Современная школа – это единое образовательное пространство, среда, где ребенок под руководством опытного учителя-наставника постигает законы существования мира как единого целого, учится взаимодействовать с этим миром, приобретает представление о будущей профессии.
Что общего между вороном и письменным столиком? Этот полушутливый вопрос великого Льюиса Кэрролла как нельзя лучше отражает современные тенденции в образовании. Вспомним, что смысл его раскрывается, как только Алиса вспоминает, что тонким вороновым пером можно писать.
Современные учителя, учебные программы, формы и методы обучения… Мы сами не заметили, как в воздухе снова повис этот сакраментальный вопрос: что между ними общего?..
Что общего между яблоком и физикой? А между химией и парковкой машин?
Если бы Льюис Кэрролл жил сейчас, в наши дни, он поразился бы тому, с какой точностью люди научились логически связывать вещи, на первый взгляд далекие. И если в вопросе кэрролловского Мартовского зайца звучит тонкая насмешка над нелогичностью людского взгляда на мир, то в современной действительности уже не приходится удивляться взаимопроникновению самых разных вещей. Это явление даже получило свое название – «конвергенция».
Под словом «конвергенция» мы понимаем педагогические технологии, отвечающие всей сложности окружающего нас мира, а вот в сознании ребенка никаких сложностей нет. Любой младенец с легкостью соединяет кастрюльные крышки с музыкальным сопровождением жизни и совершенно не задумывается о том, конвергенция это или нет. Вот почему конвергентный подход в образовании, ставший в школах уже привычным явлением, – это скорее теоретическая база, подведенная под давно сложившийся формат получения новых знаний – знаний для жизни.
Если обратиться к теории, мы узнаем, что слово «конвергенция» происходит от латинского глагола convergere, который дословно переводится как «сближаться, проникать». И если говорить о конвергенции в системе образования, в первую очередь мы имеем в виду такую форму обучения, при которой у ребенка формируется представление о мире как о едином целом.
При конвергентном подходе отдельные науки, изучаемые в школе, перестают быть самоцелью, но становятся инструментами познания мира. Внезапно ребенок обнаруживает, что геометрия с ее шарами и окружностями, физика с ее энергией и ускорением, биология с ее клетками и бактериями – все это может быть об одном и том же, например, о яблоке. Более того, рассматривая яблоко как явление реальности, анализируя его с точки зрения химии, биологии, физики, изобразительного искусства и других наук, учащиеся невольно начинают постигать внутренние связи между всеми науками, выявлять общее для них начало, понимать законы существования мира.
Можно задать резонный вопрос: для чего это нужно?
На самом деле жизнь настолько усложнилась, а границы между разными явлениями реальности настолько стерлись, что только умение воспринимать мир как единое целое может обеспечить выживание поколений.
Мы привычно ворчим на молодежь, сравниваем с собой в том же возрасте, но представляем ли мы себе, в каком сложном мире приходится жить нынешним детям?
Окружающий мир постоянно подбрасывает парадоксальные задачи: оплачивать ЖКХ, не забывая присматривать за управляющей компанией; пользоваться банковскими услугами, не становясь жертвой мошенников; передавать свои личные данные, не забывая их защищать; употреблять экологически чистые продукты, умея выявить подделку… А ведь дальше будет только сложнее. Мир постоянно ставит ребенка перед выбором между подлинным и поддельным, и это касается не только бытовых вопросов. Это касается и чувств, и ценностей, и идеалов.
Как разобраться во всем этом? Как отличить настоящее и ценное от пустого и ненужного? Вот в чем состоит главная задача школ, вот на что должно быть направлено обучение.
Все науки, которые мы преподаем детям, должны в итоге помогать им всю жизнь успешно решать именно эту ключевую задачу. Используя инструменты познания и анализа, которые нам дают физика, химия, геометрия, литература, история и другие предметы, мы должны помочь маленькому человеку сформировать представление о мире, но не о каком-то идеальном мире, а о том, в котором ему предстоит жить. В этом мире соседствуют истина и ложь, искренность и лицемерие, теория и практика, альтруизм и выгода, благородство и подлость. В нем все переплетено, и совсем непросто выбрать свой путь, а также сохранить то, что уже приобретено.
Безусловно, в этой ситуации непрерывных вызовов и перемен школьное образование, образование для жизни, становится неоценимой поддержкой подрастающего поколения, площадкой безопасного старта. Именно здесь, в школе, ребенок получает базовые знания о мире.
Современная школа перестала быть единственным источником знаний. Теперь это единое образовательное пространство, образовательная среда, где он ищет свой уникальный путь, приобретает представления о будущей профессии, а иногда и саму профессию, учится взаимодействовать с этим миром и при необходимости себя защищать. И если школа может все это предложить, то можно говорить о том, что в этой школе реализуется конвергентный подход к обучению.
Инструментов для реализации именно такого подхода сейчас очень много. Самый популярный, который у всех на слуху, – Московская электронная школа.
Уникальность этого ресурса состоит в том, что его создают сами учителя, и часто одна и та же тема рассматривается в разных ракурсах. Конвергентная ценность Московской электронной школы тоже велика. Например, изучая рассказ И.А.Бунина «Цифры» в 7‑м классе, учитель литературы может пролистать сценарии уроков по истории или обществознанию, посвященные проблемам взаимоотношения поколений или воспитания детей в разных странах. Потом на уроке это позволит ему не просто проанализировать литературное произведение, но и посмотреть, насколько описанные в нем ситуации актуальны в современной жизни, проанализировать содержание в контексте традиций воспитания. Ребята смогут примерить ситуацию на себя, смоделировать ее, определить приоритеты и пути решения проблемы.
Не менее ценным инструментом конвергентного подхода к обучению являются профильные классы в московской школе – медицинский, инженерный, кадетский, курчатовский, медиакласс и другие. Эти городские проекты призваны решить практическую задачу – создать базу для профессионального становления воспитанников.
Сейчас уже ни для кого не секрет, что многие профессии требуют ранней профилизации. Особенно это касается профессий, допустим, врача или военного, профильное обучение по которым длится очень долго. Раньше при выборе этого рода деятельности молодые люди тратили первые годы обучения в профильных вузах на формирование базовых навыков (как делать внутривенные или внутримышечные инъекции, определять артериальное давление, как овладеть навыками строевого шага, как работать с разными языками программирования).
Профильные классы позволяют освоить эти навыки еще в школе. Выпускники московских школ приходят в вузы подготовленными к профессии, их обучение проходит качественнее, а отрасль быстрее получает хорошего специалиста. Молодому человеку будет легче найти свою профессиональную и социальную нишу.
Современная школа существует вовсе не для того, чтобы выучить ребенка писать и считать, сейчас есть множество приложений и онлайн-ресурсов, которые прекрасно справятся с этой задачей. Сегодня нужна совсем другая школа – та, что знакомит с жизнью и устройством мира, помогает ребенку найти свое место в нем, понять тонкости и сложности различных процессов, в которые он может быть вовлечен. Это ни в коем случае не отменяет знакомую практику передачи знаний, но меняет сам вектор их освоения и применения учащимися. Знания здесь становятся точкой преломления событий их собственной жизни – жизни долгой, многогранной и очень интересной.
Ирина ЧЕРКАСОВА, учитель математики школы «Перспектива»;
Анастасия СУРОВКИНА, учитель русского языка и литературы школы «Перспектива»
Комментарии