search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В школьных уроках появятся видеоматериалы
0

Что не востребовано носителями языка, становится памятником прошлого

Современные школьники мало похожи на молодежь начала прошлого века. И прежде всего тем, что они, как носители языка, как москвичи, в своей речи более не придерживаются так называемого старомосковского произношения. Не встречал знакомых любому москвичу выражений типа «булошная», «дощщь», «лёхкый», «попить чийку» и т.д.

Не берусь оценивать данную ситуацию в пределах «хорошо – плохо». Исторически сформировавшееся старомосковское произношение в речи современных школьников уступает место бесцветно нормированной речи по принципу «как пишу, так и говорю». Речь детей, смею предположить, и речь современных молодых родителей делает исключение только для слов «што», «конешно», являющихся известным примером старомосковской нормы.

Исследователи истории русского языка утверждают, что принцип «как пишу, так и говорю» пришел в Москву из петербургской речевой нормы. Возможно, это и так. Однако география современного класса значительно шире Москвы и Петербурга. В московских школах учатся дети из Ростова, Сибири, Поволжья, да практически из всех федеральных округов России, и все они стремятся говорить «правильно», строго по норме. Думаю, это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, изучение всех предметов, в том числе и русского языка, негласно подчинено принципу простоты там, где он только возможен. Удобнее и говорить, и писать одинаково.

Во-вторых, как мне кажется, современные средства коммуникации, в том числе и Интернет, способствуют письменному общению больше, чем устному. Находясь в пределах одной школы, одного района, одного города, наконец, ученики предпочитают отправлять SMS, общаться в чате, писать письма, нежели предаваться устной беседе.

В-третьих, законы развития языка таковы: то, что не востребовано его носителями, народом, рано или поздно становится памятником прошлого.

Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора Центра образования № 1874, учитель года Москвы-2006

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте