search
main
0

Что получится, если разрешить школьникам учить друг друга?

Сегодня стали известны результаты Конкурса инноваций в образовании, организованного Институтом образования НИУ ВШЭ и организацией “Рыбаков Фонд” при поддержке Агентства стратегических инициатив. За главный приз и призы-поощрения от партнеров боролись 10 проектов-финалистов, отобранных из 405 заявок. По итогам обсуждения жюри победителем КИвО–2020 объявили проект Tensy.

Савва и Алексей, сооснователи проекта, на хакатоне в Швейцарии

Итак, Tensy – это образовательная онлайн-платформа, позволяющая школьникам учиться друг у друга. Ребята задают вопросы и в среднем уже через две минуты вместе с наставником начинают разбирать непонятную для них тему. При этом, “менторы” не решают задания за обратившихся с вопросами школьников, но подробно разбираются во всех непонятных аспектах.

Как бы банально в нынешних условиях это ни звучало, дистанционное обучение в свое время породило множество проблем. Одна из них – родители были вынуждены помогать своим детям с освоение материала и выполнением домашнего задания. Согласно исследованию The Guardian, российские родители до пандемии в среднем тратили 7,5 часов в неделю на помощь с “домашкой”. Переход на дистанционное обучение только усугубил это положение – показатели значительно выросли.

Платформа Tensy пришла школьникам и их родителям на помощь. У детей появилась возможность не заваливать вопросами пап и мам или учителей, которые перегружены и во внеурочное время. Вместо этого они задавали вопросы на платформе и сразу соединялись с другим школьником, который в этой теме уже разобрался и мог понятным языком её объяснить.

– А это очень важно. Весной у нас было около двух тысяч уроков, и мы поняли, что занятия с ровесниками иногда даже более эффективны, чем с профессиональными педагогами. Зачастую ребенок на протяжении нескольких лет может не понимать, хотя ему говорят об этом четкими терминами, но если ему объясняет другой школьник, он разбирается быстрее, – подчеркивает один из разработчиков проекта Савва Антонюк.

Еще одна проблема общеобразовательного процесса – дети стесняются задавать вопросы взрослым, боятся, что их сочтут глупыми. Учителя не знают, что именно дети не понимают. Спрашивать что-то у сверстников в этом смысле намного спокойнее и интереснее.  Сами вопросы к наставникам попадают анонимно, и только на самой платформе уже после соединения, они друг друга видят.

– В конце собеседования задают вопрос по тем предметам, которые я могу преподавать. У меня это было решение уравнения. Смотрели, могу ли я корректно объяснять что-то людям, – рассказывает одна из наставников Tensy Полина Колоницкая, объясняя, как проходит отбор менторов.

О проекте ей рассказал брат, в свое время тестировавший платформу, и предложил поучаствовать. Полина хочет стать учителем, и помощь ребятам с непонятными заданиями в онлайн-формате – хорошая возможность не только “получить плюсик в карму”, но и попрактиковаться. Среди положительных черт платформы она отмечает реальную помощь школьникам, а не создание ее видимости.

– Мы не решали задачи за тех, кто обращался за помощью. Мы анализировали их, искали ошибки, объясняли, помогали разобраться, чтобы ребята в итоге выполняли задание самостоятельно, – отмечает Полина.

Савва Антонюк с самыми первыми пользователями платформы

Получают ответ ребята действительно быстро. Согласно измерениям создателей Tensy, в целом это происходит за 110 секунд. Для этого был создан специальный алгоритм. Вопросы попадают в общий чат наставников. Как только первый из них реагирует, для всех остальных этот запрос пропадает.

–  Чтобы не было постоянного потока сообщений, и наставнику не хотелось заблокировать этот чат. – Объясняет Савва Антонюк. – Если там есть сообщение, значит, оно актуально и помощь кому-то нужна прямо сейчас. Соответственно, у нас выше скорость реагирования за счет того, что нет постоянного спама.

Проверкой на работоспособность идеи и её эффективности стали самоизоляция и введенное из-за этого дистанционное обучение. Разработчики Tensy объединились с Российским движением школьников и совместными усилиями помогали школьникам справляться с уроками. При этом, в РДШ быстро поняли, что детям не  к кому обращаться с вопросами, и даже был запущен похожий проект под названием “Задачка со звездочкой”.

–  Общение у них происходило в беседах во ВКонтакте. Соответственно, много людей, большой поток сообщений, бесконечный спам, чат игнорируют. Да и глупые вопросы сложно задавать. Мы помогли и в некоторых регионах перевели общение на свою платформу. В шести регионах ребята пользовались именно нашей платформой, – рассказывает Савва Антонюк, отмечая различия проектов.

Чтобы школьникам было комфортнее учиться, в работу платформы постоянно вносили изменения. В итоге количество уроков увеличилось до 250 в неделю, а ребята отметили, что задавать вопросы стало проще.

В итоге получился хороший обмен. Одни получили аудиторию для апробации старт-апа, а другие – функциональную платформу, которой им не хватало.

– Мы собрались командой экспертов, наших коллег, и осознанно подошли к сотрудничеству с ребятами и понимали, какие у нас есть риски. Но несмотря ни на что, мы поняли, что у нас есть что-то общее, перекликаются смыслы и концепции. Их платформа позволяет давать открытые ответы на вопросы школьников. Мы не про медвежью услугу, а про сопровождение ребенка, наставничество, – подчеркивает Ольга Пашук, координатор проекта “Задачка со звездочкой”, руководитель проекта “Лига вожатых”.

Она отметила, что к разработке проекта в РДШ изначально подошли не с точки зрения KPI (ключевых показателей эффективности), у организаторов были иные векторы и концепции.

– Первоначально, когда проект запускался, там не было никакой конкретики. Но показательно, что когда проект закончился, все расстроились. Педагоги, несмотря на то, что это была волонтерская работа сверх их нагрузки, хотят продолжать и развивать этот проект, – рассказывает Ольга.

Еще одним немаловажным показателем полезности проекта стало искреннее доверие ребят к наставникам, с которыми они работали. Иногда дети даже обращались за моральной поддержкой, у них возникало просто желание пообщаться. Некоторые школьники и сами хотели поучаствовать в организации проекта, стать кураторами.

Создатели Tensy отметили, следующий этап работы над проектом – запускать платформу локально, в каждой конкретной школе.  Это позволит любому ученику школы задать вопрос и получить ответ от ученика этого же образовательного учреждения. В этом ключе продолжится и сотрудничество с РДШ.

Локальный школьный портал будет работать бесплатно, но у лучших наставников среди учеников школы будет возможность перейти на основную платформу. Её использование возможно только после оформление подписки, а это дает возможность ребятам при помощи своих знаний немного заработать или получить подарки.

– В итоге, внутри школ проводятся такие уроки, и наша система выявляет самых активных наставников с высоким рейтингом. То есть, тех, кто быстро реагирует и хорошо объясняет. И этих ребят мы приглашаем на основную платформу, где они уже могут зарабатывать. С одной стороны, мы позволяем школьникам проявить себя, а с другой – мы собираем армию ребят, которые очень круто объясняют, – отмечает Савва Антонюк.

Для школьников участие в проекте в качестве наставника – большой плюс. Ребята увеличивают уверенность в своих знаниях и заполняют пробелы, потому что тоже вынуждены в чем-то разбираться подробнее. Так, весной большинство наставников были одиннадцатиклассниками, хотя их впереди ожидал Единый госэкзамен. Они помогали и сами становились увереннее. К тому же, отметил Савва, некоторые учителя заинтересованы в том, чтобы ставить дополнительные оценки ученикам, которые помогают другим детям.

– Для подростков очень важно ощущение собственной значимости. Они только слушают, но в качестве менторов не выступают. Для них это очень приятно. Плюс это дополнительное общение. Есть ребята в каком-то смысле маргинальные, которым сложно общаться. И это как раз способ продуктивного завязывания общения. Сегодня, как наставник, помогаешь ты, а потом – тебе, – рассказывает об одном из самых главных плюсов для ребят Савва Антонюк.

Команда создателей Tensy – это студенты из Санкт-Петербургского государственного университета, которым удалось выиграть крупнейший в Европе хакатон в номинации Future of education. В перспективе они хотят сделать систему образования немного поворотливее и свободнее. Да и сама идея у разработчиков родилась после тесного знакомства с работой системы блокчейн и биткойнами. Как объясняет Савва, по образованию физик-ядерщик, система блокчейн позволяет создавать прозрачные децентрализованные системы, убрать посредников и наладить эффективное взаимодействие между равными узлами. В финансовой системе это себя уже зарекомендовало, и эту же схему можно применить в образовании.

Пока система образования остается централизованной и зависит от авторитетов, она продолжит оставаться неповоротливой, считает Савва. К примеру, вузы продолжат выпускать специалистов, актуальных в данную минуту, только спустя несколько лет после создания программ, их апробации и самого процесса обучения, который в среднем занимает четыре-пять лет. Получается, огромный разрыв по времени. Сейчас, когда есть возможность связаться с кем угодно на планете за считанные минуты, по мнению разработчиков Tensy, это выглядит особенно нелогичным.

– По сути, мы хотели изменить мир и так по-хитрому связать между собой учеников, чтобы они учились у других, но и могли при помощи своих знаний обучать своих сверстников. А это очень важно. Если человек отдает знания, он их использует и мотивирует себя заниматься дальше, – заключает Савва Антонюк.

Объять необъятное невозможно, и начинать нужно с малого, но верного шага. Да и кто говорил, что это “малое” не может быть по-настоящему полезным?

Фото из архива разработчиков Tensy  

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте