Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Что такое АКДО? Питерцы предлагают свой вариант проведения медосмотров школьников

Учительская газета, №27 от 6 июля 2004. Читать номер
Автор:

Одним из положительных итогов проведения Всероссийской диспансеризации детей можно назвать всплеск интереса к проблемам оздоровления, появлению новых технологий профилактики. Несомненно, лучшим, что сегодня имеет российская детская профилактическая медицина, стала разработка аппаратно-программного комплекса диспансерного осмотра детей – АКДО. По сути, это – альтернатива практикуемым в школах бригадным медицинским осмотрам. История проведения таких кампаний в нашей стране насчитывает не одно десятилетие. Школьный медосмотр и сегодня ассоциируется прежде всего с очередями, шумом, непомерной нагрузкой для педагогов и медиков, спешкой, следствием которой зачастую становятся существенные погрешности в оценке здоровья детей. Может быть, поэтому педагоги проявили интерес к новой методике.

Комментарий «УГ»Те, кто заинтересовался новой технологией медосмотра школьников, могут позвонить по телефонам: (812) 251-80-59 или (812) 110-13-03.

Аппаратно-программный комплекс, управляемый одним специалистом-медиком, способен всего за 20-25 минут собрать более 400 данных о ребенке, систематизировать информацию, которая в формализованном виде отправляется в вышестоящие организации и при необходимости – в Федеральный регистр. Технология позволяет определить с высокой точностью – до 95% – отклонения в состоянии здоровья по 24 патологиям на ранних стадиях развития болезни, не допуская ее прогрессирования.

В комплекс входят компьютер, 9 программ, интеллектуальный кардиоанализатор, приборы для проведения лабораторных исследований параметров здоровья ребенка. Управляет техникой один специалист – доктор АКДО, обучение которого, организованное на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, включено в стоимость комплекса.

Предложения петербургских ученых и педиатров проводить медосмотры школьников по-новому учли требования не только медицины, но педагогов, родителей и детей.

Спросите, каким образом? Ребенок, а тем более 14-летний подросток с особенностями возрастной психологии, всегда по-достоинству оценит, что в ходе такой обязательной процедуры, как медицинский осмотр, его не станут пропускать «сквозь строй» врачей-специалистов, а отдадут в руки одного доктора, доверительно беседующего с юным пациентом о его здоровье. Такая методика вполне соответствует требованиям Всемирной декларации прав ребенка, которая видит в каждом из малышей прежде всего личность и уж потом физиологический объект.

Медицинское обследование с помощью АКДО подразумевает привлечение к осмотрам родителей. Загодя заполняя подробную анкету о своем ребенке (когда и чем болел), взрослые экзаменуют сами себя по теме: «Что я знаю о своем ребенке». Когда родители выполняют такой отчет в течение ряда лет (медосмотры – процедура ежегодная), то получают возможность не только накапливать нужную информацию, но и опыт грамотного пользования ею.

Согласитесь, что даже самый подготовленный врач не обладает достаточной механической памятью для того, чтобы запомнить и использовать несколько тысяч терминов, обозначающих синдромы и сами заболевания. Как правило, коллеги придерживаются тех формулировок нозологических диагнозов в редакции конкретной медицинской школы, которую они заканчивали или к которой тяготеют. Такая практика противоречит стандартизированному подходу, который сегодня признается единственно верным в медицине.

Такой строго стандартизированный осмотр обеспечивает автоматизированный комплекс диспансерного обследования, оценочный алгоритм которого составлен одним из ведущих педиатров России, доктором медицинских наук, профессором, главным педиатром Северо-Западного федерального округа Игорем Воронцовым.

Наиболее важной частью системы стали оценки развития и питания ребенка, основанные на комплексе данных антропометрии и клинических симптомов. Важно, что АКДО позволяет проводить оценку состояния здоровья детей в любом масштабе – от индивидуальной до групповой, – проводя сравнения по шкале здоровья между несколькими классами, школами и даже регионами. Такой объем функций вполне «вписывается» в программу мониторинга режима питания школьников, двигательной активности.

Кстати, при грамотной подготовке к управлению аппаратно-программным комплексом допускаются высококвалифицированные средние медицинские работники, фельдшера, из числа которых, собственно, и сформированы штаты медицинских кабинетов средних образовательных учреждений. Если в ближайшие годы будет реализована идея создания на базе медпунктов школьных медико-социальных центров, персонал АКДО станет незаменимым специалистом, равно как и сама методика.

И это понятно, ведь ранняя диагностика заболеваний позволяет снизить количество тяжелой патологии. Вот уже несколько лет поликлиники Санкт-Петербурга используют в работе по проведению медицинских осмотров детей технологию АКДО. Результаты их работы свидетельствуют, что методика обеспечивает снижение плановой госпитализации в стационары на 18-20%, инвалидизации – на 15-20%.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту