search
main
0

Что нам, студентам, дало участие в конкурсе?

В Центре «Поведники» завершился конкурс «Учитель года Москвы» в номинации «Педагогический дебют-2010». Четыре дня 20 студентов четырех педагогических вузов Москвы соревновались в педагогическом мастерстве, рассказывали о своей исследовательской работе. Сегодня в Московском городском доме учителя назовут имя абсолютного победителя этого профессионального конкурса.

Пятерка победителей

Анастасия Денисова:

– Мне кажется, что каждый участник конкурса отдавал и продолжает отдавать всем частицу своей души. Это самое ценное. Чему я научилась на конкурсе, так это, конечно, преодолевать свои внутренние противоречия, быть увереннее. И все-таки, мне кажется, видеть мир глазами другого человека – самое главное. Я увидела мир глазами своих коллег, может быть, даже глазами жюри. Если говорить о конкурсных уроках, то я увидела палитру красок, постаралась сравнить каждый урок с определенным цветом. Для меня некоторые уроки засверкали ярким рубиновым цветом, это были уроки технологии, музыки, они были активными, живыми, они излучали развитие, силу. Другие уроки светились голубой лазурью, напоминали море, тихое и спокойное, которое в будущем взорвется яркими бликами. Я вынесла из уроков своих коллег уверенность, что на каждом уроке, в каждом ребенке нужно видеть индивидуальность и находить тот внутренний стимул, который именно этого ученика будет мотивировать на изучение того или иного предмета. Мне кажется, я на конкурсе осознала и продолжаю осознавать, что прав Шекспир: «Моя профессия – быть самим собой, верно служить тому, кто мне доверится, любить того, кто честен, и драться, если нет другого выхода».

Анна Корягина:

– Только в середине конкурса я стала осознавать, насколько это серьезное и важное мероприятие. Я попробовала себя в трех ипостасях: учителя, ученика и зрителя. Все они были для меня необычными. Все они преломились через тот опыт, который уже есть. Я была не просто наблюдателем, а активным слушателем, который записывал, переносил себя в ту или иную ситуацию (и это было очень полезно), который находил для себя какие-то примеры, сравнивал происходящее с какими-то собственными идеями. Ученик тоже был не просто учеником, ведь мы уже не школьники, а студенты, поэтому мы были учениками с почти полученным высшим образованием, с педагогическими навыками, с педагогическим опытом. Нам было очень интересно почувствовать себя учениками, примерить механизмы работы, понять, как все то, что делает учитель, отражается на учениках, как работает то, чему нас учили в университете, на практике. В ипостаси учителя самое важное, интересное, кульминация, по-моему, то, к чему мы шли, – уроки. Уроки, которые мы давали, были необычными, они стали квинтэссенцией всего самого лучшего, всего самого любимого, самого интересного, что мы впитали в себя, что вошло в опыт нашей работы. На примере собственного урока я видела, как он видоизменялся до неузнаваемости: то, что было задумано в начале, и то, что было в конце, – два разных урока. Я замечала, как постепенно добавлялись все новые идеи, как появлялись новые мысли, новые подходы, новые методы, приемы.

Мария Мельникова:

– Я долго думала, о чем важнее сказать: о том, чему я научилась на конкурсе, или о том, что я на нем чувствовала. Я научилась быстро реагировать на принятие решения, на осознание той или иной ситуации. Все это мне потом пригодится. Я научилась многое оценивать серьезнее, чем раньше. А вот что касается того, что я прочувствовала, то было каждый день приятное ощущение того, что незнакомые люди будут оказывать мне невероятную поддержку, что я буду постоянно ощущать рядом чье-то плечо, что если оступлюсь или ошибусь, то меня тут же поддержат, что-то подскажут, без внимания не оставят. Уйти в себя, как у нас бывает, на конкурсе невозможно, такое доброе и внимательное отношение не каждому в жизни посчастливится встретить, а у меня все это было на конкурсе все дни.

Екатерина Нечипоренко:

– На конкурсе я научилась быть уверенной, ценить поддержку коллег, знания и возможности практической деятельности, которые дает обучение в вузе. Конкурс стал экзаменом того, что ты можешь, умеешь, и школой – он научил меня на высоком уровне проектировать свою профессиональную деятельность, правильно совершать каждый свой шаг, оценить степень взаимодействия с родителями моих учеников. Конкурс дал мне возможность более точно определить свою позицию – личностную и профессиональную. Я думаю, что границы моей деятельности определяются, и это дает мне возможность выявить направления развития. Мне было очень интересно посмотреть на работу участников конкурса – педагогов, с точки зрения психолога, оценить взаимоотношения учителей и обучающихся. Это помогло мне сделать немало интересных и важных открытий, обогатило мою деятельность.

Александрина Светлова:

– Мой профессиональный путь соткан из множества событий. У меня две профессии, я и спортсмен, и психолог. Конкурс заставил меня по-новому взглянуть на схожие моменты, которые есть в этих профессиях, теперь здесь находится не только точка пересечения моих научных интересов. Не нужно останавливаться на том, что спортивная деятельность постоянно связана с борьбой – меня все время оценивают судьи, они постоянно следят за каждым моим движением, но я имею возможность остановиться, поправить волосы, оружие, ко мне в перерыве может подойти тренер, скорректировать мои действия. Когда я работаю в школе с детьми, этот соревновательный момент отсутствует. Конечно, в чем-то мне нужно перебороть себя, самые строгие наши судьи – наши дети, но соревновательный компонент все равно в школе для меня отсутствует. Конкурс объединил столь любимые мною соревнования и психологию, для меня это оказалось очень серьезным испытанием. Выходя на сцену на конкурсе, я не могла остановиться. Мне нужно было корректировать свои действия по ходу урока, ориентируясь на участников. Да, в конкурсе, безусловно, есть борьба, потому что это конкурс. Но это в первую очередь борьба с самим собой. Так же как и в спорте, я выступала в команде, и эта команда очень большая – 20 конкурсантов, тренеры и члены жюри. Самое главное, что я поняла: цель и смысл этой борьбы – развитие. Очень важным оказалось держать удар. Когда я выхожу на дорожку, у меня это получается вполне успешно (так считают мои тренеры). Но и выходя на сцену на конкурсе, я старалась держать удар. С каждым моим шагом на пути к профессии пополняется мой багаж, конкурс объединил два моих любимых дела, теперь я уже не могу разделить спорт и психологию. Они объединились! Я чувствую, что сегодня сильнее, чем вчера, а завтра стану еще сильнее! За это спасибо конкурсу!

Марина Кравцова:

– На этом конкурсе я прежде всего научилась преодолевать себя. Мне очень понравились все участники, наше общение, взаимодействие. Иногда ребята из других вузов подходили и начинали разговор, давали советы, высказывали мнения. Хотя до конкурса мы не знали друг друга, на конкурсе возникало ощущение, что мы знакомы давно, и это было очень приятно. Этот конкурс научил меня терпению и вниманию к мнениям других. Особенно это проявилось во внеконкурсном мероприятии «Дебаты». Я приняла для себя некоторые правила и каноны общения, отметила, что бы я сделала по-другому, что мне понравилось и как эту форму можно использовать в моей школе, в моем классе и вообще в московском образовании. Во время выступления моих коллег я отмечала что-то важное в каждом из их уроков, отметила, как можно эффективно использовать на уроке, выучила несколько фраз на немецком языке и могу теперь представиться. Теперь моим руководством стало: «Я знаю, что у тебя все получится. Я рядом, если что!»

Наталья Байковская:

– Во время конкурса я поняла, что именно такие теплые и ценные мероприятия учат и прививают честность и вдумчивость в работе как над собой, так и в профессиональной деятельности. На планете «Педагогический дебют-2010» в моей жизни я прожила несколько эпох. Первая – эпоха знакомства с конкурсом, его требованиями и условиями, спецификой конкурса профессионального мастерства. На этом этапе я определила для себя задачи не только получить что-то от конкурса для себя, но и что-то самой подарить конкурсу. В первую очередь предложить задуматься молодым педагогам о роли самооценки, поддержки в работе с ребенком и показать некоторые инструменты работы. Вторая – эпоха активности, период активного рабочего думания над содержанием излагаемого материала, формулировкой того, что я хочу представить, что я хочу сделать. Это также была тренировка навыка выбора занятия, рассчитанного на детей и адаптированного для взрослых конкурсантов, показ возможностей психолого-педагогической работы с ребенком. Третья эпоха – эпоха практического опыта, где очень ценным оказался опыт выступления в формате конкурса. Наши уроки – мастер-классы стали тренировкой распределения своих сил и времени, осознания того, как важно для педагога работать над смыслом каждой произносимой фразы, оттачивать ее, укрепления уверенности, что будущее образования – в активным методах преподавания, которые делают процесс обучения более эффективным. Четвертая эпоха – эпоха рефлексии, она началась в начале конкурса, продолжалась до его окончания.

Дарья Михалочкина:

– Я рада и благодарна, что этот конкурс был в моей жизни. Это мой первый профессиональный педагогический конкурс, и надеюсь, что не последний. Я буду к этому стремиться и делать все возможное. Начало конкурса для меня было наполнено невероятным количеством разноцветных красок. 600 оттенков зеленого, 600 – желтого, 600 – красного, по 600 оттенков всех других цветов, а в целом – колоссальный опыт общения со своими сверстниками-коллегами, которые полны энтузиазма, идей, желания творить и делать не только свою жизнь, но и жизнь школьников гораздо интереснее, разнообразнее, лучше. Я очень рада, что мне довелось участвовать в этом конкурсе, потому что в выступлении каждого из участников я почерпнула много нового, интересного. Я внимательно наблюдала за всеми, училась, анализировала, записывала и отмечала изюминки в каждом уроке и мастер-классе, которые буду использовать в своих уроках. Все это подталкивало к новому, к анализированию своей деятельности, к поиску инноваций.

Виталий Басовский:

– Для меня конкурс начался гораздо раньше, чем непосредственно конкурсные испытания. Это была подготовка, длившаяся не одну неделю и даже не один месяц. Благодаря ей я, во-первых, научился делать качественно и совершенно по-иному свои уроки, отличающиеся от того, что мы делаем в повседневной жизни в школе. Это были уроки, на которых я старался не только научить своих учеников, но и показать все свои возможности, то есть я наработал интересный и большой опыт. Во-вторых, благодаря участию в конкурсе я научился быть стойким, в критических ситуациях не опускать руки, а продолжать жить и работать, что для меня очень важно. Я благодарен всем на конкурсе за поддержку, жюри за вопросы, которые позволили задуматься над тем, что будет дальше, над чем мне стоит работать в дальнейшем и как формировать какие-то жизненные позиции в работе. Само участие – это уже некая наука о том, как быть в коллективе верных друзей.

Татьяна Питоня:

– Конкурс для меня был первым парадом удивительных уроков. Где еще можно так тесно и так много взаимодействовать с коллегами? Мы знаем – в учительской, но это совсем иное общение и совсем другая история. За дни конкурса у нас произошло столько разных событий, я испытала столько разных эмоций, которые обычно испытываешь разве что за месяц. Это и радость, и страх, облегчение от того, что ты с чем-то справилась, и неожиданная помощь от практически незнакомого человека, который буквально за несколько секунд смог сделать для меня очень многое. Я научилась получать удовольствие от успехов других людей, я не думала, что это так приятно и что это возможно. Кроме того, условия конкурса учат нас самообладанию, я думаю теперь, что это вообще одно из главных и важных умений в жизни. Для меня ценно не только то, чему мы научились на конкурсе, но и то, что мы поняли, чему еще нам нужно учиться. А учиться надо многому: и рефлексировать, и анализировать. Конкурс был устроен таким образом, что нам приходилось быть то учителями, то учениками. Это помогало нам ценить труд коллег, чего порой не хватает в обычное время.

Елизавета Дмитриева:

– За время конкурса я приобрела огромный педагогический опыт, который, как я надеюсь, поможет моему профессиональному развитию, профессиональному росту. Я научилась очень многому. Во-первых, познакомилась с огромным количеством новых педагогических технологий и примеров их эффективного практического использования – например, арт-технологий с проведением интегрированных уроков – русского языка и чтения, литературы и изобразительного искусства. Это все очень ценный опыт, который я буду использовать на уроках иностранного языка. На конкурсе я поняла, насколько важно грамотно и рационально использовать время – благодаря четкому регламенту мы смогли показать самое интересное и самое лучшее в своей работе за не очень большой промежуток времени. Конкурсные 30 минут – это меньше, чем обычный урок в школе, поэтому необходимо было четко планировать свой вводный урок и ни в коем случае не нарушать регламент. На мой взгляд, этот опыт тоже очень ценен, ведь планирование урока – один из самых сложных этапов педагогической деятельности. Кроме того, я поняла, как важно грамотно структурировать и представлять результаты своей работы вне зависимости от ее объема, продумывать все свои достижения и грамотно показывать.

Кристина Мошкина:

– Я думаю, что для каждого участника конкурса после вопроса: «Как я выступил?» – возникает следующий вопрос: «Чему я научился во время выступлений других участников?» Начиная анализировать свою деятельность: и проведенный урок, и рассказ об исследовательской деятельности, и ответы на вопросы жюри, и самопрезентацию, видишь, как много всего того, над чем еще нужно работать. Я поняла, как много есть неосвоенных областей образования, науки, технологий, которые нужно освоить, узнать. Если посмотреть на конкурс под другим углом, то сама подготовка к нему дала мне очень много: это и знакомство с интересными людьми, которое позволило расширить круг общения, это и изучение литературы, которая поможет мне в дальнейшей педагогической деятельности. Для разработки уроков для конкурса было очень много вариантов, это тоже поможет мне в моей учительской работе. Мне кажется, конкурсный формат помог выделить разные педагогические приемы, методы, технологии, возникли новые идеи, которые я хотела бы теперь использовать в своей деятельности. Особые чувства я испытала, когда на конкурсе оказывалась в роли ученика, когда сидела на «Уроке нежности» в родительской школе, это мне пригодится как будущей маме. Не могу не сказать: уроки коллег, которые я увидела на конкурсе, естественно, отличаются от уроков, которые проходят в школе: школьные уроки нельзя проводить чересчур творчески, ведь дети от этого устают. Вопросы жюри ставили перед нами важные задачи, ответы на которые нам еще предстоит решить.

Ольга Чукова:

– Спасибо всем моим коллегам, которые помогали мне на занятиях. Я получу диплом, в котором будет записано: «Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель». В процессе профессиональной подготовки я буду уделять внимание именно технологии социокультурной деятельности. На конкурсе я посмотрела 19 уроков и мастер-классов разного предметного содержания с разных точек профессиональной деятельности. Они научили меня прежде всего видеть многообразие методик, дидактических приемов, взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах и, самое главное, получать удовольствие. Я благодарна этому конкурсу за то, что он что-то изменил во мне. После испытаний, через которые мы прошли, я готова уже к любым каверзным вопросам, которые мне могут задать мои ученики – я смогу на них ответить. В ходе конкурса я преодолела страх и поняла, что он помогает раскрыть себя.

Елена Савина:

– Во-первых, я стала увереннее. В начале конкурса я страшно волновалась, а потом поняла, что все не так страшно, что надо просто взять себя в руки и сказать себе, как советовали на уроках психологии: «Я все могу, у меня все получится!» Во-вторых, я познакомилась на конкурсе с интересными людьми, и мы подружились. У нас была теплая, дружественная атмосфера, и, когда я была на сцене (вела уроки или выступала в роли ученицы), я чувствовала поддержку. Я увидела, как выступают другие конкурсанты со своими идеями, с оригинальными подходами, мы учились друг у друга. Мне многое понравилось на конкурсе, например пальчиковая гимнастика, я хотела бы использовать ее у себя на уроках, чтобы подготовить ребятишек к работе на уроках технологии, понравились уроки английского языка, где нас учили здороваться, произносить ту или иную первую фразу в зависимости от того, с кем мы встречаемся – с другом, начальником или учеником. Полное осознание того, что произошло на конкурсе, что я увидела, придет позже, когда я сяду и спокойно все обдумаю. Но на самом деле уже сейчас я знаю, что менялась каждый день, что я сделала какие-то шаги в профессиональном развитии, что буду использовать то или другое в своей работе. Мне понравилось, что ни один конкурсный урок не был похож на другой, все разные, и в школе нужно делать именно так, чтобы детям было интересно, чтобы они с радостью приходили на наши уроки.

Ольга Конвиз:

– На конкурсе я научилась ценить время. Время, которое иногда тратишь бездумно и неосознанно, а потом понимаешь, что его тебе как раз и не хватило. Я научилась задавать вопросы именно так, чтобы, не указывая на какие-то просчеты и недостатки, неправильное использование методов, показать на них. Я научилась сдерживать эмоции, ведь на конкурсе важно уметь собраться и сделать все так, чтобы потом не было ощущения, что ты сделала что-то не так, что ты что-то забыла сделать, что тебе этого очень жаль. Я постоянно чувствовала постоянную поддержку тех, кого до конкурса я не знала, а на конкурсе подружилась. Мои коллеги говорили: «Если тебе нужна поддержка, мы к тебе придем, мы сядем на твоем уроке и, как ученики, будем отвечать на твои вопросы. Для меня это было откровением, потому что сегодня редко встречаются такие люди, которые действительно сделают что-то, если тебе это нужно. Пожалуй, самое главное – что я научилась использовать свой небольшой опыт, который уже есть, и тот колоссальный опыт, который дает этот педагогический конкурс. Я надеюсь, что у меня когда-нибудь появится возможность принять участие в конкурсе «Учитель года Москвы».

Софья Букреева:

– Я приобрела на конкурсе опыт, что называется, три в одном. Я намного ярче и концентрированнее, чем раньше, почувствовала себя в роли учителя. Я почувствовала себя в роли ученика на уроках своих коллег-ровесников, поняла, что на своих уроках нужно кое-что поменять, вести себя в чем-то по-другому, учитывать некоторые мелочи. А еще я побывала в роли зрителя, который все наблюдал со стороны, мне было это интересно. Такое «три в одном» обогатило мой опыт. Я отметила, что конкурс дает уникальную возможность обратить внимание на те мелочи, на то очевидное, что, собственно, и составляет то нечто, которое определяет успех педагогического труда. На эти мелочи я стала теперь обращать внимание. Я поняла, что, когда на уроке ученики что-то узнают, это не значит, что они это знают. Оказывается, важно все, даже какое-то одно слово, обращенное к ученику. Я поняла, что слово «дебют», которое по-французски означает начало шахматной партии, в нашем случае означает начало нового пути в педагогической деятельности. Для нас в этой партии главное не выбиться в дамки, а создать такую партию, в которой мы, педагоги, сможем победить вместе с учеником.

Евгения Чувашевская:

– Чтобы двигаться вперед, надо уметь оглянуться на пройденный путь. Участие в этом конкурсе – хороший старт для молодых людей, посвятивших себя педагогике и психологии, хороший стимул для саморазвития. Этот конкурс дал мне возможность не только раскрыть свой потенциал, поделиться своим пока небольшим опытом, но и познакомиться с интересными людьми. Это не просто конкурс, это моя идея, наполненная яркими красками, эмоциями, знаниями, искрометными идеями. Конкурс удивителен и неповторим, неповторим своим содержанием, в нем грамотно сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальность и индивидуальное. Он дал мне колоссальный опыт, возможность быть оцененной. Педагогический дебют – это творческий плацдарм для будущих специалистов.

Юлия Мальгина:

– Главное, чему я научилась на конкурсе, – это анализировать все, что происходит, понимать и чувствовать других людей лучше, чем раньше.

Сияет яркая звезда –

Ты смотришь на нее, мечтая,

И улыбаешься,

Она то гаснет,

то мерцает.

Ты думаешь: «Как счастлив я,

Что верно выбор сделать смог,

И рад я, что зовут меня

Великим словом «Педагог».

Евгений Стоцкий:

– Буду краток: я был сильно поражен тем, насколько искренними были отношения конкурсантов друг к другу. Я был поражен искренним отношением жюри к конкурсантам: это было не то жюри, которое только выставляет оценки, оно помогало нам продвигаться по той дороге, которую мы выбрали. Без тех, кто ведет нас по этой дороге творчества, становление педагогов невозможно. На конкурсе главное не победа, победа уже есть, ведь она в том, что мы собрались в Поведниках. Я столько нового узнал, сидя на уроках, сидя в зале и наблюдая за коллегами, что был просто поражен. Двадцать человек, которые будут потом расти, станут учителями в московских школах. Я рад, что это высококвалифицированные учителя уже сейчас, хоть и молоды. Молодцы!

Елена Фам:

– Каждый ребенок – цветок, прорастающий из семечка, которому нужны забота и тепло. Я и себя ассоциирую сейчас с тем же цветком, который произрастает из одного из семян. Конкурс стал для меня одним из тех факторов, который помогает мне вырасти. Давайте представим себе цветок, который растет в тепличных условиях. У него все есть – солнце, тепло, вода, пища, все у него хорошо. Будет ли он расти и развиваться? Думаю, да, потому что верю: стремление к развитию заложено в каждом из нас. А теперь давайте вообразим цветок, у которого тоже есть вода, солнце, но при этом он растет на каменистой почве, подвержен ветрам. Эти трудности делают его устойчивее, сильнее. Для меня трудностью, которая сделала меня устойчивее и сильнее, стал конкурс. Конкурс стал для меня встряской в хорошем смысле этого слова. Когда ты работаешь, то острота оценки самого себя, с которой ты подходишь к своей деятельности, к сожалению, теряется, кажется, что ты все делаешь верно. На конкурсе же в условиях конкуренции я была ограничена всего лишь 30-минутным уроком, на котором мне нужно было показать максимум всего, что могу и умею. Я поняла, что у меня произошло сужение границ, что мне хочется расширить взгляд на себя, на свою деятельность, чтобы в будущем сложился тот идеальный образ педагога-психолога, который я хочу реализовать. Для меня этот конкурс стал уменьшенной моделью реальности. Перед строгим взором жюри мы имели право на ошибку, а в реальной жизни у нас этого права нет, потому что каждое наше слово, каждое наше действие предпринимается по отношению к детям, мы ответственны за то, что говорим и что делаем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте