search
main
0

Что я прочел или что хотел сказать автор

Что вы ответите, если вас спросят: «Кто находится в центре урока – ученик или обсуждаемое произведение?» Одни считают, что важнее углубиться в произведение, найти намеки автора на его замысел, обратиться к черновым записям, восстановить исторический контекст. Другие ищут ассоциации с произведением во внутреннем мире школьника. Эти учителя занимаются не столько написанным, сколько читающим. Кто же прав?

 

Для начала попробуем разобраться, чем же руководствуются учителя литературы, пристально изучающие глубины произведения, отслеживающие порой еле уловимую позицию автора. Ответ, кажется, находится на поверхности: изучая текст, ученик глубже вникает в проблематику написанного. При восстанавлении исторического контекста он может проникнуться реалиями другого времени, осознать остроту конфликта (что совершенно необходимо в некоторых произведениях школьной программы, вспомним хотя бы «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Также учителя озабочены поиском авторской позиции. Поиск позиции автора продиктован идеей о цельности произведения: раз автор все в нем продумал (это такое условное допущение), значит, все в тексте взаимосвязано. Средства выразительности указывают на внутреннюю жизнь героев, пейзажи – на смену настроения произведения. Остается только подробнее изучить этот кубик Рубика стилистических, грамматических и художественных приемов – и все: произведение разобрано, смысл его ясен, авторская позиция только и требует от ученика своего согласия или несогласия. Какова же роль ученика на таких уроках? Роль ученика при данном подходе исследовательская. Он, как ученый, должен быть эмоционально отстранен от изучаемого объекта, быть спокоен и холоден, в идеале точно и грамотно анализировать текст. Учитель же, использующий такой подход в преподавании литературы, будет рад, видя, что его ученики отличают классицизм от реализма, как они находят эпитеты и метафоры, прямые или ненавязчивые оценки автора. Все это не может не радовать. Однако это ли понадобится в будущем ученику, взрослому человеку, не связавшему жизнь с литературой?

Другие учителя прибегают к личностно ориентированному обучению. Им важен отклик ученика, такой разный и такой личный. Они пестуют внимание не к внешнему, а к внутреннему. Про что прочел этот текст ученик? Какие слова героев близки школьнику, какую позицию он бы отстаивал, а какая ему кажется несостоятельной? Так они расширяют эмоциональный опыт ученика, развивая внимание к внутренней жизни, то есть эмоциональный интеллект. Он же, эмоциональный интеллект, развивается и тогда, когда учитель дает возможность (порой нарочито) высказать противоположные точки зрения, тогда ученики вынуждены выбирать, что им ближе, с чем они согласны, а с чем – нет. Через толерантность по отношению к другим точкам зрения и личное взаимодействие с произведением у ученика возникают абсолютно индивидуальные связи с той или иной книгой, со стихотворением, с тем или иным автором. Этого стараются достичь учителя литературы второго, личностно ориентированного, лагеря. Ведь в этом случае за личными ассоциациями возникнут личный интерес, симпатия по отношению к конкретному автору, литературному направлению, жанру. Выходя из школы с лентой выпускника, такой человек скорее вернется к чтению, ведь в этой области жизни он чувствовал свободу, увлекался отсутствием правильных ответов, формировал личное видение произведения и отстаивал его.

Таким образом, мы имеем два разных взгляда на преподавание литературы. Первый – академичный, основывающийся на литературоведении, позволяющий школьнику овладеть тем или иным арсеналом для анализа текста. Второй – личностно ориентированный, на первое место ставящий личный опыт ученика и развивающий эмоциональный интеллект.

Опытный учитель, конечно, найдет себя в обоих лагерях. Чтобы анализировать произведение, надо проблематизировать, при этом отталкиваясь от ассоциаций учеников. Чтобы формировать собственное отношение, надо понять, на что опираться при аргументации. И так одно перетекает в другое. Кажется, снова все правы или все не правы. Все же есть некое основание в преподавании литературы, диктующее выбор средств, расставляющее приоритеты учительской деятельности. И у одних учителей эти приоритеты продиктованы интересами к литературоведению (и успешной сдаче ЕГЭ), а у других – интересом к ребенку, человеку.

 

Гавриил ЯКОВЛЕВ, учитель школы самоопределения №734 имени А.Н. Тубельского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте