Сколько бы мы ни рассказывали о профсоюзных кружках, каждый раз в этой теме находится что-то новое: открываются новые факты, подключаются новые территории, проект расширяется, приобретая все больше поклонников в первичных организациях профсоюза. 2006 год для кружкового движения юбилейный: 10 лет назад российско-шведский проект стартовал в Брянской области и 5 лет назад – в Тамбовской. Это были первые территории, которые отважились на новую форму работы – передавать информацию неформально, из уст в уста, вовлекая все больше рядовых членов профсоюза в активную и творческую работу. Именно им, территориям-пионерам, довелось закрывать юбилейный год большим обучающим семинаром по подготовке руководителей профсоюзных кружков, который прошел с 27 ноября по 1 декабря в Ставропольском крае.
Преподавателями на семинаре выступили председатели обкомов Анна Голубева и Юлия Ремнева. Анна Ивановна поделилась с коллегами теми трудностями, которые встречались на пути реализации проекта (а Брянской организации, несомненно, было сложнее всего, ведь она стала первопроходцем!), а Юлия Васильевна рассказала о том, как непосредственно ведется кружковая работа в первичных организациях Тамбовской области, о ее роли в обучении членов профсоюза.
Большим подарком для участников семинара стало приглашение Виктории Быльевой, руководителя кружка Добруньской средней школы Брянского района и Александры Зацепиной, руководителя кружка Турмасовской СОШ Мичуринского района Тамбовской области – тех, кто непосредственно ведет занятия у себя в первичках. Именно их опыт и навыки, приемы и методы работы вызвали у семинаристов наибольший интерес.
Учениками, а правильнее сказать – соавторами семинара выступили чеченские и ставропольские активисты. Соавторами, потому что благодаря публикациям в нашей газете и на сайте профсоюза, а также материалам территориальных организаций проект нашел сторонников и стал претворяться в жизнь во многих регионах.
В первый день семинаристы делились опытом организации профсоюзных кружков, который приобрели у себя дома, сравнивая свои формы работы с «классической», которую презентовали брянские и тамбовские коллеги. Мне, как координатору проекта, пришлось взять на себя роль «шведской стороны», то есть рассказать семинаристам о модели учебных кружков, разработанной шведским профсоюзом. Надо отметить, что за 10 лет реализации проекта в России эта модель претерпела серьезные изменения. От оригинала в ней осталась, пожалуй, только сама идея, то есть предложенная форма обучения. Каждая территория привнесла в эту форму работы что-то свое. Зачинателями стали, конечно, брянские коллеги. Именно им принадлежат те материалы, которыми пользуются сегодня все кружковцы, – первые методические разработки по подготовке руководителей кружков, дневник руководителя и многое другое. Тамбовская область «подарила» проекту так называемое «Досье проблемы» – постоянно обновляемую подборку материалов по определенной тематике занятий профсоюзного кружка. В Башкортостане шведскую идею совместили с теми формами и методами лекторской работы, которую предложили наши голландские коллеги, создав, таким образом, свою модель. А если говорить о содержании, то разработанное в республике занятие «Как нам рассчитать зарплату?» пользуется большой популярностью во всех территориальных организациях профсоюза. Читинские кружковцы славятся своими занятиями по информационной работе, воронежские – разработками по дисциплинарным взысканиям и по вопросам сокращения численности или штата сотрудников. Вологжане создали ряд методичек по охране труда и здоровья работников образования. Список этот можно продолжать – Самара, Тульская область и Подмосковье, Красноярский край и Липецкая область, Ставрополье и Чеченская Республика… Каждая организация, которая применяет эту форму обучения рядовых членов профсоюза, обогащает проект и новым содержанием, и новыми формами его реализации.
Что касается семинара, то он был построен таким образом, что за теоретической частью тут же следовала практическая. Виктория Быльева провела занятие под названием «Поэтом можешь и не быть, но Кодекс Трудовой ты знать обязан», посвященное ,вопросам охраны труда и защите интересов работников школы. Это методическое пособие мы публиковали в газете, но, как говорится, лучше один раз увидеть. Занятие получилось не только содержательное, но и динамичное, увлекательное, раскрепостившее каждого участника. И не удивительно, что в конце зазвучали песни: задорная пионерская «Активист» в исполнении Виктории Александровны и лирическая на незнакомом нам чеченском языке, но такая понятная и красивая, потому что пелось в ней о любви.
Занятие, которое провела Александра Зацепина в виде ролевой игры, было основано на реальной ситуации. Проблема, возникшая в школе, а именно – невыплата вознаграждения классным руководителям, которые находились на курсах повышения квалификации и на больничном, послужила толчком к изучению Трудового Кодекса, Закона РФ «Об образовании», к дискуссии о роли коллективного договора в образовательном учреждении. А само занятие вылилось в оживленную полемику о том, должен ли руководитель кружка быть одновременно и юристом, и бухгалтером, и налоговым инспектором, или его задача – организовать обучающий процесс?
«Сегодня моя цель, – отметила Александра Николаевна, – показать, как нужно строить работу кружка, но каждый проведет его по-своему. Самое главное – без знания законов, без умения применить их на практике грош цена любому занятию! Если в чем-то некомпетентен, не только изучи вопрос сам, но и пригласи специалиста, обратись в вышестоящие инстанции, найди истину и только потом растолковывай, объясняй и применяй! Именно умение организовать учебный процесс, вовлечь каждого в работу, вооружить и себя и других необходимыми знаниями – суть работы руководителя профкружка! А работа должна строиться на таких принципах: «Осведомлен – значит вооружен», «Кто хочет, тот добьется» и самый главный – «Не обходите стороной профком и кружок. Они ваши товарищи, помощники и юристы!».
Занятие завершилось целым концертом: звучал «Учительский вальс», песня о красавице горянке в исполнении Хамзата Магомедовича Улхаева, а также гимн Тамбовской организации. «Кружок-то у нас профсоюзный, – заметила Юлия Васильевна Ремнева, – так и закончим его профсоюзной песней».
Пожалуй, главное, что удалось на этих занятиях и что составляет суть кружковой работы, – объединить всех, создать определенный доверительный настрой, который позволит раскрыться каждому и сделать обучение не только полезным с практической точки зрения, но и комфортным. Не случайно Сай-Хусейн Абдурахманович Сулейманов, председатель профкома гимназии №7 Грозного, говоря о кружках, которые нашли в Чеченской Республике широкое применение, отметил: «Война оставила следы и в человеческой душе, а профсоюзные кружки стали для нас в том числе и психологической поддержкой, местом, где человек может прийти в себя, почувствовать себя человеком». «Местом, где можно отдохнуть душой, – добавляет Совдат Аюбовна Оздоева, председатель профкома Ачхой-Мартановской школы №2. – Пообщаться с коллегами и друзьями, узнать что-то новое и полезное. Ведь мы долгое время жили в условиях информационной блокады. Кружок для нас, как глоток свежего воздуха».
Завершился первый день семинара тем, что все участники разделились на 8 групп – профсоюзных кружков. Каждый из них не только выбрал своего лидера, но и обосновал, почему выбор пал именно на этого человека, какие качества должны быть присущи руководителю профсоюзного кружка. И здесь не обошлось без небольшой дискуссии. Мнения высказывались разные, но все-таки к согласию мы пришли: лидер профсоюзного кружка – первый среди равных! Человек, способный поставить цель, вовлечь других людей в процесс достижения этой цели, сориентировать участников на саморазвитие. И, конечно, прошедший тренинг по работе с учебным кружком, имеющий постоянную поддержку от вышестоящей организации. Кроме того, руководитель кружка – это человек, умеющий найти подход к людям, известный своей честностью и надежностью, умеющий быть хорошим слушателем и организатором. Избранные по этим принципам руководители кружков получили «задание на дом»: подготовить и провести занятие по определенной теме.
«Особенности расчета больничного листа», «Порядок начисления пособия по временной нетрудоспособности», «Трудовая книжка», «Трудовой договор», «Зачем нам нужен профкружок?» – занятия, проведенные по этим темам, превратили второй день семинара в настоящий фестиваль. Ни одно занятие не повторяло другого. Мы стали участниками деловых игр, консультаций, лекций, «побывали» на викторине «Что? Где? Когда?», посвященной изучению Трудового кодекса, на программе «Час пик», где приглашенные эксперты определяли правильность заключения трудового договора молодого специалиста с директором, на занятии «Трудовая книжка – моя сберкнижка». Было представлено все многообразие форм и методов кружковой работы: от мозговой атаки и тематической дискуссии до метода обнаружения и устранения ошибок.
Подводя итоги этой части семинара, вырабатывая рекомендации, мы сделали, пожалуй, самый важный вывод: такая форма информационной, обучающей работы в профсоюзе нужна, участие в профсоюзном кружке – это живой процесс, который связывает теоретические знания с практической деятельностью.
Но на этом наша работа не закончилась: третий день семинара был посвящен информационным технологиям в профсоюзе. Занятия с кружковцами проводил главный специалист ЦК Сергей Иллиев. Здесь разговор шел и о почтовых программах, и о таких, как Word, Excel, Internet Explorer. Состоялась презентация новой версии сайта ЦК профсоюза, углубленное изучение почтовой программы The Bat, а также знакомство с минимальным перечнем интернет-ресурсов, необходимых для профсоюзных работников. Это, в первую очередь, сайты отраслевого профсоюза (http://ed-union.ru), региональной федерации, национального профцентра, Министерства образования и науки РФ (http://www.mon.gov.ru/), педагогических сообществ (http://pedsovet.org/, http://fpru.org/), педагогических изданий (например, «Учительской газеты» – http://www.ug.ru) и, конечно, страничка газеты «Мой профсоюз» (http://ed-union.ru/paper.html).
Хозяевам и организаторам семинара – Ставропольской краевой организации профсоюза во главе с Людмилой Сергеевной Кораблевой – хочется выразить особую благодарность. Без слаженной, хорошо организованной работы успех семинара (а он несомненен) был бы невозможен. Спасибо всем участникам за активное сотрудничество и вклад в реализацию проекта по подготовке руководителей профсоюзных кружков.
Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, координатор российско-шведского проекта
Комментарии