Введение профильного обучения до сих пор вызывает много споров. Наиболее распространенный довод противников – можно ли в 14-15 лет сделать правильный выбор.
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения.Чарльз ДАРВИН
Самостоятельно человеку в таком возрасте действительно трудно определиться с будущей профессией. «Для этого и существует предпрофильная подготовка», – хочется ответить оппонентам.
Профилизация – это чрезвычайно интересно. Такой вывод можно сделать после услышанного на «круглом столе», который прошел в средней школе № 94 города Красноярска. Здесь собрались не только управленцы, учителя, классные руководители, но и непосредственно те, кому предстоит выбирать профессию, – старшеклассники, участвующие в сетевом взаимодействии по реализации профильного обучения.
– Вот уже четвертый год, как в Ленинском районе Красноярска внедрен необычный управленческий проект – «Создание профильного образовательного пространства через реализацию территориальной модели сетевого взаимодействия», – рассказывает Марина Цаплина, ведущий специалист Управления образования района. – В состав сети вошли девять близко расположенных образовательных учреждений, межшкольный учебный комбинат и Аэрокосмическая школа, сформированные в три сетевые группы. Внутри такого объединения – единый учебный план, тарификация, сетевое расписание, комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению и информированию участников образовательного процесса. Мы проводим сетевые педагогические советы и конференции. Сегодня поступили заявки еще от двух школ, которые хотят к нам присоединиться.
– Главное преимущество такой модели – возможность выбора при индивидуальном учебном плане, – включается в разговор Татьяна Жихарева, директор школы №94. – А еще повышение вариативности и, конечно же, объединение ресурсов. Кроме этого, у нас очень жесткий отбор элективных курсов. На «круглом столе» присутствуют ребята, чьи индивидуальные учебные планы представлены по различным профилям: аэрокосмический, филологический, экономический и информационно-технологический. Одиннадцатиклассница Яна Любовникова в будущем видит себя филологом. Каждый день в ее расписании – английский язык и второй иностранный – немецкий. Кроме этого, Яна посещает элективный курс по зарубежной литературе, углубленно изучает отечественную филологию. Сергей Щукин тоже знает, куда пойдет после школы, – на экономический факультет Сибирского федерального университета, поэтому выбрал социально-экономический профиль, здесь углубленно изучают экономику, обществознание, географию и правоведение. Раньше старшеклассник был заложником одного учителя. А сегодня ребята сами решают, какие предметы и у кого им изучать. Значит, нелюбимых уроков просто не будет.
Педагоги признаются, что сетевая модель поначалу показалась сложной. Возникли трудности с расписанием, пришлось серьезно повышать образовательный уровень. Но потом стало интересно. При этом выиграли дети, которые перестали бояться учителей. Получилась независимая оценка знаний.
Сегодня эти 11 образовательных учреждений объединились в некоммерческую организацию «Союз «Мобилпроф»» и активно занимаются тиражированием опыта: участвуют в городских методических объединениях, демонстрировали проект на конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Четыре сетевые школы в прошлом году стали миллионерами, выиграв президентский грант.
В планах у «Союза «Мобилпроф» – создание отдельной профильной старшей школы, рассчитанной на 600 учеников.
– Разумеется, мы понимаем, что школам не захочется терять своих хороших учеников, – говорит Марина Цаплина, – но в таком образовательном учреждении появится возможность собрать лучших педагогов района и сосредоточить мощную материально-техническую базу.
Комментарии