Начиная педагогическую деятельность, задаешься вопросом: «В чем цель педагогической работы? Кого я должна образовывать?»
Передо мной он – Ученик. Невольно воскликнешь: «О сколько нам открытий чудных!..» В любом ученике так много качеств! Каждый по-своему неповторим. Каждый ищет признания, уважения, любви. Каждый хочет социально утвердиться. Моя задача, думаю, и состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ученика, принять его таким, каков он есть. Я должна помочь ребенку развиваться, стать для него помощником, руководителем, не мешать ему стать Личностью. Этому способствует педагогическое сотрудничество, которое исключает диктаторство, ведет к совместному поиску, учит педагога уважать и ценить ребенка. Что же такое педагогическое сотрудничество? Я думаю, что это не столько новые учебные технологии и не новаторские способы обучения и воспитания, хотя они необходимы. Это особые отношения между людьми в школьном доме. Это отношения добра, понимания и сотрудничества. Реализация педагогического сотрудничества невозможна без сознания активной деятельности детей, без метапредметных связей, поэтому следует идти от интересов ребенка через индивидуальный подход. Педагогика сотрудничества, активно применяемая мною на уроках, раскрепощает фантазию, присоединяет к работе взрослых. Педагогическое сотрудничество невозможно без единства общения, воспитания, развития. Весь длительный период пребывания учащегося в школе – это период интенсивного развития личности ученика. Поэтому моя задача – воспитание каждого ученика высокоразвитой, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью. Наиболее эффективно такое воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания, а для этого в первую очередь важно воздействовать на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать у него желание к самовоспитанию. Личностно ориентированное образование в школе, я считаю, должно быть направлено на воспитание каждого учащегося внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, интересами, с тем чтобы жить осмысленной творческой жизнью, найти свое место в обществе, приносить своей деятельностью счастье себе и пользу всему обществу. Уроки литературы в школе способны активизировать творческий потенциал учащихся, выявить способность к самостоятельному мышлению, выбору позиции. Вся система уроков литературы должна заинтересовать учащегося предметом, вызвать желание прочитать произведение. Чтобы активизировать фантазию учащегося 5-6-х классов, предлагаю игровой элемент урока: путешествие на машине времени. Ведь так интересно, когда класс становится экипажем машины времени, а учитель – штурманом! Сказка современным детям кажется неактуальной, однако можно сочинить свою собственную сказку на заданную тему. Вот тут-то воскликнешь: «О сколько нам открытий чудных!..» Также можно предложить учащимся творческое задание – проектную работу по теме. Такой вид работы включает в себя различные умения: выявить проблему, проанализировать варианты ее решения, обобщить, исследовать материал. Изучение литературы в 5-6-х классах требует от учителя систематической работы с теоретическими понятиями, потому что так закладывается база знаний. Успешное освоение школьниками теории зависит от мастерства учителя, его умения «оживить» абстрактный материал. Чтобы скучные литературоведческие понятия стали более ясными и применимыми, стоит учредить «Школу юного поэта», в которой на примере любого стихотворения формируются представления о том, как рождается лирическое произведение, учащиеся с удовольствием исследуют строки произведения, а потом «пробуют собственное перо». Такой вид работы стимулирует креативность учащегося. Целью уроков может стать формирование навыков литературоведческого анализа текста. Такие уроки могут проходить в форме круглого стола. В результате происходит общение, учащиеся чувствуются себя комфортно, каждый может высказать свое мнение. Уроки, проведенные в форме семинарского занятия, показывают уровень самостоятельности учащегося, подготавливают его к будущей вузовской зачетной форме контроля. Многие литературные произведения оставляют открытые финалы, заставляют сделать выбор. В результате изучения таких произведений можно организовать ролевой суд над главными героями и вынести собственный вердикт. Каждый раз, входя в класс, готовясь к нему заранее, волей-неволей перелистываешь новую страницу жизни, совершаешь чудное открытие. И тут же понимаешь, что «опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». В связи с этим, может быть, кому-то следующие советы и могут показаться банальными, но без их соблюдения трудно обойтись на любом уроке. Чтобы все на уроке у вас с ребенком случилось так, как было запланировано, помогайте ему раскрыться – для этого слушайте его, почувствуйте его мир. Живите интересами детей, и вы поймете, что радость тесных отношений с ними – одна из величайших земных радостей. Елена МАЛЬНЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1222
Комментарии