search
main
0

Что опять не так? Устаревшие данные, ошибки и несогласованность текстов

Споры вокруг ЕГЭ не утихают, и так ему и надо. Экзамен подобного уровня, согласитесь, должен быть идеальным. Однако ЕГЭ существует вот уже пять лет (с 2009 г.), каждый год его совершенствуют, но претензий по-прежнему много. Попробуем разобраться, что не так в ЕГЭ года 2016-го. Посмотрим, что приготовлено для наших детей в ЕГЭ по обществознанию, одном из самых популярных экзаменов по выбору.

Перед нами новейшие пособия этого года для подготовки детей. Книга тестов (на обложке пометка «ФИПИ») и один из самых популярных учебников. Авторы книги тестов – О.А.Котова и Т.Е.Лискова. Авторы учебника – П.А.Баранов, А.В.Воронцов и С.В.Шевченко. Все авторы имеют разного рода заслуги и регалии и не первый год участвуют в создании предназначенных для подготовки к ЕГЭ пособий, рекомендованных ФИПИ. А ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) – это государственное учреждение, его задача – разработка и апробация КИМов будущего экзамена, сайт ФИПИ – главный источник любой официальной информации, касающейся ЕГЭ. Иными словами, для анализа мы выбрали самые авторитетные издания.Изучаем. Легкой тестовой части в этом году нет. Экзамен сразу начинается с усложненного теста. Однако, стоит заметить, первые месяцы учебного года (всю осень) в книжных магазинах лежали сборники тестов старого образца, хотя на обложках стоял год 2016-й. Это уже давняя практика, и кого винить в заведомом обмане покупателей наживы ради – издательства, авторов или Министерство образования и науки, неизвестно. Здесь же к месту упомянуть, что и на самом сайте ФИПИ в блоке «Открытый банк заданий ЕГЭ» вопросы устаревшие, старого образца.Но мы отвлеклись. Первая часть нового теста, если не вдаваться в философские вопросы, какие темы важно, а какие не особенно включать в экзамен, в целом кажется вполне адекватной. Если только один тип заданий вызывает некоторое недоумение. Школьникам предлагается небольшой текст, каждое предложение которого следует проанализировать на предмет того, будет ли это предложение фактом, теорией или оценкой. Например, как вы думаете, факт, теория или оценка следующее предложение: «Если власти дают возможность оппозиции высказаться, прислушиваются к ее мнению, ведут с ней диалог, то максимально учитываются позиции всех социальных групп». Ответы гласят, что это оценка. Или еще пример:«В политике по-прежнему сильно негативное влияние гендерных стереотипов». Это тоже оценка. Школьников учат вычленять слова-оценки. В первом случае это «максимально», во втором – «сильно». Второе предложение можно было бы поменять: «В политике по-прежнему имеет место (или еще вариант – зафиксировано) влияние гендерных стереотипов». Смысл предложения не изменился, а слово-маркер исчезло. И что это теперь? Факт? Спорное задание. Проверяет не знания, а то, насколько хорошо изучена логика составителей. Но интереснее, конечно, вторая часть ЕГЭ. Условно задания этой части можно разделить на три части:1. Задания, для успешного выполнения которых требуются вызубренные знания, причем не только основные, но и второстепенные.2. Задания, для успешного выполнения которых требуется наличие различных навыков (логическое мышление, способность грамотно излагать мысли, понимать разницу между примером и пояснением и пр.), а также эрудиция и хоть какой-то социальный опыт.3. Эссе. Проверят все и сразу. Эссе (сочинение), как известно, высшая форма поверки любых гуманитарных знаний.Начнем с обзора заданий первого типа.Одно из самых сложных из них – составление плана предложенной темы. Пример темы – «Религия в современном мире». В требованиях к заданию сказано: «План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах». Школьнику, чтобы справиться с планом, необходимо отлично помнить текст учебника по теме или свой тренировочный план, но для взрослого человека сложного в теме религии ничего нет, правда? А ну попробуйте сейчас составить план согласно требованиям. Теперь в пособии смотрим ответ. Отмечено, что пункты плана «функции религии» и «виды религии» обязательны и их отсутствие влечет вычет балла (проверьте, что там у вас). А также в ответах есть замечательный пункт:«Особенности мировых религий:а) большое число последователей,б) идея спасения и др.»Внимание! Это первая ошибка, найденная нами в официальном пособии ЕГЭ (автор Котова). Причем ошибка довольно позорная для составителей, среди которых все на подбор кандидаты гуманитарных наук. Идеи спасения нет в исламе, идеи спасения нет в буддизме, она есть только в христианстве.В этом же месте замечаем другой недочет существующих тестов: проверяемое в вопросах из главного сборника заданий не согласуется с текстом главного пособия по ЕГЭ. Например, в пособии Баранова ошибки в перечислении особенностей мировых религий нет (но только откуда знать об этом школьнику? Он выучит на всякий случай и правильный ответ, и ошибочный). Также в ответах среди видов религии перечисляют мировые религии, национальные и архаические. В пособии Баранова мы видим мировые, национально-государственные и родоплеменные. Для школьника это разночтение в терминах – серьезная путаница. Подобного рода разночтения встречаются и в заданиях другого типа этого же блока «зазубрить». Дается термин, школьнику требуется его объяснить и составить два предложения по его поводу. Пример:Вообразим себя в этом месте школьниками: мы хотим сдать ЕГЭ хорошо, мы готовимся. Видим задание и, как правильные дети, берем самое полное, главное пособие по ЕГЭ, чтобы найти ответ. А ответа в учебнике Баранова не будет. Кстати говоря, еще один весьма спорный момент – это подбор терминов, необходимых для зазубривания. Да, конечно, школьники должны уметь формулировать и что такое налоги, и что такое глобализация и даже, возможно, мышление, но так ли уж важно им зубрить понятие «политический процесс» или, например, «форма государственного устройства»? Обратимся теперь ко второй части заданий. На навыки, эрудицию и социальный опыт. Примеры вопросов:«Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. Предположите, в каких ситуациях это может быть целесообразно. Укажите две ситуации и кратко поясните свое мнение».Или сложнее:«Как утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может отразиться на правовой системе общества? Выскажите три предложения».Как видно из примеров, претензия к заданию тут одна: неравномерная сложность. Эссе. К самому эссе нет никаких претензий. Задание сформулировано четко, высказывания подобраны интересные и вполне по силам для объяснения 17-летним людям. Претензия есть к «стоимости» эссе. Пять (5) баллов. Всего же за вторую часть полагается 27 (а целиком весь тест – это 62 балла). Эссе – самое сложное задание, занимающее две-три страницы текста, задание, для выполнения которого некоторым требуется готовиться год, а то и больше, стоит в экзамене всего 5 баллов из 62. ИтогиЧто не так в ЕГЭ 2016 года: наличие ошибок в пособиях по подготовке; несогласованность материалов тестов с материалами учебников для подготовки, разночтение в терминах; несоразмерная сложность заданий одного типа в разных тестах; странная роль эссе в экзамене (задание одно из самых сложных, но ценится совсем небольшим количеством баллов); устаревшие данные на сайте главного источника заданий для подготовки (fipi.ru) (на декабрь 2015 года).

Виктория КЛЕПИКОВА, учитель истории и обществознания, репетитор, Москва

Комментарий

Нужен профессиональный диалог

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, профессор Московского института открытого образования и АПКиППРО:

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте