Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Что оставили в наследство будущим учителям?

УГ - Москва, №24 от 14 июня 2011. Читать номер
Автор:

В педагогическом колледже №1 имени К.Д.Ушинского прошла первая межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогическое наследие и современная инновационная образовательная практика». В конференции участвовали представители педагогических колледжей города Москвы, Истры, Тулы, Ирбита.

М​не кажется, это очень ценно, что в нашем колледже ежегодно проходят такие педагогические чтения, где мы, студенты педагогических колледжей, можем на равных обсуждать серьезные, еще не решенные проблемы современного образования. На конференции работали разные секции. Особенно остро шли дискуссии на секции «Подготовка специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде как педагогическая проблема». Девизом работы секции стали слова Льва Выготского: «Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в медицинском и биологическом». Почему? Потому что, по словам уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, XXI век будет веком инклюзивного образования в России, побеждая детские недуги прежде всего в педагогическом плане. Мы готовимся к работе в школе и детском саду. Массовая школа – школа равных возможностей, школа, в которой должна быть создана безбарьерная среда, и современный молодой учитель должен быть готов к работе в этих реальных условиях. Участники секции рассказывали об опыте инклюзивного образования в России и за рубежом, правах детей с ограниченными возможностями, особенностях межличностных отношений детей с нарушенным слухом в условиях инклюзивного образования, использовании телесно ориентированных техник, возможности педагогики Монтессори для совершенствования образования детей с ОВЗ. Очень интересным было выступление студентки московского педагогического колледжа №5 Марии Масловой. Она рассказала о проблеме обучения детей-инвалидов с ДЦП в массовой школе, проанализировала отношение родителей и учителей к инклюзивному образованию, поделилась опытом работы в школе №518 ЦОУО. Именно эту школу 1 сентября 2009 года посетил Президент РФ Дмитрий Медведев. В этой обычной, казалось бы, школе он увидел много необычного. Его глубоко поразила технология, в основу которой положен принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся. Ценно слышать задачи развития инклюзивного образования, поставленные самим Президентом РФ: «Мы обязаны создать для инвалидов нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах. Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу». Инвалиды – часть общества и должны быть членами общества, имеющими равные права с остальными гражданами, но для них нужно обеспечить безбарьерную среду. Но как сделать так, чтобы общество адекватно воспринимало инвалидов? Как сломать столетиями сложившийся стереотип отношения к лицам с ОВЗ? На мой взгляд, инклюзивное образование должно стать некой составляющей системы интеграции инвалидов во все сферы жизни общества. Для успешного внедрения инклюзии населению предстоит учиться правилам сосуществования и сотрудничества с теми, кто у одних вызывал жалость и сочувствие, другим напоминал о несчастьях, третьих оставлял безучастными, а четвертых вообще раздражал. Огромная роль в этом отводится средствам массовой информации, которые должны формировать толерантность. Читателя и зрителя надо приучать «не замечать» и принимать внешнее отличие инвалидов, спокойно воспринимать особенности их поведения или речи, уважать чужое отличие, учиться видеть в этом самобытность и индивидуальность. Важный момент – принятие в Москве закона «Об образовании детей с ОВЗ», которым признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение. Таким образом, самая главная и глобальная проблема, мешающая внедрению инклюзии, – наш менталитет, который необходимо менять, так как сила общества состоит в том, что оно принимает любого человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей, отличий и предпочтений. Особое внимание в работе секции было уделено дискуссии, на которой поднимался и обсуждался этот вопрос. В дискуссию были вовлечены не только студенты, но и преподаватели. Во всех выступлениях красной нитью проходила мысль о том, что необходимо готовить специалистов к работе в инклюзивном образовательном учреждении, расширять знания студентов о проблемах детей, с которыми им предстоит работать. Как будущий социальный педагог и психолог, я понимаю, что помимо теоретического материала нужен дидактический материал, который помог бы педагогам, работающим в системе инклюзивного образования. Но на сегодняшний день он в достаточной мере не разработан, и здесь огромное пространство для методического творчества будущего педагога. Мы, молодые, быстрее ориентируемся в интернет-коммуникациях, знаем, что использование информационных технологий для обучения таких детей неисчерпаемы. Только разрабатывай, обсуждай с коллегами, рецензируй и подвергай экспертизе свои разработки и действуй во благо детей с ограниченными возможностями здоровья! Не навреди! Екатерина НЕФЕДОВА, студентка педагогического колледжа №1 имени К.Д.Ушинского


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту