search
main
0

Что за прелесть здешняя деревня! Сценарий праздничного мероприятия к 185-летию Болдинской осени А.С.Пушкина

Оформление гостиной: портрет А.С.Пушкина, копии черновиков А.С.Пушкина, репродукции к произведениям поэта, выставка книг, лист ватмана с записью «9 сентября окончен «Гробовщик», 14 сентября окончен «Станционный смотритель», 20 сентября окончена повесть «Барышня-крестьянка», 20 октября окончена «Метель», 23 октября окончен «Скупой рыцарь», 26 октября окончен «Моцарт и Сальери», 4 ноября окончен «Каменный гость», 6 ноября «Пир во время чумы», стол с лампой под абажуром, на столе – раскрытая книга, листы бумаги, чернильница, перо.

Оборудование: презентация «А.С.Пушкин в Болдине», аудиозаписи музыкальных произведений.Звучит песня Эмилии Вакс «Пушкинский вальс».Ведущий 1: В этом году «Маленьким трагедиям» и «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина», написанным в Болдине осенью 1830 года,  исполняется 185 лет. Демонстрация презентации.Давайте мысленно перенесемся в Болдино. Прежде чем войти в небольшие уютные комнаты дома-музея, давайте полюбуемся старинным усадебным парком, тихо постоим у часовенки, пройдем по ажурному мостику. Как хорошо на душе!.. Наверное, дело не только в любимом времени года поэта, но и в чудодейственности места, которое связывает человека с его корнями, дарует душевную силу и вдохновение. Ведущий 2: 31 августа 1830 года  в  родовое имение отца, село Болдино, Пушкин поехал всего на несколько дней для устройства имущественных дел в связи с предстоявшей женитьбой на Наталье Николаевне  Гончаровой. Однако из-за начавшейся эпидемии холеры и установленных повсюду карантинов поэту пришлось пробыть там около трех месяцев. Уезжая, Пушкин пишет Плетневу: «Осень подходит. Это любимое мое время… Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…» Спустя девять дней поэт восхищается деревней, располагающей к работе: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает».Ведущий 1: Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его «осенних досугов», когда ему бывало «любо писать», творческим подъемом. В сентябре были написаны «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка», завершен «Евгений Онегин», написана «Сказка о попе и о работнике его Балде» и несколько стихотворений. В октябре – «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в Коломне», две «маленькие трагедии» – «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», писалась и была сожжена десятая глава «Евгения Онегина», создано много стихотворений, ряд литературно-критических набросков. В ноябре – «Каменный гость» и «Пир во время чумы», «История села Горюхина», критические статьи. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета.Ведущий 2: На столе в кабинете болдинского дома лежат исписанные листы и раскрытая книга; кажется, что поэт только минуту назад положил перо и вышел в яблоневый сад, чтобы вдохнуть освежающий запах осени. Поэт вышел, а герои остались жить на страницах его рукописей.На 185-й юбилей Болдинской осени мы и пригласили этих знаменитых героев Пушкина. Ведущий 1:  «Барышня-крестьянка», произведение  из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», начатая 19 и законченная 20 сентября 1830 года, изданная в 1831 году, – это род шутливого и легкого святочного рассказа, построенного на реально-бытовой основе, с незамысловатыми сюжетными поворотами, с облегченно-счастливым концом. Звучит вальс Грибоедова.Школьники показывают постановку сцен из повести «Барышня-крестьянка».Пушкин (читает рукопись, иногда что-то поправляет пером, временами встает, ходит, проговаривает слова, вдохновенно смотрит вдаль): В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова… Ей [Лизе] было семнадцать лет. Она была единственное и следственно балованое дитя». Сцена «Настя рассказывает Лизе о встрече с Алексеем в Тугилове».Сцена «Встреча Лизы и Алексея в лесу».Звучит музыка из кинофильма «Метель» Георгия Свиридова. Ведущий 2: Повесть «Метель» написана последней, пятой, в цикле «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Она была закончена 20 октября 1830 года. «Метель», в сюжетной своей основе романтическая «авантюрная» новелла, поражает читателя неожиданными поворотами повествования и концовкой.Школьники показывают постановку финальной сцены повести «Метель»: объяснение Бурмина с Марьей Гавриловной у пруда под ивой. Звучит симфония № 40 В.А.Моцарта.Ведущий 1: Сейчас перед нами предстанут герои трагедии «Моцарт и Сальери».Ведущий 2: Эта «маленькая трагедия» Пушкина о двух известных композиторах своего времени, о двух художниках: о Сальери, который  сделал ремесло подножием искусству, а искусство – славе, и Моцарте, гениальном музыканте, который не силится творить, но его музыка рождается будто по велению небес.Историческая справкаВедущий 1: Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года, умер 7 мая 1825 года, итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог. Ученик и последователь К.В.Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом. Среди его учеников Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт и Ференц Лист. В Вене на протяжении 36 лет Сальери занимал пост придворного капельмейстера – один из самых важных музыкальных постов в Европе..Ведущий 2: Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года, умер 5 декабря 1791-го, австрийский композитор и исполнитель-виртуоз, проявивший  свои феноменальные способности в четырехлетнем возрасте. Моцарт является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.Школьники показывают постановку сцены из трагедии «Моцарт и Сальери».Поэт пишет, он полон вдохновения.Поэт (монолог Сальери): Все говорят: нет правды на земле…Инсценировка сцены «Особая комната в трактире; фортепиано. Моцарт и Сальери за столом».Ведущий 1: «Моцарт и Сальери» – третья по авторскому счету «маленькая трагедия» Александра Сергеевича Пушкина. Задумана и предварительно набросана в селе Михайловском в 1826 году. Написана в чрезвычайно плодотворный период Болдинской осени в 1830 году. Среди рукописей болдинского периода сохранилась обложка с написанным Пушкиным заглавием «Зависть». Как предполагают исследователи, таков был один из вариантов названия трагедии, от которого Пушкин впоследствии отказался.Впервые опубликована в конце 1831 года в альманахе «Северные цветы на 1832 год».Ведущий 2: Основанная на одном из многочисленных слухов, порожденных ранней смертью В.А.Моцарта, «маленькая трагедия» Пушкина способствовала широкому распространению и укоренению в массовом сознании мифа о причастности к ней композитора Антонио Сальери.В 1824 году, спустя 30 с лишним лет после смерти Моцарта, в Вене действительно распространился слух, будто знаменитый композитор, придворный капельмейстер Антонио Сальери, находившийся в то время в психиатрической лечебнице, сознался в его убийстве. Этот слух был подхвачен и некоторыми газетами.Ведущий 1: Однако публикация в прессе недостоверных слухов тогда же, в 1824 году, вызвала ряд опровержений: «Многие газеты повторяли, что Сальери на смертном одре признался в ужасном преступлении – в том, что он был виновником преждевременной смерти Моцарта, но ни одна из этих газет не указала источник этого ужасного обвинения, которое сделало бы ненавистной память человека, в течение 58 лет пользовавшегося всеобщим уважением жителей Вены». Непосредственно по поводу взаимоотношений Сальери и Моцарта музыкальный критик Нейком сообщал: «Не будучи связаны друг с другом тесной дружбой, Моцарт и Сальери питали друг к другу такое уважение, которое друг другу взаимно оказывают люди больших заслуг. Никогда никто не подозревал Сальери в чувстве зависти». Ведущий 2: С легкой руки Пушкина имя Антонио Сальери в России стало нарицательным для обозначения завистливой посредственности, способной на любое коварство, вплоть до убийства. Осип Мандельштам на это возражал: «В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери». И в пьесе Пушкина, считает пушкинист Ирина Сурат, Моцарт и Сальери – две творческие и, может быть, не только творческие ипостаси самого автора.И для Ахматовой, и для Мандельштама драматизм «маленькой трагедии» Пушкина заключался не в зависти среднего таланта к гению, а в столкновении двух путей творчества.Ведущий 1: Российские исследователи в свою очередь задаются вопросом: почему же миф о Сальери оказался столь живучим? Магия таланта Пушкина. Пушкин создал притчу, и из этой притчи, не имеющей никакого отношения к реальности, уже невозможно удалить имена реальных людей.Звучит «Венский вальс»  Георгия Свиридова.В гостиную вносят торт со свечами, и героев праздничного мероприятия приглашают к столу.Интернет-ресурсы1. http://ilibrary.ru/text/467/p.1/index.html  А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери».2. http://ilibrary.ru/text/89/p.6/index.html#  А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка».3. http://ilibrary.ru/text/89/p.3/index.html  А.С.Пушкин «Метель».4. http://vmusice.net/mp3/%EF%F3%F8%EA%E8%ED%F1%EA%E8%E9+%E2%E0%EB%FC%F1 Пушкинский вальс.5. http://zaycev.net/pages/13483/1348361.shtml  В.-А.Моцарт «Симфония №40».6. http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/belyj/mocart-saleri.htm А.Белый  «Моцарт и Сальери».​Нина ТРОЯН, учитель русского языка и литературы Воеводской средней школы Целинного района Алтайского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте