search
main
0

Что же такое истинная застенчивость? И почему она появляется?

Истинно застенчивый человек не претендует на безусловное лидерство, он не настолько конкурентен. Однако, обладая повышенной чувствительностью, он обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Застенчивому человеку кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить. Но с другой стороны, он сосредоточен на своих переживаниях, и сам не делает шагов навстречу другим людям.

Два направления работы с застенчивым ребенком:

1. Повышение самооценки, которое начинается с похвалы.

2. Постепенно разворачивать вектор внимания во внешний мир, пробуждая сострадание к чужим бедам.

Почему же дети становятся застенчивыми?

Очень во многом это зависит от родителей.

Замечено, что часто родители застенчивых детей и сами не очень общительны. Маленький ребенок почти все усваивает по принципу подражания.

Не прибавляет уверенности малышу и родительская тревожность. Часто родители и словесно передают ребенку свои тревожные ожидания: «Нет, это у него не получится!», после этого ребенок даже и не пытается попробовать свои силы.

Порождает детскую застенчивость и авторитарность взрослых.

Золотое правило – если вы хотите помочь своим детям преодолеть застенчивость, начните с себя. Старайтесь и сами преодолеть свою скованность, поменьше тревожьтесь, а главное, умерьте требования к ребенку, хвалите его чаще НИ ЗА ЧТО! Просто за то, что он есть на свете.

Частая похвала вовсе не исключает критики и даже наказаний за проступки. Но, во-первых, уверенный в себе человек реагирует на замечания гораздо спокойней, а во-вторых, истинно застенчивые дети обычно бывают покладистыми и нешаловливыми. Приступы агрессивности, на которые нередко жалуются их родители, это лишь реакция на постоянную зажатость, подавленность. И когда ребенок раскрепощается и начинает гордиться собой, его поведение выравнивается, так что у родителей почти не бывает к нему претензий.

Успехов вам и вашим детям!

Как воспитывать ребенка без физического наказания?

Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как?

Сторонники «физических мер» в свое оправдание часто ссылаются на Библию. Но библейские пророки говорят, что палка должна использоваться не для того, чтобы наказывать, а для того, чтобы направлять на правильный путь. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.

Напоминания родителям

Родители, использующие физические наказания для «воспитания», полагают, что самый короткий путь к уму ребенка «через ягодицы», а не через уши и глаза. Но так родители добиваются лишь видимости послушания детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них ожидают.

Как правило, наказание у детей вызывает не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:

– возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого отношения»;

– месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними поквитаюсь»;

– протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему»;

– изворотливость, трусость: «В следующий раз постараюсь не попасться»;

– снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».

Если вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.

Механизм развития конфликта

Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Что же к этому приводит?

Со всей очевидностью прослеживается логическая цепочка: ситуация – мысли – чувства – действия.

1. СИТУАЦИЯ (причины) – поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:

– не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;

– врет;

– ворует;

– не выполняет домашних обязанностей;

– ломает игрушки, портит вещи;

– капризничает во время еды, при отходе ко сну;

– надоедает, пристает, требует;

– делает все медленно;

– плохо учится;

– ноет, хнычет.

2. МЫСЛИ, которые возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым, только будучи самим собой, а не таким, каким они себе его воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.

3. ЧУВСТВА (родителей).

Отрицательные чувства: раздражение, гнев, ярость, если с ними не справиться, приводят к действию (физическому наказанию).

4. ДЕЙСТВИЯ: физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.

Эту цепь родители могут прервать на любом этапе.

Как прервать цепь наказания (советы родителям)

1. На уровне ситуации: вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

Пример. Ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение. Не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы показать свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).

2. На уровне мыслей и образов:

а) Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

Пример. Отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».

Предложение. Присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет, когда она сама сможет оценить степень опасности.

б) И дети, и взрослые лгут, когда чувствуют себя загнанными в угол, для того чтобы избежать наказания и из страха, что их отвергнут.

Пример. Ребенок обманывает.

Предложение. Родители должны понять, что ребенок не родился лгуном, а у него должны быть причины для вранья.

3. На уровне чувств.

Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то они не обязательно должны быть отреагированы через физическое наказание.

Пример. «Меня ужасно раздражает, когда мой сын ноет».

Предложение. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте