search
main
0

Что нужно для консолидации всего населения? Приглашаем к обсуждению

Заведующий отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа (ИПВА) Сергей Маркедонов предлагает вариант Концепции национальной политики РФ, разработанный в стенах института. По его мнению, на сегодняшний день в России победила этнократия. «Она правит не только в национальных республиках», – сказал эксперт, отметив, что в Краснодарском крае в уставе региона до сих пор сохранено определение «казаки и иные граждане». «А в Ростовской области суверенитетом обладают «группы граждан области», а не каждый гражданин в отдельности».

Под национальной политикой в варианте Концепции понимается «система идеологических взглядов, принципов, приоритетов, а также политических, управленческих, социально-экономических решений и мер, конечной целью которых является формирование российской гражданской политической нации». «Российская нация – полиэтническое по составу образование, основными характеристиками которого являются территория Российской Федерации, российское гражданство и лояльность Российскому Отечеству».

Разработчики варианта концепции отмечают, что в постсоветский период Россия впервые в истории оказалась государством со значительно преобладающим по численности русским населением. Тем не менее «рассматривать «русскую идею» в ее различных этнонационалистических вариантах как объединительную идею для новой России представляется неперспективным в силу целого ряда причин».

В варианте Концепции национальной политики предлагается идеологической основой для проекта «Российская гражданская политическая нация» считать не «русскую национальную идею», а «российский демократический гражданский национализм», т.е. «российскую идею». Российская идея – это «надэтническая, консолидирующая представителей всех этносов внутри России как демократического, правового, политически и экономически мощного государства».

Для преодоления этнократии в российских республиках предлагается исключить из Основных законов всех республик тезис о том, что они являются результатом политического самоопределения на этнической основе. Помимо этого, предлагается исключить из законодательных актов всех российских субъектов понятия «титульная нация», «коренное население», «коренной народ», а также лишить национальные образования в составе России всех льгот и привилегий, связанных со статусом национальных республик. Институт предлагает увязать трансфертную политику с разрешением обозначенных вопросов в регионах.

В рамках реформы федеративных отношений и региональной политики в ИПВА говорят о необходимости превращения Совета Федерации «из ярмарки вакансий для отставных политиков в полноценный законотворческий орган». «Для реализации этой цели необходимо перейти к формированию верхней палаты российского парламента посредством всеобщих прямых выборов на конституционной основе (2 представителя от региона)». Напомним, что спикер верхней палаты российского парламента Сергей Миронов уже неоднократно заявлял, что намерен изменить порядок формирования Совета Федерации.

К тому же «для укоренения институтов многопартийности в России на всех уровнях, а также для ограничения всемогущества региональной исполнительной власти следует перейти к формированию региональных представительных органов власти на пропорциональной основе по партийным спискам. При этом к участию в выборах допускаются только те политические объединения, которые имеют федеральный статус».

Предлагается разработка долгосрочной (15 лет), среднесрочной (5 лет) и краткосрочной (ежегодной) государственной миграционной программы и соответствующих региональных программ, предполагающих жесткую фильтрацию миграционных потоков. Осуществлять ее через определение миграционных квот, по гражданской и социально-профессиональной принадлежности. Помимо необходимости планирования и управления внутрироссийской миграцией, разработки программ по обустройству прибывших мигрантов, установления жесткого пограничного контроля и противодействия нелегальной миграции. Устанавливаются преференции для миграции с целью приобретения российского гражданства. В частности, «предпочтение в выдаче российского паспорта отдается мигрантам, представляющим основные этносы Российской Федерации; специалистам высокой квалификации; а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российским государством».

В трактовке разработчиков концепции – соотечественник – «лицо, имеющее гражданство другой страны, но сохраняющее лояльность Российскому национальному государству и российской гражданской нации». В институте подчеркивают, что взаимоотношения России с соотечественниками не могут строиться по единому сценарию. «В некоторых случаях (Туркмения) единственным выходом для наших соотечественников является репатриация, в других от России требуется включить рычаги политического, правового, экономического давления (страны Прибалтики, Украина, Казахстан) для улучшения положения россиян, а в третьих, требуется прежде всего культурная и морально-психологическая поддержка (страны Европы, США, Израиль).

В варианте концепции, главным образом, отмечается необходимость разработки государственной программы репатриации соотечественников и Государственной программы поддержки российских соотечественников за рубежом. Первая программа предусматривает льготное кредитование репатриантов для их обустройства в России. Вторая – выделение средств на открытие и дальнейшее регулярное финансирование российских высших и средних учебных, культурных заведений за рубежом.

В Институте политического и военного анализа называют одним из наиболее острых проявлений кризиса российской идентичности и национально-государственного устройства тенденцию регионализации и партикуляризации образования. В связи с этим рекомендуется провести государственную экспертизу всей учебной литературы, вышедшей в свет с 1991 года, «на предмет определения в них призывов к этнической (расовой) исключительности и обоснования исторической уникальности того или иного этноса, равно как и его особых прав на ту или иную территорию. Отмечается также необходимость укрепления и развития практики единого государственного экзамена, говорится об обеспечении светского характера государственного образования с возможностью дополнительного религиозного образования для представителей различных конфессий.

Предполагается создание ответственного министерства по российской национальной политике. В его структуре создать департаменты: федеративных отношений и региональной политики; межэтнических отношений; миграции; по взаимоотношениям с соотечественниками за рубежом.

«Отдельные проблемы российской национальной политики имеют смежные области (образование, проблемы этнической преступности и нелегальной миграции, вопросы безопасности). Поэтому необходим координационный совет по Российской национальной политике при Президенте РФ», – отмечают в Институте политического и военного анализа.

По материалам ИА REGNUM

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте