search
main
0

Что такое буктрейлер?

В стране Читалии все жители - читатели!

Семейное чтение тонкой нитью
соединяет одну душу с другой,
и тогда рождается родство душ.
Я.Корчак

Уже почти десять лет меня занимают прочитанные где-то слова: «Семейное чтение – своеобразная «охранная грамота» в отношениях родителей и детей». Каким бы напряженным ни был семейный конфликт, уверена, можно набраться смелости и произнести слова примирения, например: «У нас прямо как в твоем любимом «Маленьком принце». Помнишь? «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету!» Раскрыть детскую книжку, перечитать ее, возможно, в сотый раз, потому что когда-то читали вместе и вслух каждый день по пять раз, а потом как-то прошло…

Получается, что обращение к любимым детским книгам – своеобразный инструмент пробуждения собственной детской памяти родителей. Но просто чтение без обсуждения и осмысливания вряд ли можно считать такой «охранной грамотой».

Ценность семейного детского чтения осознается большинством нынешних взрослых, поскольку они являются представителями культуры, возросшей на печатной литературе.

Но все же как будущие и начинающие, так и уже активно действующие довольно молодые родители в возрасте примерно 35 лет часто испытывают трудности, связанные с недостатком собственного читательского опыта. Есть предположение, что проблема в том, что к исполнению родительских ролей сегодня пришло поколение молодых женщин и мужчин, которые миновали в своих семьях чтение как форму организации семейного досуга и как хобби конкретных членов семьи. Их детство и юность пришлись на трудный период перестройки и последовавшего за ней экономического кризиса, когда все силы и время многих родителей уходили на элементарное выживание. Соответственно, они не воспроизводят в собственной семейной практике традицию семейного чтения.

За пореформенные годы произошли размывание традиции семейного чтения, распыление его ресурсов и утрата соответствующих навыков. А ведь существует такое негласное мнение, что читателем становятся у мамы на коленях. Именно здесь чтение для ребенка открывается как счастье и удовольствие, именно в радостном общении мамы с малышом вокруг книги образуется и закрепляется привычка к чтению, которая позже способна оформиться в осознанную потребность.

Конечно, большинство родителей стараются как могут следить за чтением своих детей, но при этом мир современной детской и подростковой книги им знаком слабо, поскольку многим известны некие конкретные списки обязательных для прочтения в детстве и юности книг, а собственные литературные предпочтения детей и подростков нередко вызывают не совсем позитивную реакцию у родителей, а тем более у бабушек и дедушек.

Наш конкурс медиапроектов «Страна Читалия» направлен на решение разнообразных задач, одной из которых является возрождение семейного досугового чтения. Вообще мы взяли за основу идеи конкурса интерес детей и подростков к использованию разных компьютерных гаджетов, в том числе и для чтения самых разных книг, как рекомендованных, так и случайно обнаруженных самостоятельно. Конкурсу медиапроектов, которые представляются в формате буктрейлера, уже семь лет. За это время в нем приняли участие более 4500 человек из 32 субъектов Российской Федерации и 14 зарубежных стран, создано почти 2000 медиапроектов-буктрейлеров по 16 номинациям, среди которых каждый год есть номинация, посвященная актуальному направлению года, объявленному Правительством Российской Федерации. Например, в 2020 году такой номинацией стала «Книги о Великой Победе», в 2021 году – книги Ф.М.Достоевского и посвященные его творчеству, в прошлые годы это были книги о театре, о волонтерстве, а в следующем году появится номинация «Книги о народном искусстве и культурном наследии». Цель конкурса – популяризация книги и чтения, повышение мотивации к смысловому досуговому чтению через освоение приемов медиапроектирования путем создания рекламных роликов – буктрейлеров.

Что такое буктрейлер? Это видео­ролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Существуют разные его жанры: игровые, анимационные, презентационные. Игровой буктрейлер – ролик по книге, в котором участвуют живые актеры, не обязательно профессиональные, которые разыгрывают сцены из книги и т. п. При этом на экране могут появляться титры, объясняющие идею и сюжет. Анимационный – похож на игровой, но с использованием анимации (мультипликация: пластилин, куклы, собственные рисунки и т. п.). Презентационные буктрейлеры сделаны на основе слайдов с цитатами, иллюстрациями, фото книжных разворотов и тематическими рисунками или фотографиями, сопровождающимися голосом или музыкой. Конкурс проводится по пяти возрастным группам, названия которых мы связали с отношением к чтению. «Хочу читать!» – для дошкольников от 3 лет; «Умею читать!» – для учащихся 1-4‑х классов; «Люблю читать» – для учащихся 5-8‑х классов; «Знаю, что читать!» – для учащихся 9-11‑х классов, студентов колледжей и вузов; «Учу читать!» – для учителей, воспитателей и родителей.

Очевидно, что маленькому ребенку создать такой видеопродукт без помощи взрослого довольно сложно. Именно поэтому среди буктрейлеров дошкольников и учеников начальной школы часто можно заметить явное или не очень, но все же креативное присутствие родителей или старших в этой семье детей.

Да и в медиапроектах учеников основной и старшей школы подчас будто бы чувствуется и слышится голос родителей, учителей. И вот это присутствие как раз и является настоящей ценностью. Можно предположить, что, работая над роликом, дети вместе со взрослыми читают и перечитывают выбранную книгу, обсуждают ее содержание, иногда даже спорят по поводу сюжета и поведения героев.

Но вернемся, собственно, к чтению, а вернее, к тому, как, по нашему мнению, родители приходят к пониманию важности совместной с ребенком деятельности по осмыслению прочитанного.

«Брось все и читай!» – эта фраза буквально напутствие для мам и пап, которые не хотят упустить нить добрых отношений со своими детьми. Не могу сказать, что полностью согласна с этим напутствием. Знаю многих родителей, читающих детям вслух с самого раннего возраста. Отмечу все же, что чтение без обсуждения довольно редко, если не сказать никогда, бывает той самой «охранной грамотой» доверительных отношений в семье, о которой упоминалось в начале статьи.

А как же можно осмысливать прочитанное в процессе создания буктрейлера? Например, есть конкурсная номинация «Личности. Герои. Подвиги». Создавая буктрейлер по книге, относящейся к этой номинации, мы знакомимся с примерами поведения великих людей, выделяя те фрагменты текста книги, где рассказывается о событиях из жизни, о поступках, о чертах характера героев. И вот уже эти самые главные, самые нужные, по мнению автора ролика, мысли появляются на экране, да еще и озвучиваются. Их видят и слышат другие люди, и… да, это тот самый момент, когда может появиться мысль: «Интересно! Надо бы почитать!» Идет цепная реакция читательского интереса, ведущего к осмысленному выбору книги, а в дальнейшем и к осмысленному чтению с погружением. Рождение нового читательского опыта, новых смыслов, развитие личности. И все это благодаря маленькому трехминутному ролику.

А, например, обсуждая народные сказки, легенды и притчи, мы формируем отношение к национальным традициям и ценностям. Авторы таких буктрейлеров готовят костюмы и декорации, разыгрывают сценки, и это тоже новый опыт и новое осмысление через творческую деятельность.

Создавая рекламные ролики по книгам о науке, путешествиях и приключениях, дети и взрослые совершенствуют свои представления об окружающем мире, конечно, задают много вопросов, нередко самим себе, сами же ищут на них ответы. Дети иногда обращаются за помощью к родителям, бабушкам и дедушкам. Так она и появляется, эта нить, связывающая поколения…

А изучение произведений отечественной и зарубежной классики в процессе создания рекламных роликов позволяет людям всех возрастов уточнить возможные способы решения жизненных проблем. Ведь они вечные, эти проблемы верности и чести, благородства и коварства, любви и дружбы. Это слова, которыми был озвучен буктрейлер шестилетнего автора, созданный совместно с родителями и педагогами по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Да, конечно, большинство взрослых людей действительно понимают, насколько ценным является совместное чтение вслух. Многие родители стараются найти способы общения с детьми, особенно в непростом подростковом возрасте, когда почти все внимание ориентировано на внешнее сообщество, на его оценку, желательно положительную. Полагаем, именно поэтому конкурс «Страна Читалия» вызывает интерес у все большего количества людей всех возрастов в разных странах мира. И мы очень рады, что конкурс поддерживают и библиотеки, и издательства, и современные писатели, и представители медиа- и киноиндустрии.

Ольга МАЧЕХИНА, руководитель проекта «Международный конкурс медиапроектов «Страна Читалия», кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте