search
main
0

Что такое одноколейка? Туристские прогулки в классах коррекционно-развивающего обучения

В последние 5-7 лет в школах России увеличивается число классов коррекционно-развивающего обучения. Растет количество детей с пониженной обучаемостью, с низким уровнем развития познавательной деятельности, который и приводит к тому, что ребенок не может в полном объеме усвоить учебную программу. Для работы с такими ребятами нужны методы и приемы, отличные от применяемых в обычных классах.

Перед педагогами коррекционно-развивающих классов стоит задача не только донести до детей учебный материал, соответствующий программе, но и сделать это в такой форме, чтобы ребенок, находясь в школе, не испытывал психологического дискомфорта. Эмоциональное состояние детей с трудностями в обучении напрямую связано с их способностью усваивать учебную программу. А где ребенок чувствует себя наиболее психологически комфортно? Конечно, в общении с природой. Еще К.Д.Ушинский говорил: «День, проведенный ребенком среди рощ и полей… стоит многих недель, проведенных на школьной скамье».

В начальной школе для развития познавательной деятельности и создания определенного психологического климата у детей из коррекционных классов особенно эффективны туристские прогулки. Во время такой прогулки дети проходят небольшие маршруты (около 4 километров) в пригородном лесном массиве или ближайшем к школе лесопарке без преодоления естественных препятствий. Во время небольшого путешествия можно решить множество задач, как образовательных, так и оздоровительных. И одна из приоритетных – развитие познавательной и мыслительной деятельности детей.

Ребятам с трудностями в обучении непросто даются такие мыслительные процессы, как анализ, обобщение, классификация. А где, как не в лесу, предоставляется практическая возможность действовать с предметами классификации? Больше и меньше, выше и ниже, ближе и дальше, справа и слева – все это во время туристской прогулки становится понятным.

Кроме того, для детей с трудностями в обучении характерны бедность и неточность словаря, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование. Определенный эмоциональный настрой, возможность увидеть то, про что рассказывают, конечно, создают условия для более полного развития речи. Во время обычного урока, воспринимая лишь на слух, школьники не поймут скорее всего многих новых слов, например значение необычного слова «одноколейка». А увидев ее на прогулке воочию, пройдя вдоль железнодорожного полотна, послушав рассказ педагога о том, зачем она была нужна, дети на всю жизнь запомнят это непонятное слово и еще родителям расскажут. А представьте себе, сколько тем для разговоров появляется после любой прогулки. Вот вам и развитие словаря, связной речи. Как результат – речь становится и богаче, и эмоциональнее.

Многие учителя из коррекционных классов сталкиваются с тем, что ученики отвлекаются, недостаточно концентрируются на объекте изучения. Причем неустойчивость внимания у разных детей проявляется по-разному: у кого в начале, у кого в середине, у кого в конце урока. Вот и попробуй удержи внимание в течение всех 40-45 минут. Только сосредоточится ребенок, а тут начинает говорить учитель, и все внимание переключается на него. Все, что надо было сделать, забыто. А в лесу? Засеките по часам, сколько времени будут искать дети белку на дереве. Они могут ее вообще не увидеть, но как во время этого процесса развивается внимание! А вот на дороге попалась большая лужа с головастиками. Как же интересно наблюдать за ними! И куда только девается неустойчивое, несконцентрированное внимание!

Большинство проблем в обучении у детей возникает из-за недостатка памяти. С каждым годом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, так как увеличивается объем получаемых знаний. А успешность запоминания существенно зависит от формы предъявления учебного материала. Наиболее полное запоминание будет только при наличии наглядности, ведь у детей из коррекционных классов преобладает наглядная память. И если ученикам, рассказывая о ядовитых растениях, еще и показать их, то они надолго запомнят и всем будут рассказывать, что «вороний глаз» и «волчье лыко» очень ядовиты и их ягоды ни в коем случае нельзя есть.

У детей с трудностями в обучении возникают проблемы и со скоростью восприятия. Она значительно ниже, чем у обычных школьников. Известно, что пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Наиболее успешно развивать восприятие можно во время туристского маршрута.

Можно, например, привести детей к ельнику. Мало кто знает, почему у елей в разные дни ветви расположены по-разному. А потому, что давление на улице разное. Поиграем возле елок. Как ели ветки, поднимаем вместе руки. Это к непогоде, к дождю, снегопаду. А вниз опустим – к солнечным дням. Наблюдая за деревом, ребята и видят его, и руки, как ветви, поднимают и опускают, трогают кору и еловые лапы. Так происходит взаимодействие всех трех факторов, развивающих восприятие.

По словам К.Г.Паустовского, каждое путешествие – проникновение в область значительного и прекрасного… Природа, помогая педагогу, дает уникальную возможность развивать всесторонне маленького человечка, особенно когда ему трудно учиться.

Татьяна МЕНДЕЛЕЕВА, учитель начальных классов, школы № 1981, Москва

Из подслушанного во время прогулки

Две девочки.

– Ты кем будешь? Я – врачом.

– А я принцессой какой-нибудь, но мама говорит, лучше бы менеджером.

Два мальчика.

– Может, динозавры и не вымерли, а, как хвощ, стали маленькими?

– Нет, они вымерли давно, еще в тысяча девятьсот каком-то году, а сейчас уже две тысячи четвертый…

Два мальчика фантазируют:

– Вон, смотри, там заяц глазом сверкнул.

– Да я его уже два раза сегодня видел.

Девочка вздыхает:

– А мы, Аленка, с тобой никого не видели…

– Вот, смотрите, белка прыгает. Только мы с вами про белку поговорили, а она тут как тут.

– А давайте и про лису поговорим…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте