search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ
0

Что оставил он сыновьям…

В начале 70-х годов я начала работать учителем русского языка и литературы в сельской школе. В первый же день меня представили ведущему языковеду Ивану Васильевичу Никитину. Маленький, очень подвижный и общительный, он показался мне слишком простым, мало похожим на учителя. Костюмы носил дешевые, и сидели они на нем мешковато; туфли на ногах стоптанные…

Дни шли за днями, у меня стали возникать проблемы. Пришлось обращаться к единственному языковеду за советом. Приглашала его на свои уроки, и с каждым разом Иван Васильевич открывался мне с новой стороны. Я поняла, что первое мое впечатление о нем было обманчивым! Он научил меня гасить гнев юмором, пословицами, шутками, не набрасываться на детей с упреками, а внимательно выслушивать их, сочувствовать им. А причины неудач искать в себе, в незнании педагогических секретов и в отсутствии жизненного опыта. Тут же успокаивал: «Только не разочаровывайся! У тебя столько впереди хорошего!»

Уроки самого Ивана Васильевича не отличались той организованностью, какую требовали тогда от всех учителей. Ученики свободно говорили обо всем, спорили, не соглашались с учителем. В классе было шумно, а ему это нравилось.

Текст читал всегда стоя посреди класса, иногда внезапно останавливался, как бы споткнувшись на чем-то, а потом начинал вслух размышлять, постепенно втягивая весь класс в разговор. Он ценил в ответах учеников самостоятельность, развивал критическое мышление, о котором в 70-е годы вслух не говорилось. Литературу любили все ребята.

Стиль работы учителя не соответствовал общепринятым требованиям того времени. Неудивительно, что, проработав более 30 лет учителем русского языка и литературы, Иван Васильевич не получил никаких наград. А вот авторитет среди родителей и учеников у него был непререкаемым. Чем же завоевал сердца земляков учитель Никитин?

Супруги Никитины дом построили себе в самом конце села. Это была маленькая деревянная изба. С годами появились пристройки, сарай, огромный фруктовый сад и пасека. Три красавца сына были гордостью Никитиных. Высокие, крепкие, уверенные в себе, они отличались среди молодежи. Не слонялись по улицам, не курили и не хамили. Их с детства приучили к физическому труду – пасти стадо, косить, копать огород, носить воду. Летом мальчишки с отцом собирали грибы, ягоды. Много интересного получали сыны во время таких походов. Они знали все тропинки и поляны, травы.

Иван Васильевич умел все. Мне было интересно смотреть, как мужчина солил грибы, мариновал овощи и коптил рыбу.

Особенно гордился Иван Васильевич своей пасекой. Когда надевал на голову защитную сетку, халат и с таинственным видом ходил вокруг ульев, он напоминал мне тургеневского Калиныча. Всегда жалел, что не умеет петь, не обладает певческим голосом. Тогда еще никто не знал, какие строчки и рифмы рождались в его душе.

Потом я уехала в другой район, стала работать в большой школе, но навещала своего учителя. В одну из таких встреч он тихонько признался, что пишет стихи, и попросил меня оценить их. Я взяла в руки две общие тетради. Оказалось, первые стихи были написаны в 60-е, самые трудные годы его жизни (воспитанник детского дома мог рассчитывать во всем только на себя). Стихи поразили простотой, выразительностью.

Что после смерти оставлю

я сыну?

Не денег чулок, не ковры,

не машину.

Я сыну и внукам оставлю

в наследство

Весь мир моего босоногого

детства.

Оставлю я душу ему без

изъяна,

Лес за селом и с цветами

поляны…

Все это осталось. Сыновья и внуки приезжают в отчий дом, где живет мать. Цветут яблони в саду, кружатся над ними пчелы…

Татьяна ЦЫКОВА, заслуженный учитель РФ, с. Исаклы, Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте