search
main
0

Что нам ответит «будущел»?

Было времечко после революции, находились «деятели» перестройки, требовали: раз новое время, то должен быть новый язык. Ходили, горланили на исковерканном языке свои стихи:

Зовет взыскующий

сущел,

И в каждом грохоте мечей

Ему ответит будущел.

Их затея ушла в утилизацию. Великий русский язык пережил все тягостные испытания. И всегда мы, учителя, учили детей: «Читай вслух». Только так развиваются мышление, слух, речь, весь речевой аппарат. А что сейчас? Дома часами молча глядят в телевизор, а в школе – технические средства. Вот и получается скудоумие, косноязычие…

Помню, меня попросила администрация школы проверить беглость чтения в маленькой хуторской школе, двуклассной. Там работали две опытные учительницы. Беглость чтения этих ребятишек была восхитительная: по 30, 40, 80, даже 120 слов в минуту. Дети радовались, говорили друг про друга: «Он с пальчиком читает, а я – без пальчика», хвалились (эти дети потом шли в нашу среднюю школу). На каждого ребенка был заведен «Лист беглости чтения», выставлен на реечке, красиво оформлен. В январе Васек читал 20 слов в минуту, а в мае – 30! Знали об этом и родители.

Хочется сказать еще раз о сочинениях. Сочинение – экзамен трудный. Давайте отменим. А ведь раньше разрешали писать сочинения с текстом в руках. Но текст должен быть без предисловий, без комментариев.

Был такой случай. Все боялись Чехова. И по рассказам, и по пьесам писать тяжело. Открываем пакет: Чехов! «Дворянство в пьесе «Вишневый сад», тема по лирике Пушкина и свободная. Все захлопали в ладоши, обрадовались Пушкину. Быстро разобрали томики, а Чехова книги никто не берет. Был слабенький-слабенький ученик. Мы его с риском допустили до экзаменов.

Когда повели на завтрак, ребята его спросили:

– Ты-то что взял? А он с таким пренебрежением отвечает:

– Ниже Чехова не берем!

Вот вам и слабенький!

Не упала со смеху комиссия, дочитала, как он «долбил» умирающее дворянство. Брал реплики и по-своему их пояснял.

Не было «умопомрачительного» и в царских гимназиях. Читаем: сочинение сдал «отлично», устно – «отлично». На уроках тогда не пели романсы под гитару, не выкидывали коленца… Убеждена, этого не должно быть на уроках. Это хорошо в домашнем театре.

Валентина ГОРЕЛОВА, учитель-пенсионер, ст. Пачелма, Пензенская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте