search
main
0

Что теряем и находим?

Начался новый учебный год. Для школьников, студентов и курсантов он во многом будет кое в чем особенным. Во-первых, на законодательном уровне принято решение об обязательной начальной военной подготовке, но одновременно значительно сокращен набор на военные кафедры вузов. А во-вторых, ожидается серьезная реорганизация военных училищ, институтов и академий. О том, с чем связано то или иное решение в сфере военного образования, рассказывает председатель подкомитета по вопросам военной службы и воинской обязанности Комитета Госдумы по обороне генерал-майор авиации Николай БЕЗБОРОДОВ.

– Николай Максимович, почему все же было принято решение о возрождении НВП – начальной военной подготовки?

– Не хотелось бы использовать пафосную терминологию, но по-другому, похоже, не скажешь: начинающийся учебный год будет если не переломным, то весьма значимым. Давайте начнем со школы.

В июле Государственная Дума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект о внесении изменений в Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» и Закон РФ «Об образовании». В СМИ этот законопроект назвали законом о возрождении начальной военной подготовки, хотя с юридической точки зрения (а закон можно рассматривать только так!) перед нами задачи по введению нового самостоятельного предмета «Основы военной службы» или «Начальная военная подготовка» и не ставилось. Законопроект был направлен только на устранение противоречия между двумя законами – «О воинской обязанности и военной службе» и «Об образовании».

– В чем же заключалось противоречие?

– По Закону «О воинской обязанности и военной службе» (статьи 12 и 13) подготовка граждан по основам военной службы в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования – проще говоря, школах; образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, то есть в профессиональных училищах и колледжах (техникумах) обязательна. На это в соответствии с Положением о финансировании расходов, связанных с реализацией Закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденным Постановлением Правительства РФ №157 от 3 марта 2001 г., из федерального бюджета даже выделялись средства.

А вот пункт 7 статьи 14 Закона «Об образовании» гласил, что военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе, с согласия обучающихся и (или) их родителей и только за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

Вот эти противоречия и устранял законопроект, одним из соавторов которого был и я. За основу, безусловно, был взят Закон «О воинской обязанности и военной службе», как основополагающий в этой сфере. К тому же обязательная подготовка к военной службе – один из элементов воинской обязанности граждан.

Кстати, за восстановление этой практики ратовали не только депутаты. В Основах государственной политики по военному строительству на период до 2010 г., утвержденных Президентом России в августе 2002 г., четко указывается на необходимость восстановления до 2005 г. практики военно-патриотического воспитания граждан и их подготовки к военной службе в образовательных учреждениях. А Главное контрольное управление Президента РФ, проверяя выполнение органами исполнительной власти Закона «О воинской обязанности и военной службе», еще в мае 2000 г. обратило внимание Председателя Правительства России на отсутствие самостоятельной дисциплины для подготовки граждан по основам военной службы.

Отмечу, что этот законопроект поддержали 84% субъектов Российской Федерации. И еще одна деталь: учитывая, что с 2008 г. планируется сокращение срока военной службы по призыву до одного года, времени солдату на «акклиматизацию» в воинской части останется совсем немного. Соответственно проблема психологической, физической и профессиональной готовности граждан к военной службе приобретает особую актуальность.

Досье

По данным Госкомстата, начиная с 2005 г. призывной контингент будет ежегодно сокращаться на несколько десятков тысяч человек. Пик кризиса придется на 2013 г., когда юношей, которым исполнилось 18 лет, окажется в 2 раза меньше, чем сегодня: вместо 1 млн. 200 тысяч – только 600 тысяч. По данным Минобороны, это позволит укомплектовать Вооруженные Силы лишь наполовину. Известно, что воинская часть, потерявшая половину личного состава, становится ограниченно боеспособной, а лишенная двух третей личного состава – небоеспособной.

– Давайте уточним само понятие подготовки к военной службе…

– Обязательная подготовка граждан к военной службе в образовательных учреждениях в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает получение начальных знаний в области обороны и подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений. Государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования предусматривают изучение интегрированного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», включающего раздел «Основы военной службы». Общее время, выделяемое на подготовку обучающихся к военной службе, – около 100 часов. Плюс пятидневные учебные сборы (40 учебных часов), проводимые, как правило, на базе воинских частей.

Замечу, что до принятия нашего закона эти сборы могли проводиться и в выпускном классе. Но сейчас мы законодательно зафиксировали проведение сборов в конце учебного года в предвыпускном классе, чтобы не мешать подготовке выпускников к экзаменам.

Что касается подготовки по военно-учетным специальностям, то это происходит в образовательных учреждениях общественных объединений, в частности РОСТО (ДОСААФ), более чем по 30 специальностям.

– Не обойти и такую сложную тему – реформирование системы профессионального военного образования. Наверное, некоторые военные вузы придется сократить?

– Тема не новая. Федеральная целевая программа реформирования системы военного образования была принята более трех лет назад. Но остроты проблемы не сняла. Если коротко, моя позиция такова: не реформировать систему военного образования нельзя. Вот цифровое подтверждение такой позиции: в 1992 г. численность Вооруженных Сил России составляла 2 млн. 750 тыс. человек, сегодня – 1 млн. 130 тыс. Сокращение в 2,3 раза. А сеть военно-учебных заведений сокращена за тот же период едва на треть. Нужно ли для сегодняшней миллионной армии почти 80 военных вузов?

В то же время подчеркну: все военные вузы имеют хорошие традиции и славную историю, сложившиеся научные и педагогические школы. Достаточно сказать, что сегодня в вузах Минобороны работает около 2 тысяч докторов наук и более 18 тысяч кандидатов наук и доцентов.

– В чем, на ваш взгляд, главные проблемы военных вузов?

– Прежде всего в том, что многие из них стали малоемкими. Например, в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты обучаются 300 человек. И такое же количество постоянного состава. Примерно аналогичная ситуация в Военно-инженерной академии, в Военном институте физической культуры… Менее чем по 600 человек обучаются в Тюменском и Нижегородском военных инженерных институтах. Это при пятигодичном обучении.

Произошло моральное и физическое старение учебно-материальной базы большинства вузов, весьма высок процент отчисления курсантов. Что ждет военные вузы? Напомню, что федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.», решение о финансировании которой через бюджет принимаем мы, депутаты, не предусматривает коренной ломки сложившейся системы. Она направлена на модернизацию этой системы с учетом новых реалий, в первую очередь новой структуры и задач Вооруженных Сил.

Программа выполняется в два этапа. В ходе первого, завершающегося в нынешнем году, проведена полная инвентаризация военно-учебных заведений и детально проработаны многие вопросы военного образования. Например, сегодня уже есть паспорт каждого военного вуза. Были сделаны и первые практические шаги по реформированию системы военного образования. В частности, все филиалы вузов преобразованы в самостоятельные учебные заведения, большинству военных университетов возвращено прежнее наименование «военная академия», а военным институтам – «высшее военное училище». На базе гражданских вузов начат эксперимент по подготовке кадровых – подчеркиваю, кадровых – офицеров из студентов. По окончании учебы эти выпускники будут поступать на военную службу по контракту на срок не менее пяти лет. В эксперименте участвуют пока 4 вуза. В текущем году должно завершиться подключение всех военных вузов к Интернету, до конца года планируется поставить в них почти 270 полностью оснащенных компьютерных классов.

Удалось остановить падение престижа труда военных педагогов. В последние 3 года в Минобороны с удовлетворением констатируют рост укомплектованности педагогических коллективов профессионалами с учеными степенями и званиями в среднем на 2% в год. Сегодня почти две трети военных педагогов имеют ученую степень или звание.

– А какие решения впереди?

– На втором этапе реформирования, как проинформировал недавно думский комитет по обороне начальник Службы кадровой и воспитательной работы Минобороны РФ генерал армии Николай Панков, планируется решить 3 основных задачи: оптимизировать систему военно-учебных заведений, модернизировать их материально-техническую базу и организовать подготовку кадровых офицеров в гражданских вузах. К 2010 г. в Минобороны планируется иметь 61 вуз: 15 академий, 3 университета и 43 высших военных училища. Таким образом, в течение пяти лет – сократить 17 военных вузов. В том числе одну академию, один университет, девять институтов, шесть военных училищ и один самостоятельный факультет.

Но сократить вузы – не значит полностью прекратить подготовку будущих офицеров по соответствующим специальностям. Подготовку курсантов 11 из 17 сокращаемых военных учебных заведений предполагается передать в родственные вузы того же вида или рода войск. Например, на базе двух учебных заведений будет создано одно. Другой подход: подготовка специалистов на базе гражданских вузов. Сегодня Военно-ветеринарный институт выпускает 25 человек в год. Надо ли для этого содержать целый вуз? Давайте создадим военный факультет при гражданской Ветеринарной академии. Замечу, что такая практика была достаточно успешной во времена СССР. По подсчетам экспертов Минобороны, реализация этого плана позволит ежегодно экономить порядка 2 млрд. рублей.

Кстати, если говорить о финансах, то сегодня, по информации Минобороны, до половины всех средств, выделяемых на систему военного образования, тратится на содержание инфраструктуры: учебных зданий, казарм, столовых…

– Что будет со всей этой инфраструктурой?

– Как заверяют в Минобороны, растащено ничего не будет. И мы в комитете по обороне проконтролируем этот вопрос.

– Экономия от реформы, как вы сказали, составит 2 млрд. рублей. Каковы затраты на саму реформу?

– Уточню, мы называем цифры, представленные экспертами Минобороны. Затраты же на реформирование, по данным военного ведомства, до 2010 г. составят 10,5 млрд. рублей. Сумма значительная, но сегодня, как уверяют в Минобороны, на содержание той же инфраструктуры тратится в 2 раза больше.

– Не кажется ли вам, что возник парадокс: расширяем военную подготовку в школах, но значительно сокращаем ее в вузах?

– Не вижу никакого парадокса. Школы дают основы военной службы, а вузы должны давать профессиональную военную подготовку. К сожалению, уровень знаний выпускников военных кафедр гражданских вузов далеко не всегда соответствовал понятию профессионализма.

– Что будет со студентами, обучающимися офицерским специальностям?

– Они доучатся.

– Военные кафедры гражданских вузов – наиболее обсуждаемая сегодня в СМИ проблема. Известно, что их ждет существенное сокращение. Это оправданное решение?

– Система подготовки офицеров запаса в гражданских вузах действует в нашей стране с 1926 г. Создание военных кафедр полностью соответствовало существовавшим тогда и много позже взглядам на будущую войну, как войну массовых армий. На время распада СССР на военных кафедрах гражданских вузов ежегодно готовили до 140 тысяч человек. В России сегодня на 229 военных кафедрах проходят обучение 170 тысяч человек. В результате по всем военно-учетным специальностям мы подготовили уже не один мобилизационный комплект. По некоторым – от 10 до 17 комплектов. Сегодня при миллионной армии – 3,5 млн. офицеров запаса.

Руководство Минобороны сообщило, что из 229 военных кафедр будет оставлено порядка 30. Прежде всего это будут кафедры по наукоемким военно-учетным специальностям, где сложились свои школы. Не буду «бежать» впереди Минобороны. Его прерогатива – назвать, в каких вузах остаются кафедры, но, на мой взгляд, это должны быть вузы типа технического университета имени Баумана, Московского авиационного института… То есть вузы, которые и сегодня дают достаточное количество офицеров для Вооруженных Сил. Но, убежден, нельзя отдавать подготовку командиров на военные кафедры гражданских вузов. Будущий командир должен почувствовать, что такое казарма, ходить в наряды, караулы.

Как планируется, студент, желающий учиться на военной кафедре, заключит контракт с Минобороны и возьмет обязательство прослужить после выпуска не менее трех лет по контракту. При этом рассматривается вопрос: начинать офицерскую службу выпускники гражданских вузов не сразу станут в воинских частях. Сначала пройдут учебные центры, чтобы узнать армейскую службу изнутри. Все остальные выпускники вузов пойдут в армию рядовыми солдатами. И уже после службы им присвоят офицерское звание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте