search
main
0

Что может быть хуже пересказа по плану? Развивающие технологии при изучении окружающего мира младшими школьниками

7-10 лет – возраст так называемых “почемучек”. Именно в этот период у ребенка возрастает интерес к загадкам и тайнам окружающего мира. Познавая этот мир, он расширяет свой кругозор, получает представления об устройстве Земли, Вселенной, природных явлениях и т.д. Все это непосредственно влияет на развитие детей, а также на формирование устойчивого положительного отношения к познанию, к учению. А это – важнейшая задача начальной школы.

Педагогическая система академика Л.В.Занкова направлена на общее развитие детей на основе применения нетрадиционных технологий на уроках “естественно-эстетического цикла” (по определению Л.В.Занкова), в частности, географии, истории и естествознания.
Задачей всех трех курсов является формирование у школьников целостного восприятия широкой картины мира на основе ценностей искусства, культуры, науки путем самостоятельного познания. Здесь действует определенная закономерность. С одной стороны, основываясь на принципе приоритета теоретических знаний, нужно дать детям краеведческие, страноведческие, общеземлеведческие, астрономические, картографические, исторические, экологические знания. Но с другой стороны, к данным предметам не существует жесткого требования обязательного усвоения содержания учебного материала в полном объеме.

И такая установка ни в коей мере не снижает качества усвоения учениками знаний и умений благодаря следующим моментам:
– высокой заинтересованности детей в познании неизвестного об окружающем мире и о себе;
– богатого содержания учебников;
– насыщенности и оригинальности методического аппарата.

В обучении младших школьников прежде всего используются методы, способствующие активной познавательной деятельности: эвристический, частично-поисковый и поисковый. В процессе обучения учитель, применяя эти методы, находит оптимальные варианты организации работы на уроках.
1. Задания, нацеленные на осмысление нового материала (даются сразу после введения нового знания).
Пример 1 (география)
На уроке введено понятие “горизонт”. Тут же дается задание по рисунку (часть местности, на которой холм прикрывает лишь угадываемые железнодорожную станцию и поезд): нарисуй, что ты увидишь, если заберешься на холм. Затем рисунки детей сравниваются, доказывается их правильность.
Пример 2 (история)
Дети изучили письменные источники, по которым узнают прошлое на образцах – текстах Геродота о скифах. После прочтения статей они получают задание: представить картину жизни скифов, их занятия, обряды; рассказать или проиллюстрировать свой рассказ.
2. Задания на усвоение приемов работы с научно-популярным текстом.
В связи с этим небольшое отступление. Занковская система категорически против таких видов работ с художественным произведением, как пересказ, составление плана, глубокий анализ, показывающий логику изложения текста. Дело в том, что в художественном произведении работа над осмыслением идеи – что хотел выразить автор, какими средствами это достигается, как произведение связано с нашей современностью – главная работа. Здесь важно мнение ученика, может быть, не совпадающее с мнением автора или учителя, непосредственность суждений (ведь это младший школьник!). А в работе с научно-популярными текстами эти виды (пересказ, план, анализ и др.) становятся самыми эффективными.
Пример 1 (естествознание)
Составить план, по которому можно рассказать о животном.
Пример 2 (история)
Вопрос: Чем может быть интересен рассказ русского летописца Нестора об основании города Киева? (Здесь ребенок фактически готовит краткий пересказ, а также отделяет главное от второстепенного).
Пример 3 (естествознание)
Задание – сравнить тексты. Вопрос: Что можно сказать о жанрах, в которых написаны они? (Научно-популярная статья о размножении земноводных и рассказ Скребицкого “Что делает рыба зимой?”)
3. Задания на самостоятельное осознание понятий с опорой на жизненный опыт детей через справочный материал, рисунки, карту.
Пример 1 (география)
Объясните, как вы понимаете значение слова “гора”? Посмотрите теперь, как оно толкуется в качестве географического термина. Сравните разные значения.
Пример 2 (география)
Объясните, что общего и какова разница между лужей, прудом, озером, водохранилищем, морем, океаном.
4. Задания, предполагающие предварительные выводы на основе коллективного обсуждения.
Пример 1 (география)
На рисунке изображены: эскимос, араб и славянин. Объясните, почему так различна их традиционная одежда?
5. Работа, выходящая за пределы учебника (поисковая деятельность школьников).
Урок всегда начинается с изучения нового материала. А домашним заданием для детей часто является подбор материала на определенную тему. Как правило, урок начинается с вопросов, активизирующих детей, в атмосфере, когда не учитель (пусть его рассказ будет в самых ярких и живых образах), а дети сами поделятся друг с другом тем, кто и что узнал, прочитал, увидел.
Таким образом, новый материал уже будет задействован, эффективнее воспринят, буквально “поглощен” детьми, так как это их собственные знания. Не надо думать, что роль учителя при этом понижается. Во-первых, не взрыхлив почву нового знания (конкретное, подробное обсуждение), мы не сможем привести детей к цели – сделать общий вывод, получить термин, определение. Во-вторых, и самое главное, – роль учителя здесь намного значительнее, чем бывает на традиционном уроке: он направляет знания детей, сталкивает разные мнения, создает коллизии, противоречия и в итоге – подводит ненавязчиво к выводу. Здесь важную роль играет импровизация учителя, умение лавировать, предугадывать непредсказуемое. Понятно, это намного сложнее, но и интереснее. Такая форма работы, подобные домашние задания, безусловно, способствуют формированию потребности у детей в познании и самообразовании.
6. Театрализация на уроках.
Пример 1 (география)
Тема “Гелиоцентрическая система мира”.
До этого урока дети узнали о геоцентрической системе Птолемея. На этом уроке была задача – познакомиться с новыми открытиями ученых о Земле. Надо иметь в виду, что само произнесение терминов “геоцентрическая” и “гелиоцентрическая” для детей непросто, поэтому появляется необходимость в нахождении необычных форм работы на уроке. Так появились маски на головах детей: бог Гелиос (бог Солнца), другие планеты, звезды. Перед классом была показана самими детьми наглядно система Птолемея, затем Коперника. Ребятам очень понравилось и, естественно, ярче запомнилось.
Также был театрализован урок по теме “Почему происходит смена времен года?”.
7. Индивидуальные и коллективные сообщения на тему урока.

Индивидуальные
Анкетирование (в начале урока), кто о чем хочет узнать, затем учитель “тайно” подходит к ребятам и предлагает выступить на уроке.

Коллективные
(оформляется в виде реферата с последующей защитой)
“урок-защита”, “урок-пресс-конференция”, на котором они должны рассказать (сделать доклад), затем другие задают интересующие их вопросы на тему сообщения.

8. Рисование, иллюстрирование по теме урока.
На уроках истории во втором классе учебный курс рассчитан на то, что дети будут преимущественно слушать. И для активизации внимания детей, создания в мыслях художественно-исторической картины событий и времен нами найден удачный, на наш взгляд, прием. Учитель читает, дети в это время рисуют то, о чем слышат. Затем идет анализ, сравнение и выводы, то есть общее мнение. Интересно наблюдать за детьми во время такой работы: каждый по-своему подходит к изображению на рисунке, по-своему и рассказывает потом о сюжете (здесь и индивидуальная, и коллективная формы).
На уроке естествознания дети иллюстрировали “Путешествие лягушонка”. На уроке по теме “Круговорот воды в природе” очень яркими получились иллюстрации “Путешествие Капли-Воды”.
9. Классные сочинения.
Темы сочинений: “Семь чудес света”; “Что я знаю о белке… о слоне…?; “Как нужно беречь свое здоровье?”; “Зачем нам скелет?”; “Как история узнает о прошлом?”; “Что такое мышцы?”; “Клетка – что я знаю о ней”; “Я вошел в джунгли и увидел…”.
Эти сочинения пишутся во время урока, при этом дети пользуются орфографическими словарями, словариками по предметам.
Цель этой работы – выявить системность знаний учеников по определенной теме, их интерпретацию.
Оценка – только вербальная, иногда по пятибалльной системе.
Сочинения не являются контрольными заданиями. Здесь перед учителем стоит задача – дать возможность детям собрать все свои знания по определенной теме, как бы “разложить их по полочкам”.
Приведенные формы работы на уроках в начальных классах убеждают нас в том, что у детей пробуждается интерес к наукам, с которыми они встретятся уже в 5-м классе (это линия преемственности). И от учителя зависит, придут ли дети на уроки в 5-м классе с осознанием необходимости и потребностью учиться, или будет чувство растерянности и нежелание знать о мире больше того, что видишь.
Окружающий нас мир полон чудес, наши дети это понимают, и надо, чтобы они принимали мир во всем его многообразии. Эти чудеса мы должны раскрыть перед детьми и вместе в них разобраться.

Ольга ВОРОТНИКОВА,
Людмила КУЗНЕЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте