Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Дневник

Что стоит изменить в олимпиадных правилах?

Учительская газета, №42 от 20 октября 2020. Читать номер
Автор:

Генпрокуратура России взяла под контроль соблюдение прав детей при проведении Всероссийской олимпиады школьников. Как заявили в надзорном ведомстве, действующий порядок проведения Всероссийской олимпиады не отвечает современным реалиям и не в полной мере учитывает требования антикоррупционного законодательства. При этом создаются предпосылки к ущемлению гарантированного Законом «Об образовании в РФ» права детей на развитие своих творческих способностей и интересов посредством участия в олимпиаде. По требованию Генпрокуратуры Минпросвещения России разрабатывает новый порядок ее проведения. Министерству внесено предписание ускорить эту работу.

Мы поинтересовались мнением наших экспертов: насколько объективно сегодня проходит Всероссийская олимпиада школьников? Что стоит изменить в правилах ее проведения?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Всероссийская олимпиада школьников – важный инструмент поддержки способных ребят. Это доказывает большое число участников на всех ее этапах. Пять лет назад эксперты Народного фронта инициировали поправки в Закон «Об образовании в РФ», уравнявшие права призеров олимпиад и абитуриентов, сдающих ЕГЭ. И те и другие могут пользоваться льготами при поступлении в вуз в течение последующих четырех лет.

Такой особый статус олимпиады повышает общественное внимание к соблюдению правил ее проведения и прозрачности процедур. Что больше всего сегодня беспокоит общественников?
Во-первых, отсутствие четких правил квотирования участников. Для прохождения в заключительный этап олимпиады на региональном этапе ребятам из 9, 10 и 11‑х классов необходимо набрать определенный проходной балл. Случается, что ни один ребенок преодолеть этот порог не может. Тогда регион может самостоятельно определить и направить на заключительный этап ребенка из любого класса, показавшего наилучший результат на региональном уровне. Это нарушает права представительства участников по классам.

Во-вторых, пока не решена проблема участия тренеров в составе жюри на заключительном этапе. Одновременное исполнение обязанностей тренера и функций члена жюри может приводить к конфликту интересов.

Также экспертов беспокоит, что порядком не закреплен единый информационный портал олимпиады, не описан механизм обеспечения качества заданий школьного и муниципального этапов, а также порядок подведения итогов по заключительному этапу в форс-мажорных обстоятельствах, в том числе с использованием дистанционных технологий.
По этим направлениям необходимо вести доработку регламента.

Александр САЙБЕДИНОВ, народный учитель России, директор Губернаторского Светленского лицея, Томск:

– Если говорить о совершенствовании олимпиады, я предложил бы обратить внимание на ряд моментов. Прежде всего это отсутствие прозрачного механизма квотирования призеров и победителей, которые выходят на следующий этап образовательного марафона. В первую очередь от этого страдает школьный, самый основной, стартовый, этап олимпиады, который и формирует интерес к ней у учащихся.

Также в списках олимпиадных дисциплин нет предметов области «Искусство», которые являются самыми востребованными в системе образования. Достаточно посмотреть статистику их востребованности во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Появление этих предметов во Всероссийской олимпиаде могло бы стать поводом для их развития в школе.
И, повторюсь, самый важный этап олимпиады не федеральный, а школьный. Но почему-то от подведения итогов школьного уровня в части определения участников муниципального этапа школа устранена.

Алексей ОВЧИННИКОВ, учитель средней общеобразовательной школы с. Баловнево Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011:

– На российском уровне я не был в числе организаторов олимпиады. Что касается школьного, муниципального и регионального этапов, мне кажется, они проходят достаточно объективно. Такой многоступенчатый отбор позволяет выявить одаренных детей, которые затем могут побороться за места на российском финале. Каких-то принципиальных препятствий, которые не позволили бы действительно талантливому ребенку себя проявить, я, честно говоря, не вижу.

В школьном этапе олимпиады могут участвовать все желающие независимо от их текущих оценок, успехов в изучении того или иного предмета. Если ребенок хочет, ему не имеют права отказать. Просто есть определенные квоты, количество баллов, необходимое для того, чтобы стать призером или победителем. Если ребенок не набирает этих баллов, никакая Генпрокуратура не поможет ему это сделать. Но доля субъективности присутствует в любых соревнованиях. Если даже люди оценивают по критериям, все равно у них есть какие-то предпочтения, есть свое видение.

Елена ДАНИЛИНА, заместитель директора лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж:

– Мы можем только предполагать, почему зашла речь о соблюдении прав детей и почему ситуацией заинтересовалась прокуратура. Возможно, одна из причин – жалобы родителей ребят, которые в 2020 году прошли в заключительный этап Всероссийской олимпиады и не получили статус призеров.

Если говорить о том, на что хотелось бы обратить особое внимание при проведении олимпиад, то тут есть несколько важных моментов. Первое – качество проверки работ. На муниципальном этапе члены жюри – это часто преподаватели вузов, иногда они забывают, что оценивают школьников, а не студентов. В таких случаях нам приходилось подавать апелляции, и ребятам прибавляли баллы. Но лучше было бы обходиться без этого и просто верно оценивать. Второй момент – не все хорошо выступившие на региональном этапе могут поехать на всероссийский этап. Иногда складывается впечатление, что появляются дополнительные препятствия, и в итоге едет один человек, а не несколько. Это тоже неправильно. Третье – когда дети выходят на заключительный этап, они не всегда могут получить подготовку необходимого уровня. А это должно быть.

Очень важный момент – прозрачность оценивания. Она необходима на всех этапах, но иногда бывают ситуации, когда учителям, даже членам жюри, не дают посмотреть, как оценивались работы детей и за что снижены баллы, а потом, на следующий год, еще и в жюри не зовут. Надо, чтобы на муниципальном этапе все члены жюри просматривали все работы по предмету.

Алексей ГОЛУБИЦКИЙ, директор «Школы будущего», пос. Большое Исаково, Гурьевский район, Калининградская область:

– Я сам в прошлом участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников, кроме того, в нашем учреждении был пункт проведения олимпиады, и, если честно, я с нарушениями прав детей не сталкивался ни разу.

Наверняка человеческий фактор играет роль и здесь, никто этого не отрицает. Мы знаем, что и ЕГЭ до некоторого момента проходил с многочисленными нарушениями. Но затем были приняты определенные политические решения, в результате чего удалось создать максимально прозрачную систему сдачи экзаменов, и теперь речь может идти только о единичных случаях нарушений, которые оперативно выявляются. Возможно, стоило бы пойти по этому пути, то есть организовать всероссийские олимпиады так же, как и ЕГЭ, чтобы свести к минимуму попытки что-то списать или кому-то подсказать. Никто не мешает также усилить роль общественности, чтобы на олимпиадах могли присутствовать независимые наблюдатели.

Екатерина ЛИБЕРЦЕВА, учитель информатики, заместитель директора лицея №1, Петрозаводск:

– Мне очень нравится олимпиада по информатике, так как процесс проверки полностью обезличен, оценка решения задач производится тестирующей системой в режиме реального времени. Результаты доступны сразу же. Что касается остальных предметов, об объективности только мечтаем. Начнем с того, что два из четырех этапов олимпиады проверяют школьные учителя. Да, и на муниципальном, и на региональном уровнях придумывают способы повысить объективность, но вопросы остаются. Например, бывают случаи, когда при проверке работ школьный учитель ставит ребенку 0 в каждой задаче, так как решение «не совпадает с критериями», а второй эксперт, преподаватель вуза, работающий с одаренными школьниками, ставит высокие баллы. Безусловно, изменения нужны! Возможно, что-то можно подсмотреть у перечневых олимпиад. Они, как правило, проходят в два этапа: заочный (на компьютере) и очный. В таком случае и массовость олимпиады сохранится, и объективность повысится. Понятно, что не всю проверку можно доверить машине, решение олимпиадных задач предполагает творческий подход. Но с шифрованием машина справится.

Татьяна М., учитель, Великий Новгород:

– Я однажды сопровождала группу участников олимпиады на финальном этапе. Точно знаю, что на одного из членов жюри пытались воздействовать в отношении одного из детей. Мальчик, кстати, был скромный, даже застенчивый. Возможно, он и не подозревал о том, что родные заботятся о его успехе незаконными способами. Дело в том, что победа в финале Всероссийской олимпиады ученикам старших классов дает право поступления в любой российский вуз без экзаменов по соответствующему профилю. Это и одурманивает родителей. Как же уменьшить вероятность коррупции на олимпиаде? Детям необходимо беспрепятственно выдавать на руки копии их работ, все работы после окончания олимпиады нужно выставлять на открытых интернет-ресурсах. Я бы предложила сопровождать их подробными комментариями жюри о начислении баллов. Словом, прозрачность процедуры должна быть максимальной!


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt