Социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения отрицательно сказались на российской семье. В ситуации, когда многие не сумели приспособиться к новым условиям, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада.
Усиливается конфликтность и отчужденность между супругами, между родителями и детьми. Продолжает ухудшаться здоровье детей и молодежи, получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность. Растет безнадзорность и беспризорность детей, правонарушения среди несовершеннолетних.
В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио и интернет, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, которая пропагандирует праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию и наркоманию. В этой ситуации школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.
Государство несет ответственность за состояние воспитания детей, так же как и за реализацию прав человека и гражданина. Поэтому гражданское патриотическое воспитание должно стать одним из важнейших направлений государственной политики в образовании.
Сегодня очевидна необходимость разработки государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества. Большинство задач, определенных на эти годы, активно реализуются в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Бережно сохраняя преемственность и лучшие традиции российской школы, изучая опыт коллег других государств, учительство Санкт-Петербурга реализует сегодня большое количество инновационных, авторских программ в таких областях знаний, как краеведение, экология, история, информатика, естественные науки, гражданско-правовом образовании.
Современные педагоги так понимают свои задачи в воспитании гражданина: учить детей отстаивать свои права и уважать свободу других. Свою роль как организаторов учебного и воспитательного процесса они видят в том, чтобы сделать школу правовым пространством, привить детям «правовое чувство». Они стараются строить учебные программы так, чтобы, используя естественную любознательность юношеского возраста, закреплять ощущение важности постижения основ жизни гражданского общества.
В Санкт-Петербурге утвержден знак «За гуманизацию образования», который вручается по результатам каждого учебного года. Проводится ежегодный районный «Конкурс педагогического мастерства».
Становлению гражданского общества способствует наличие органов местного самоуправления, участие граждан и особенно молодежи в политических партиях и объединениях, общественно-политических движениях, в том числе таких, как созданный в Санкт-Петербурге молодежный парламент. «Игра в выборы» может и должна учить молодежь руководить государством, вырабатывать гражданское самосознание.
Молодежный парламент задуман как независимая от городских властных структур организация, обсуждающая насущные интересы молодежи и продвигающая их решения в органах власти. Цель его создания – усилить влияние молодежи на общественную и политическую жизнь города. Число организаций-участников составляет несколько десятков. Он может стать серьезной школой парламентаризма.
При этом следует понимать, что право – это прежде всего неотъемлемые права личности. Это правопонимание присуще демократическому, правовому государству, оно является сердцевиной самой идеи правового государства.
Воспитание правосознания и законопослушания, которые, собственно, и делают человека гражданином, должно быть сосредоточено на характеристике права как важного элемента общечеловеческой культуры, как эталона цивилизованных взаимоотношений между людьми.
Школе в воспитании гражданина принадлежит ведущая роль. Проще научить человека беречь честь смолоду, не допускать противоправного поведения, чем потом исправлять его и перевоспитывать. Конечная цель воспитательного процесса – научить ребенка считать права и свободы абсолютной ценностью, которой не жертвуют во имя мизерных социальных гарантий.
Государство со своей стороны гарантирует доступность и оперативность правовой информации, создавая компьютерные базы данных по законодательству, помогающие каждому гражданину ориентироваться в вопросах права, приближая, таким образом, юридическую информацию к каждому человеку.
Позицию активного и неравнодушного гражданина можно было бы выразить словами бывшего американского президента Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны».
Светлана КУЛАРОВА, заместитель главы администрации Красногвардейского района
Комментарии