЛИ, которые возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым, только будучи самим собой, а не таким, каким они себе его воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.
3. ЧУВСТВА (родителей).
Отрицательные чувства: раздражение, гнев, ярость, если с ними не справиться, приводят к действию (физическому наказанию).
4. ДЕЙСТВИЯ: физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.
Эту цепь родители могут прервать на любом этапе.
Как прервать цепь наказания (советы родителям)
1. На уровне ситуации: вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.
Пример. Ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
Предложение. Не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы показать свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).
2. На уровне мыслей и образов:
а) Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
Пример. Отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».
Предложение. Присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет, когда она сама сможет оценить степень опасности.
б) И дети, и взрослые лгут, когда чувствуют себя загнанными в угол, для того чтобы избежать наказания и из страха, что их отвергнут.
Пример. Ребенок обманывает.
Предложение. Родители должны понять, что ребенок не родился лгуном, а у него должны быть причины для вранья.
3. На уровне чувств.
Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то они не обязательно должны быть отреагированы через физическое наказание.
Пример. «Меня ужасно раздражает, когда мой сын ноет».
Предложение. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.
Продолжение следует
Комментарии