search
main
0

Что такое практический интеллект и как капитализировать талант ребенка

Достаточно посмотреть новостные и аналитические программы на федеральных телеканалах, чтобы понять — тема одаренных детей сейчас всерьез занимает российские власти всех уровней. Между тем, до сих пор нет четких критериев отбора таких ребят и общего понятия одаренности. Кого считать талантливым? Ребенка, в три года решившего теорему Пифагора, но «стухшего» к моменту выпуска из школы? Или мальчика, не знающего высшую математику, но собравшего новый тип ракеты своими руками? А может, школьника, объединившего идеи разных людей в один проект и воплотившего его в жизнь? И как поддержать и того, и другого, и третьего? Эти и другие серьезные вопросы рассматривали на международной научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми «Мотивационная одаренность: от отбора к развитию», прошедшей недавно в Правительстве Москвы. Среди ее организаторов – Минобрнауки РФ, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования.

Интересно, что сам термин «одаренные дети» не ругал на конференции только ленивый. Например, в отношении дошкольников это просто некорректно, скорее здесь речь идет о способностях и интересах. Самый оригинальный аргумент против привел Сергей Гиль – мол, слово «одаренный» предполагает, что ребенка кто-то одарил. «Что не укладывается в дарвинистское понимание эволюции», – полушутя заметил начальник управления образования и инноваций Центросоюза России. Хотя немного погодя рассказал полуанекдотическую историю о том, что когда он спросил одного из умных детей, собравшего какого-то особенного робота, откуда он берет свои идеи, тот показал пальцем вверх. «Ну, у него-то выделенная линия, но мы должны руководствоваться земными материями», – заметил Сергей Сергеевич. И предложил пользоваться «деликатным» определением, данным, например, в соответствующем постановлении правительства 2015 года, «дети, проявившие выдающиеся способности». Один из ключевых спикеров конференции, он же создатель концепции детства, закрепленной во ФГОС, директор ФИРО Александр Асмолов напомнил, что одаренность проявляется у детей по-разному — есть, образно говоря, спринтеры (ребята, способные работать в условиях стрессов — олимпиад, конкурсов, которые, возможно, во взрослой жизни себя никак не проявят) и есть стайеры, со своей «тихой одаренностью» творящие всю жизнь. Специальную одаренность, по мнению Асмолова, конечно же, можно и нужно развивать — в лабораториях вроде физматшкол и театров-студий, но «вначале должна быть работа с общей одаренностью». «Мотивационная среда развития должна быть создана для всех», – заметил Александр Григорьевич. Расширить понятие одаренности была призвана и скайп-лекция профессора психологии Оклахомского университета из США Роберта Стернберга. Профессор поведал собравшимся, что много лет исследует практический интеллект — практические навыки, которые очень важны в жизни, но игнорируются современными институтами образования. Например, дети на Аляске умеют то, чего не умеют взрослые горожане, – запрягать и управлять собачьей упряжкой, ориентироваться в снегах; а дети Африки обладают крайне ценными для выживания знаниями и умениями в области народной медицины. С обычной успеваемостью и тестами на IQ практические таланты обычно не совпадают. Тем не менее, психолог считает, что вскоре человечество и система образования вынуждены будут пересмотреть свои взгляды на одаренность. – По мнению нашей большой исследовательской группы, одаренность – это возможность изменить обстоятельства вокруг себя – приспособиться самому и в чем-то изменить среду, – сказал господин Стернберг. – Умеющие это дети обладают творческим интеллектом и в будущем из них получатся ответственные граждане.Как выяснилось, многие теоретики одаренности считают, что одаренных детей отличает именно самостоятельная мотивация к какой-либо деятельности, поэтому склонны называть юных талантов мотивационно-одаренными детьми. Но, как таких детей не назови, надо их выявлять и с ними работать. Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов сообщил, что в последние годы работу с одаренными детьми систематизировали. Создан Федеральный реестр одаренных детей, который включает около семи тысяч имен. Реестр – основа для отбора получателей грантов Президента России, проявивших выдающиеся способности и поступивших в вузы на очные отделения. Ежегодно выдается порядка пятисот грантов в размере 20 000 рублей ежемесячно.Вспомнили и о создании новой модели дополнительного образования детей в рамках инициативы АСИ – многоуровневой системы внешкольной работы на основе государственно-частного партнерства (сети детских технопарков). Три уже открыто, к концу этого года они появятся еще в 17 регионах. Генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов призвал более широко смотреть на правоприменение нормативной базы в образовании, что дает возможность создавать новое образовательное пространство. По его мнению, современная школа может построить вариативное открытое образование, когда сам ученик делает образовательный запрос к взрослому, привлекает экспертов и может учиться везде (не обязательно в школе). Но все это, похоже, дело будущего. Пока же самым ярким примером критерия отбора одаренных детей остается победа в различных конкурсах и олимпиадах. Возьмем самое крупное и престижное испытание – Всероссийскую олимпиаду школьников, или Всерос, как ее называют между собой участники. Она становится все более массовой: так, в 2016 году введены испытания по 3 новым предметам, впервые в олимпиаде могут участвовать 4-классники. Кроме того, начинает действовать правило: сколько раз победил в ВОШ, столько раз получишь денежное поощрение (призеры заключительного этапа получают 30 тысяч рублей, победители – 60 тысяч; победители международных олимпиад в Москве в этом году и вовсе должны получить по 1 миллиону рублей — Т.Е.). Но зам. директора Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов, выступивший с докладом о новшествах ВОШ признал, что у нее тоже хватает проблем. Та же монетизация олимпийского движения (тут возникает побочная проблема целевого использования денег), зависимость детей от наград (зачастую в победители выходят одни и те же ребята). Также из зала прозвучала реплика: массовость массовостью, но каково качество призеров и победителей региональных этапов? Оказывается, оно совсем не безупречно.Как признался один из спикеров конференции, зам. директора федерального образовательного центра «Сириус» и зам. руководителя Фонда «Талант и успех» Михаил Случ, в отдельных регионах побеждают ребята, набравшие всего 10 баллов (т.е. решившие «полторы задачи»), — настолько низок общий уровень подготовки. Поэтому разница между отдельными регионами, а также регионами и столицей бывает огромной. И это при том, что главным критерием отбора детей в «Сириус» как раз и являются достижения на престижных олимпиадах и конкурсах. Так, по словам Случа, 2,5 тысяч ребят, побывавших на сменах центра по направлению «наука» (по 400 детей на предмет), – это практически срез заключительного этапа ВОШ. Но даже если брать «сильных» олимпиадников, а это в основном ребята из Москвы и Санкт-Петербурга, то именно для них-то обучение в «Сириусе» не так актуально, как другим.- Мы решили, что центр должен работать с более широкой аудиторией, не только «топовой», – заметил Михаил Ильич.Кроме того, олимпиадный критерий сильно ограничивает в возрасте — в них в основном участвуют 10-классники. Выпадают все остальные.Так что в Сочи стали искать другие критерии отбора одаренных. Пока нашли по сути только один дополнительный критерий — участие в проектной деятельности (наличие «собственного (индивидуального или командного) проекта научно-технического или исследовательского характера, наличие документа, удостоверяющего исключительное право на результат интеллектуальной деятельности; наличие публикации в научном издании», как гласит сайт «Сириуса»).Первые проектные смены совместно с МГУ уже провели в июле и августе. Далее – с этого ноября – набирать в них ребят планируют на конкурсной основе. Для участия в конкурсе проектных и исследовательских работ пока отобраны 12 регионов: Белгородская, Владимирская, Калужская, Липецкая, Орловская, Свердловская, Тульская, Тюменская области, Краснодарский край, Татарстан, Москва, ХМАО-Югра. Кстати, в ХМАО, благодаря некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Открытое образование» разработали свою любопытную модель работы с мотивационно-одаренными детьми, в которой главную поддержку оказывают лидерским качествам. Ее создатели выделили для себя как важный критерий одаренности — способность к авторским действиям, не повторяющим уже имеющиеся. – Мы вошли в проект фонда «Талант и успех» в «Сириусе», но мы хотим организовать и свой конкурс «Лидеры Югры», – заявила начальник отдела воспитания и дополнительного образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Романова. Суть проекта – развитие навыков в решении задач, связанных с развитием региона и реализацией собственных жизненных приоритетов участников. Для молодых лидеров (от 13 до 18 лет) будут организованы тренинги, которые позволят им определить уровень своих способностей, наметить стратегию и сформировать навыки самоанализа. Отборочные туры уже прошли, вторым этапом станет компетентностная олимпиада, куда войдут прикладные задания в области обществознания, аналитические и управленческие задачи. Победители и призеры получат право участия в Российской компетентностной олимпиаде 2017 года. Олимпиады тоже должны становиться другими, пришли к выводу участники конференции. – Пора снова возрождать коллективные творческие дела и создавать новый пул олимпиад – так называемых «длинных игр», в которых ребенок может проявить себя и совершенно неважно, победит он в них или нет, он приобретет навыки, которые ему потом могут пригодиться в жизни, – заявил представитель Центросоюза России Сергей Гиль.И все присутствующие с ним согласились. В Татарстане, опыт которого Гиль представлял, давно сделали ставку именно на развитие человеческого капитала и разработали уникальные методики работы с мотивированными детьми. Так, президентом Рустамом Миннихановым 3 декабря 2014 года принята госпрограмма «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан», рассчитанная на 5 лет, до 2020 года. Каждый год на управление талантами будет выделяться 100 млн. рублей. Авторы программы заявляют, что она не дублирует содержание действующих госпрограмм, функций и задач ведомств и организаций в сфере работы с одаренными детьми и молодежью. Основной причиной ее принятия стал отток талантливой молодежи из Татарстана. По данным правительства, за последние годы Татарстан покинули более 30 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе от 75 до 85% победителей всероссийских олимпиад. Чтобы молодежь не уезжала из Татарстана, здесь создают мотивацию и среду обитания. Программа поддерживает проекты по шести направлениям: производство, техника, спорт, культура, социальное творчество и наука.В Татарстане, похоже, хотят соединить практические, лидерские и предметные таланты. «В идеале нам нужны те, кто быстрее остальных капитализирует свои знания и умения, – подчеркнул Гиль. – Именно за ними сегодня бегает весь мир».В республике только недавно открыли Университет талантов — площадку для всевозможных проектных олимпиад и конкурсов (например, «Предпринимательские игры», «Генеральный конструктор»), в которых могут принять участие молодые люди в возрасте от 12 до 30 лет, преподаватели и наставники. Участников можно будет увидеть уже на декабрьском Форуме «Открытие талантов» 2016, куда всех присутствующих и пригласили. В Татарстане лелеют дерзкую мечту — помогать детям становиться людьми, которые смогут встроиться в этот мир, чтобы потом его изменить. Поживем, как говорится, посмотрим…Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте