Любите ли вы математику так, как любит ее преподаватель школы №5 имени Героя Советского Союза Георгия Петровича Ларионова г. Приозерска Ольга Ивановна Смольникова? Если любите, тогда понимаете, почему педагог считает, что красота мира основана на математике. «Мир вокруг нас полон математических объектов, чисел, функций, геометрических фигур, – говорит Ольга Ивановна. – Самый обыкновенный дом состоит из прямоугольного параллелепипеда с треугольной призмой – крышей. В нем симметрично расположены окна. Храм построен по принципу золотого сечения и пропорций. Зная расстояние до школы и определив время, потраченное на дорогу, легко высчитать скорость нашего движения. Вся современная цивилизация – продукт развития технологий, немыслимых без точных математических расчетов. Математика не просто помогает осваиваться в мире, она проникает в самую его суть». Эту математическую красоту, которую Ольга Ивановна лицезреет вокруг, она старается передать своим ученикам. А как она это делает, почему ее профессиональный выбор пал на царицу наук, педагог рассказывает сама.
Итак, открытие!
Педагогика и я. Где произошла наша встреча? Наверное, еще в юные годы на уроках математики и физики в Кыквинской школе Шарканского района Республики Удмуртия. Их так увлекательно вела наша учительница Надежда Павловна, что мне захотелось последовать ее примеру. И выбрала я математику именно по совету педагога, которая подметила, что эта наука давалась мне особенно хорошо. И потом в моей семье уже были учителя: родные тети и сестра работали педагогами начальных классов. Почему бы мне, подумала я, не продолжить династию, разнообразив при этом предметную область? Самое интересное, что и мой муж Алексей Михайлович тоже педагог – учитель физики.
Таким образом, следуя зову сердца, поступила в Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко. Помнится, на 4-м курсе у нас был предмет «Математическая логика». Как-то раз я быстро и правильно решила задачу, и преподавателю Михаилу Анатольевичу Бабушкину было интересно, какой путь я выбрала. Он вызвал меня к доске. Первую часть решения задачи я объяснила, а вторую, увы, скомкала. Тогда Михаил Анатольевич сказал: «Мало решить, нужно уметь еще и объяснить». Мои слова о том, что я не буду учителем, заставили его лишь улыбнуться. «Я тоже так думал, однако сейчас преподаю», – заметил он. Это был замечательный преподаватель, который увлекательно рассказывал про свой предмет, вводил нас в мир логики, математической логики. Я до сих пор помню многие наставления Михаила Анатольевича, и важными принципами в моей работе стали умение объяснять учебный материал на доступном для ребят языке, делать сложное простым, переходить от частного к общему, уметь применять свои математические знания в жизни, на практике.
Кроме тех прекрасных учителей, что появились в моей школьной и институтской жизни, был у меня еще один замечательный наставник. Вернее, наставница. Когда по окончании вуза я вернулась в свою родную школу, под свое крыло меня взяла учительница удмуртского языка Татьяна Евгеньевна Первушина, которая целый учебный год объясняла, подсказывала, посещала уроки. Такой вот интересный поворот: учителю математики помог учитель удмуртского языка. Всегда вспоминаю ее с теплом и уважением. А потом шаг за шагом я наработала свою методику преподавания, свой стиль, темп работы.
Про опыт
В своей педагогической практике я придерживаюсь трех основных вопросов: «Что? Зачем? Как?» Почему именно этих вопросов? Все началось с того, что ребята часто интересуются: «Зачем нам нужна математика, для чего нужны логарифмы и тригонометрия?» Согласитесь, вопрос, с их точки зрения, вполне обоснованный. Поэтому на уроках, особенно когда проходим новые темы, отвечая на вопрос «зачем?», мы всегда стараемся приводить примеры из жизни, рассматриваем межпредметные связи.
Вопрос «что?» – это цель, тема изучения математики и результат, который я хочу получить в конце урока. Вопрос «как?» – это процесс достижения цели, как ребятам дать тему, как им ее объяснить. Здесь мне помогают различные педагогические технологии: ИКТ-технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, практико-ориентированное обучение, разноуровневая дифференциация, кейс-технология и т. д.
Эти три вопроса являются конструктором моих уроков. Кроме этого, я учу своих ребят задавать себе три этих вопроса. Ведь не только на уроке применима данная методика, но и в любой деятельности человека. Таким образом, ребята понимают, что, зачем, как будут изучать на моих уроках.
Каждое практическое действие должно быть обосновано теоретически. В подтверждение своих слов приведу пример из книги Саймона Синека «Начни с «Почему?». Каждый лидер компании следовал модели «золотого круга».
Такие люди понимали ответ на вопрос «почему?» («зачем?»). А кроме этого, они умели донести свое видение до окружающих, которым был близок и понятен их ответ на этот вопрос. Из осознания конечной перспективы, прикладного значения предпринимались шаги, приводящие к ответам на «что?» и «как?».
Мои ученики не боятся задавать вопросы «что?», «как?» и «почему?» по теме на уроке и после него. Они знают, что обязательно получат ответ от учителя. Мне кажется важным показать детям, что математику можно изучать не только как предмет, а сделать ее частью интересной жизни. Поэтому я создаю на уроках такие ситуации, когда ребятам любопытно и понятно, зачем нужна математика и как полученные знания применить на практике, в жизни. Развивать мышление, усваивать теоретические знания хорошо помогают игры, практические занятия, лабораторные работы. Конечно же, всегда в запасе много интересных фактов, которые заставляют детей удивляться. Например, что показывает 34% осадков? Вероятность выпадения осадков? Многие так думают, но ошибаются. Процент осадков показывает, что они будут со 100%-ной вероятностью, но только на 34% территории, которую указали в прогнозе погоды.
На мой взгляд, главное «атмосферное» правило на уроке – это доброжелательное отношение к детям. Они это чувствуют. Если основная масса учеников уже работают по теме, то я присаживаюсь к неуспевающим ребятам. Когда ты сидишь с учеником за одной партой, то словно превращаешься в его товарища, и атмосфера становится немного другой – более дружественной, доверительной. Это часто дает положительный результат.
Немного откровенно
Бытовало мнение, что учитель математики – это сухарь и зануда. Конечно, это не так! Скажем, мой учитель математики не была ни занудой, ни сухарем. Но опять же нужно понимать, что математика – наука точная. Математикам не до лирики, не до эпитетов, гипербола для них не прием выразительности, а график функции. Для них первичны абстрактное мышление, логика, а не эмоции. Математик скажет, как отрежет. Может, поэтому многим детям математика дается с трудом, поэтому и учитель становится для них занудой.
И все же сейчас учителя математики больше креативные, творческие, любопытные, ищущие и все время развивающиеся. Мы не устаем учиться! Тем более что сегодняшние ученики уже рождаются с пониманием того, как работают телефоны, планшеты, компьютеры! Учить их несложно, если знать, чем интересуются ребята. Важно только не отставать от них, развиваться вместе с ними, направлять их деятельность в нужное русло и не бояться просить помощи у детей. Вы не представляете, как им нравится, что учитель попросил совета в том, в чем они хорошо разбираются!
А я сама кроме математики еще и знаток танцев. Организовала и в течение 10 лет вела танцевальный кружок для детей и взрослых. В последние 2 года создавали с ребятами мультфильмы и участвовали в конкурсах «Дорога и мы». Оба раза заняли 2-е место на региональном уровне!
А еще в свободное время семьей посещаем различные музеи, города, интересные места, воспитываем у своих детей уважительное отношение к ценностям нашей страны. Недавно побывали в Республике Карелия, в городе Лахденпохья, в военно-историческом музее «Гора Филина». Словно окунулись в историю Великой Отечественной войны и отношений СССР с Финляндией. Играем с детьми в шашки и шахматы, ходим в бассейн. Обожаю рукоделие – вяжу и шью.
Но самое главное – я верю в то, что делаю, люблю свою работу и получаю от нее удовольствие. Для меня очень важно начать урок с улыбки и получить ее в ответ. Улыбка, как эстафета добра, освещает потом дорогу и мне, и детям.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область
Комментарии