Весь смысл своей работы по подготовке к части С на экзамене я вижу в противостоянии всему этому. Об этом подробно рассказано в моей книге «Сочинение о жизни и жизнь в сочинениях». (Недавно министр Дмитрий Ливанов сказал, что образование у нас хорошее. Меня такой диагноз не успокаивает.)Первая проведенная после четырех устных тренировок работа по части С во многом меня обрадовала, но вместе с тем и огорчила.
В чем суть задания С? (Не говорю сейчас о качестве экзаменационных текстов.) Это акт коммуникации. Ученик должен понять ДРУГОГО (автора) и написать о СВОЕМ отношении к сказанному другим, СВОЕМ согласии и несогласии, уметь свою точку зрения доказать. Так вот почти 20% написавших работу, после того как они определили проблему текста, сразу перешли к изложению своего личного отношения к нему. Ни слова о том, что и как в предложенном рассказе говорит автор. Другой не услышан, не увиден, хотя, судя по отношению к написанному Ильиным, в самых общих чертах все-таки понят. Подавляющее большинство с героем Ильина согласны. Но о том, что человек, который любит, не должен думать о взаимности, мельком, между прочим написали лишь несколько человек, остальные прошли мимо этого пассажа, не услышав его. Вот две выписки из работ девушек. «У меня есть только мама. Она часто говорит, что, если бы не было меня, у нее не было бы какой-то цели в жизни. Ведь она любит меня всем сердцем и готова сделать для своего ребенка все. Для нее счастье видеть меня здоровой, веселой, полной жизни и ни в чем не нуждающейся. Она никогда не чувствует себя одинокой, ведь у нее есть любящая дочь». «Когда меня отправили в лагерь в Англию на месяц, то первое время было немного одиноко, но только до тех пор, пока я не вспомнила, что взяла с собой товарища своего детства, плюшевого медведя. Достав его из сумки, сразу почувствовала теплоту воспоминаний и просто поддержку. Он мне помог справиться с временными трудностями, о которых я после вспоминала с улыбкой». И одна выписка из работы юноши: «У меня есть бабушка, которая практически на весь год уезжает в деревню и проводит там большинство времени. Приезжает она редко, на две-три недели. Временами я чувствую себя одиноким, но я вспоминаю бабушку. А ведь она тоже там одна, без своих внуков, скучает по ним и также чувствует себя одиноко, но она знает, что она не одна». Вы скажете, что все это немного по-детски. Может быть. Но для меня самое главное, что все это по-человечески. «Когда строку диктует чувство». Вот что может противостоять казенным электронным и типографским шпаргалкам. Что касается примеров из литературных произведений, то были очень удачные. Прежде всего Соня Мармеладова. Как раз в это время шли уроки по роману «Преступление и наказание». Очень хорошо было написано о том, как неспособность глубоко любить обрекает на одиночество Печорина. Хотя и тут все сложнее. Вспомним, как после дуэли, получив письмо от Веры, Печорин «как безумный вскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск». «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» На три класса было только три примера из зарубежной литературы. Сартр, Ремарк, Брэдбери. Были примеры, в которых мне не хватало объемности, сложности. Скажем, когда речь шла о Катерине из «Грозы»: одинока, непонята, но встретила Бориса и теперь счастлива. Все это и так, и не так. И любовь эта принесла и чувство греховности, и ужас отверженности Богом. Не очень точна и формулировка «любовь Раскольникова и Сони». Слова «их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» прозвучали только на последней странице романа. Больше того, в черновом варианте романа Раскольников еще в Петербурге говорил: «Я люблю вас, Соня!» Но Достоевский перечеркнул эти слова и, рядом поставив N.B., написал: «Не надо «Я люблю вас, Соня». Любовь к Соне разрушила бы главное в наказании – отверженность, отъединенность от всех окружающих, от всех людей, от которых он отрезал себя, «точно ножницами». В этом случае наказание заменялось бы благодеянием. Но два примера я не принял, естественно, не снижая оценки. Соглашаясь с предложенным текстом, одна из учениц привела как пример Татьяну Ларину из «Евгения Онегина». Но! В письме Онегину Татьяна говорит: «Вообрази: я здесь одна. // Никто меня не понимает». Но разве не звучит тема одиночества и в ее последнем разговоре с Онегиным? Там сказано «Я вас люблю» и вместе с тем: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище. За те места, где в первый раз, Онегин, встретила я вас. Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей. Другая ученица, написав «любящий человек не может быть одинок», привела в качестве доказательства Ларису из «Бесприданницы» Островского. Но этот пример не подтверждает, а опровергает слова автора сочинения: Лариса любит, любит страстно, но она никем не понята, одинока и гибнет. Можно было бы вспомнить и Евгения Базарова. Его любовь к Одинцовой обогащает его как человека, перед смертью он уже во многом другой, что так точно показал побиваемый сегодня камнями Писарев. Но чувство к Одинцовой, как, не забудем и это, любовь к родителям, не спасает его от тоски и неприкаянности. Больше того, любовь к Одинцовой эту неприкаянность усиливает. Беда в том, что наши задания С сплошь и рядом относительные истины выдают за абсолютные, приучая видеть мир одноцветно, плоско, упрощенно, тогда как задача школы и преподавания литературы, истории, обществознания прежде всего научить видеть мир в его сложности, противоречивости, объемности, многоцветности. Из 56 учеников трех классов (из-за болезни многие не писали) шесть девушек и семь юношей, а всего 13 человек, то есть 23%, с автором или не согласились, или, как они написали, согласились не совсем. Послушаем сначала девушек. «Я не согласна с точкой зрения автора. Разве, когда ты любишь человека, значит ты не одинок? Ты счастлив? Нет. Если не взаимно, то это, наоборот, боль, страдание, одиночество. Я сейчас примерно переживаю похожую ситуацию. У меня есть родители, друзья. Но мне не хватает одного-единственного человека. И когда в голове столько мыслей, воспоминаний, любовь приносит не только счастье, но много слез, боли». «Безответная любовь отгораживает человека от мира вокруг и от людей. У меня была такая любовь, и я могу утверждать с уверенностью, что это самая жестокая и сжигающая любовь. Она рвет душу, пламенит и холодит сердце, проводит тебя через адские муки. У меня никогда не было так пусто на душе, как тогда. И даже самые близкие люди не смогли понять и помочь. Следовательно, не всякая любовь избавляет нас от одиночества. А какая-то заставляет спрятаться от всех и вся». «Только тогда, когда ты получаешь что-то взамен, а дарить искренность, чувства и эмоции впустую глупо. Нужно быть рассудительным, чтобы не «раздавили». Главное – найти в своей жизни опору, любить и быть любимой. Тогда одиночество не закрадется в наши души». «Я не думаю, что любовь делает нас неодинокими. В конце концов она нас «добьет». Любимые люди уходят из нашей жизни. И все мы как были одинокими, так и останемся». «Мысль о том, что любовь, даже если она не взаимная, может спасти нас от одиночества, представляется мне не совсем разумной. Разве может человек, которому не хватает в своей жизни того, кого он сильно любит, быть счастливым? Конечно, нет. И наверное, иногда человеку свойственно быть одиноким. Хочется порой вскрикнуть за лирическим героем Маяковского: Нет людей. Понимаете Крик тысячедневных мук? Душа не хочет немая идти, А сказать кому?» А теперь мужские голоса. «Чтобы не быть одиноким, нужно, чтобы любимый человек был рядом». «С одной стороны, если тебе очень одиноко, то стоит вспомнить о любимом человеке, и одиночество сразу отступает. Но, с другой стороны, если ты очень сильно любишь, а эти чувства не разделяют, ты будешь очень одиноким. В качестве примера я могу привести себя, безответно влюбившись, я чувствую себя очень печально и одиноко. Даже постоянное окружение друзей не может помочь мне выйти из этого состояния. Именно поэтому полностью согласиться с автором я не могу». Самую сильную, обжигающую работу я процитировать не могу: ее автор учится у меня сейчас. И делать гласной его драму я не имею права. Во всех остальных случаях на опубликование отрывков из сочинений я получил разрешение при условии, что не будут названы имена, что я всегда делаю и при анализе сочинений. Лев АЙЗЕРМАН, кандидат педагогических наук
Комментарии