search
main
0

Что я могу сделать для своего города?

Так рождаются эколидеры

Без патриотизма и гражданственности не бывает экологов.

Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН

 


Микрорайон Кожухово находится в районе Южнопортовый ЮВАО. Школа №2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова включает шесть школьных и шесть дошкольных зданий с общим числом обучающихся и воспитанников более 3600 человек.

Географически комплекс расположен между Третьим транспортным кольцом, Южнопортовым проездом, бывшим Южным грузовым портом, огромным авторынком и Кожуховским затоном Москвы-реки. Территория микрорайона школы располагается на улицах бывшего села Кожухова и примыкает к бывшим промзонам. Школьные отделения располагаются в зданиях, построенных в 1935‑1992 годах.

Главная экологическая беда микрорайона в том, что отсутствует плодородный слой почвы. Ветры, дующие с реки, выветривают всю влагу, и поэтому на пришкольном участке и в микрорайоне очень плохо приживаются деревья и кустарники, а трава почти не растет. Родители, школьники, жители сажают клены, вязы, рябины, а вдоль дорожек – декоративный кустарник, но из-за неблагоприятных условий очень медленно образуются маленькие зеленые участки под прикрытием стен зданий.

Такие экологические условия и разъяснительная работа учителей помогли школьникам и жителям понять, что среду проживания необходимо создавать и совершенствовать. Первой (1995 год) экологической акцией нашего микрорайона стала работа по переносу от стен школы ЛЭП-200. Благодаря совместной работе учителей, администрации, школьников и родителей в 2005 году ЛЭП была убрана. Затем были экологические акции по защите пришкольной территории от выгула собак, по засыпке Кожуховского затона, постройке мусоросжигательного завода.

С 2001 года в рамках общешкольного проекта ведется работа по непрерывному экологическому образованию всех участников образовательного процесса. Экология – наука пограничная. Экологическое образование – это целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы взаимодействия человека и природы, овладевают навыками охраны природы. Но процесс нельзя свести к проведению лекций и вечеров, хотя они тоже нужны.

Дать ученику знания еще не значит, что он будет пользоваться ими в жизни. Воспитание у молодежи ответственного отношение к своему месту жительства и социуму, изучение опыта предыдущих поколений, воспитание активной гражданской позиции у подростков – задачи экологического воспитания. Решение их невозможно без активной практической работы, включающей десятки разнообразных дел.

Такая работа позволяет применять знания и воспитывать субъектное отношение к природе, то есть озеленять школьные интерьеры, создавать в каждом помещении аэрофитомодули, создавать живые уголки, оформлять и украшать пришкольную территорию и свой микрорайон. Большую помощь в этой работе оказывают эколидеры. Это новое явление в волонтерской деятельности, но оно уже приносит плоды.

Многообразную экологическую работу проводят все классы школы, но в каждой параллели выделяются участники экоотрядов – эколидеры. Эколидеры школы ведут свою работу под девизом: «Человек может быть счастлив, если счастлива его Родина. Наведи порядок на малой родине, и тогда порядок будет в большой». Внутри отряда условно выделяем группы – проектную, лекторскую, креативную и пресс-группу. Члены отряда совместно участвуют в общешкольных акциях и свободно могут работать в разных группах. С начала учебного года тематические группы экоотряда начинают работу по своим направлениям.

Проектная группа проводит очередные исследования. Для 8‑х классов это мониторинг физико-химических показателей окружающей среды (вода, почва, воздух). Проводят наблюдения за флорой микрорайона и пришкольных территорий. Готовят представление результатов проектных работ на мероприятиях разного уровня.

Лекторская группа проводит тематические уроки и классные часы по экологическим проблемам. Эколидеры проводят тематические классные часы и занятия, участвуют в подготовке осенних и весенних акций, акций «Ресурсосбережение в школе и дома», «Сделаем вместе», «Мир без мусора». Участвуют в проведении Дня животных 21 октября, Дня биологического разнообразия 24 декабря, Дня перелетных птиц и первоцветов 5 апреля, Дня чистой Земли 15 апреля, Дня окружающей среды 5 июля.

Креативная группа проводит экскурсии по школьной экологической тропе и школьному музею «Окно в природу», общешкольные осенние и весенние акции: мероприятие по посадке деревьев и кустарников «День зеленого друга»; сбор макулатуры «Я сберегаю дерево»; мастер-классы в начальной школе и в дошкольных группах по темам «Вторая жизнь ненужных вещей», «Добрые крышечки».

Пресс-группа дает рекламу и освещает все проводимые акции, организует участие школьников 7‑10‑х классов во всероссийских диктантах, в олимпиаде «Природа России». Подготовка весенних акций начинается в конце февраля. Совместно с учителями изобразительного искусства пресс-группа проводит рекламную кампанию акций, конкурсов и общешкольных мероприятий. Информационное обеспечение акций ведут учителя информатики вместе с эковолонтерами старших классов.

К весенним экологическим акциям приурочен конкурс «Эколидеры». Конкурс включает обязательную часть – проведение не менее 2 всероссийских экоуроков во 2‑8‑х классах, обязательное участие в «Зеленых акциях», организацию экологической игры или флешмобов в классах начальной школы, представление проекта по экологической тематике на научно-практической конференции, итоговый отчет, который состоит из отчета об уроке и социальной практики, эссе «Мое место в экологической работе» или «Что я могу сделать для своего города?», а кроме того, личные практики каждого участника конкурса и их описание.

Ежегодно в конкурсе принимают участие 25‑30 школьников 9‑11‑х классов. Ученикам приходится нелегко. Кроме руководства экологическими акциями они выполняют задание конкурса. Все эколидеры участвуют в конкурсе с разной активностью. Наиболее трудными для школьников считаются итоговые отчеты, поэтому полностью выполнить условия конкурса могут только 70‑82% участников.

Чтобы оценить экологическую работу, мы проводим анкетирование участников экологических акций. Результаты показывают, что наибольшую активность в сборе макулатуры проявляют ученики начальной школы. Это обусловлено тем, что акция «Я сберегаю дерево» проводится уже 10 лет.

Школьники средней школы более информированы во всех вопросах, следует добавить, что в целом наибольшую активность проявляют ученики 5‑7‑х классов. Активны школьники в вопросах озеленения. Не очень уверены наши ученики в том, что их работа может улучшить экологическую ситуацию. Здесь открывается широкое поле деятельности в вопросах экологического просвещения для эковолонтеров.
И главное – эколидерам хотят подражать!

Юлия ЦЫПИЧЕВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова; Лидия ПОВЗИКОВА, педагог-организатор экологической работы школы №2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова; Галина ЛАДА, педагог-организатор волонтерской работы школы №2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте