Типология образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования, вызывает многочисленные коллизии при применении на практике и нуждается в существенной модернизации. Среди таких образовательных учреждений сегодня выделены более 10 типов (а в их рамках – более 30 видов). Приходится констатировать чрезмерную дробность типов и видов и полное отсутствие единой критериальной базы. Возникает вопрос: что делать? На него дает подробный ответ кандидат юридических наук, директор Центра правовых прикладных разработок Института развития образования Государственного университета – Высшей школы экономики Артемий РОЖКОВ.
Сегодня возникли серьезные проблемы в типологии образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Если в сфере профессионального образования выстроена довольно четкая и модернизированная новыми типовыми положениями типология, то множество типовых положений об учреждениях общего образования приняты достаточно давно и не подвергались существенным изменениям.
По федеральному законодательству об образовании образовательные учреждения в Российской Федерации подразделяются на гражданские и военные различных типов, видов и категорий. Законодательство не содержит определений понятий «тип образовательного учреждения», «вид образовательного учреждения», «категория образовательного учреждения», но постоянно использует эти понятия. Отсутствие единой терминологии приводит к нечеткости правового регулирования классификации образовательных учреждений на типы и виды.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-I «Об образовании» устанавливает следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей.
Представленный перечень типов образовательных учреждений закреплен в п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» и свидетельствует о том, что основные образовательные программы общего образования реализуют общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). При этом критерии отнесения этих образовательных учреждений к самостоятельным типам совершенно разные: уровень реализуемых образовательных программ, особенности контингента образовательного учреждения (лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей). Использование различных критериев классификации типов образовательных учреждений приводит к тому, что отдельно взятое учреждение может одновременно относиться к нескольким типам. Например, к какому типу отнести специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья?
Содержащийся в Законе РФ «Об образовании» перечень типов не исчерпывающий, поскольку пп. 9 п. 4 ст. 12 предусматривает возможность (какая возможность – наличия, создания, существования – курсив А.Р.) «других учреждений, осуществляющих образовательный процесс». Такие новые типы образовательных учреждений вводятся соответствующими типовыми положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а с 1 января 2009 года – уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом принимаются постановления об утверждении типовых положений не только о типах, но и о видах образовательных учреждений.
На сегодняшний день утверждены 13 типовых положений об образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы:
Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении – утверждено постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 года №1237 (с последующими изменениями);
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением – утверждено постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 года №420 (с последующими изменениями);
Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате – утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года №612 (с последующими изменениями);
Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года №676 (с последующими изменениями);
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года №288 (с последующими изменениями);
Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, – утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 года №1117 (с последующими изменениями);
Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста – утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года №1204 (с последующими изменениями);
Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) – утверждено постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 года №1427 (с последующими изменениями);
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, – утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года №867 (с последующими изменениями);
Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой – утверждено постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 года №1046 (с последующими изменениями);
Типовое положение о межшкольном учебном комбинате – утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 года №1437 (с последующими изменениями);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении – утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 (с последующими изменениями);
Типовое положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах – утверждено постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 года № 281.
Однако анализ перечисленных типовых положений показывает, что практически ни в одном из них нет прямого указания на то, регламентируется ли деятельность типа или вида образовательного учреждения. Так, в п. 2 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении указывается: «Настоящее положение является типовым для вечерних (сменных) общеобразовательных школ, открытых (сменных) общеобразовательных школ, центров образования, вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях, а также примерным для негосударственных общеобразовательных учреждений этого вида». Из приведенного текста можно сделать два противоположных вывода:
1) вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение – один из типов образовательных учреждений, а вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, открытая (сменная) общеобразовательная школа, центр образования, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовом учреждении (ИТУ) или воспитательно-трудовой колонии – виды вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения;
2) вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение – вид общеобразовательного учреждения. Но в таком случае, что такое перечисленные образовательные учреждения? Подвиды, а может быть, категории? Ответа на этот вопрос мы в этом типовом положении не найдем.
Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) регулирует деятельность государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений – кадетских школ и кадетских школ-интернатов (п. 1). Такая формулировка позволяет сделать вывод, что это типовое положение регулирует деятельность двух видов одного из типов образовательных учреждений – общеобразовательного учреждения: кадетской школы и кадетской школы-интерната.
Однако в этом случае происходит, так сказать, «конкуренция типов» образовательных учреждений, что усматривается из содержания п. 1 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате: «Положение является типовым для следующих видов общеобразовательных школ-интернатов: общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий-интернатов, лицеев-интернатов».
Следовательно, исходя из текстов рассматриваемых типовых положений формально общеобразовательная школа-интернат – это самостоятельный тип образовательного учреждения, но кадетская школа-интернат – вид общеобразовательного учреждения, а не общеобразовательной школы-интерната.
Кроме того, проблему типологизации этих образовательных учреждений обостряет и тот факт, что в самом Типовом положении об общеобразовательном учреждении закреплен исчерпывающий перечень общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулирует указанное типовое положение (п. 2), и соответственно эти учреждения можно считать видами общеобразовательного учреждения. Кадетская школа и кадетская школа-интернат в этом перечне отсутствуют.
Таким образом, в действующем правопорядке выделяются более 10 типов образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом терминологическое словосочетание «общеобразовательное учреждение» обозначает только один, отдельный тип образовательного учреждения.
Нечеткость правового регулирования типологии образовательных учреждений (организаций) общего образования приводит к многочисленным коллизиям на практике. Приведем некоторые из них.
Согласно Положению о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей «За особые успехи в учении», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2007 года №1 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2007 года, регистрационный №8920), золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» награждаются независимо от формы получения образования выпускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, имеющих свидетельство о государственной аккредитации, а также независимо от формы получения образования выпускники учреждений начального профессионального образования, имеющих свидетельство о государственной аккредитации, получившие соответствующий уровень квалификации и среднее (полное) общее образование (п. 1 Положения). Таким образом, получается, что формально выпускники, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования и прошедшие государственную (итоговую) аттестацию в образовательных учреждениях, не относящихся ни к одному из типов общеобразовательных учреждений (а следовательно, и не считающиеся таковыми), не могут быть награждены медалями (например, выпускники общеобразовательных школ-интернатов, иных учреждений для детей-сирот, образовательных учреждений профессионального образования, которые согласно п. 1 ст. 17 Закона РФ «Об образовании» вправе реализовывать общеобразовательные программы при наличии соответствующей лицензии). Хотя на практике применяется расширительное толкование словосочетания «общеобразовательное учреждение», в данном случае это выражение понимается как обозначение всех образовательных учреждений, реализующих соответствующие образовательные программы.
Особенно ярко коллизии в типологии образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, проявились при реализации приоритетного национального проекта «Образование». Так, использование словосочетания «общеобразовательная школа» в первоначальном тексте постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» привело к тому, что классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, но формально относящихся к другим видам образовательных учреждений, были лишены соответствующего вознаграждения. Для исправления сложившегося положения потребовалось принятие специального постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2006 года №366 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №854», в котором было закреплено четкое положение о порядке выплаты соответствующего вознаграждения классным руководителям образовательных учреждений определенных типов. Кстати, согласно данному постановлению самостоятельные типы образовательных учреждений – это:
– общеобразовательные учреждения;
– вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
– кадетские школы и кадетские школы-интернаты;
– общеобразовательные школы-интернаты;
– образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ);
– специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы);
– образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
– образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
– общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой (п. 1 Правил предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ).
Установленная в постановлении Правительства РФ типология образовательных учреждений не вполне соответствует нормам соответствующих типовых положений. Например, как уже было отмечено в обзоре нормативных правовых актов, кадетская школа и кадетская школа-интернат по тексту соответствующего типового положения относятся к видам общеобразовательных учреждений.
Проблемная ситуация сложилась и с конкурсным отбором общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Правоприменительная практика по данному мероприятию приоритетного национального проекта «Образование» крайне непоследовательна. В 2006 году в число победителей конкурсного отбора вошли специальные (коррекционные) общеобразовательные школы (например, приказ Минобрнауки России от 23 июня 2006 года №162 содержит в списке победителей конкурса общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №32 для глухих, плохослышащих и позднооглохших города Чебоксары Чувашской Республики»).
Очевидно, что по существующей типологии специальные (коррекционные) образовательные учреждения не относятся к общеобразовательным учреждениям. В связи с этим в 2007-2008 годах Министерство образования и науки РФ при утверждении списков учреждений-победителей такие образовательные учреждения уже исключало на том основании, что они не относятся ни к одному из типов общеобразовательных учреждений.
Кроме того, Закон РФ «Об образовании» предусматривает возможность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления «нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности» (п. 13 ст. 50). Одновременно говорится, что критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения устанавливаются учредителем и доводятся до сведения общественности. Эта норма при буквальном ее толковании должна означать возможность создания соответствующими органами власти образовательных учреждений особого статуса, не подпадающих ни под один из типов образовательных учреждений («нетиповые»). На практике норма о «нетиповых» образовательных учреждениях была воспринята во многих субъектах РФ как основание для создания таких видов общеобразовательных учреждений, как лицей, гимназия, в которые принимались дети на основании конкурсного отбора. При этом такие образовательные учреждения имели свидетельства о государственной аккредитации, в которых, несмотря на «нетиповой» статус, значились указания на соответствующие тип и вид образовательного учреждения.
Типология образовательных учреждений с учетом ее использования в рамках процедуры государственной аккредитации не должна включать в себя «нетиповые» учреждения, статус которых выводится за рамки этой типологии и определяется по усмотрению учредителя.
Выделение типов образовательных учреждений (организаций) следует производить по единому основанию – в зависимости от характера и уровня реализуемых ими образовательных программ.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К основным профессиональным относятся программы начального профессионального; среднего профессионального; высшего профессионального (программы бакалавриата, специалитета и магистратуры) и послевузовского профессионального образования.
При этом одно образовательное учреждение вправе реализовывать несколько основных образовательных программ. Так, высшие учебные заведения вправе реализовывать все восемь из указанных выше основных образовательных программ при наличии соответствующей лицензии (п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 22, п. 3 ст. 23, ст. 24, п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об образовании»), а образовательные учреждения среднего профессионального образования – все общеобразовательные программы, образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования (п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 22,
п. 3 ст. 23 Закона РФ «Об образовании»).
В качестве единого типа предлагается выделить образовательные учреждения, реализующие образовательные программы общего образования, включающие в себя в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об образовании» образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Аналогично действующему основанию выделения типа «общеобразовательные учреждения» для включения в новый единый тип достаточно реализации образовательным учреждением хотя бы одной из трех образовательных программ общего образования: начального общего или основного общего или среднего (полного) общего образования. Однако образовательное учреждение данного типа не должно реализовывать профессиональные образовательные программы. В противном случае такое учреждение (организация) будет отнесено к соответствующему типу образовательных учреждений (организаций) профессионального образования.
Возникает вопрос: какой термин предложить для обозначения образовательных учреждений данного типа? На мой взгляд, возможны два варианта.
Первый – использовать терминологическое словосочетание из существующей типологии – «общеобразовательное учреждение», расширив его содержание в соответствии с указанными признаками. Преимущество такого подхода – общеупотребительность и устойчивость такого словосочетания как в нормотворческой, так и в правоприменительной практике. Тем не менее необходимо отметить и один терминологический недостаток. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании» к общеобразовательным программам отнесены и дошкольные программы, реализация которых становится основанием для выделения отдельного типа – «дошкольные образовательные учреждения».
Вторым вариантом может быть введение нового термина. Наиболее точным будет сочетание, используемое в ст. 17 Закона РФ «Об образовании», – «образовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». Использование совершенно нового терминологического словосочетания приведет к необходимости вносить изменения в большинство нормативных правовых актов (в том числе законодательных)/
Проанализировав оба возможных варианта, предлагаю остановиться на традиционном определении – «общеобразовательное учреждение».
При модернизации типологии образовательных учреждений предлагаю рассматривать вид образовательного учреждения (организации) как эталонную модель, образец, которому в рамках одного типа соответствует группа образовательных учреждений (организаций), отличающихся определенными специфическими чертами, характеризующими особенности организации образовательного процесса и другие существенные элементы их функционирования.
Если предложенное выделение типов образовательных учреждений (организаций) по единому основанию направлено на придание жесткости классификации образовательных учреждений, то дифференциация образовательных учреждений по видам призвана обеспечить гибкость классификации. В связи с этим критерии выделения видов образовательных учреждений (организаций) могут быть разными и отличаться в зависимости от типа образовательного учреждения, к которому относится вид. К числу критериев выделения видов образовательных учреждений можно отнести: ступень (уровень) образования, уровень и направленность реализуемых образовательных программ, особенности контингента обучающихся, особые условия реализации образовательных программ и так далее. Причем в рамках одного типа виды могут выделяться как по одному, так и по нескольким критериям.
В качестве общего принципа выделения видов образовательных учреждений, исключающего чрезмерную дробность классификации, предлагаю виды выделять в тех случаях, когда та или иная совокупность образовательных учреждений (организаций) имеет выраженные особенности, требующие особой регламентации их правового статуса. По нашему мнению, нет оснований для выделения видов общеобразовательных учреждений (организаций) в зависимости от профиля обучения. В существующей типологии в качестве типа или вида (в соответствующем типовом положении не определено) рассматривается общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. По характеру деятельности это образовательное учреждение относится к группе кадетских школ-интернатов. И те и другие учреждения реализуют соответствующие общеобразовательные и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Особенности общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой касаются прежде всего характера организации образовательного процесса, связанного с осуществлением летной подготовки. Однако такие же особенности, несомненно, присутствуют и у кадетских школ (школ-интернатов), осуществляющих военную подготовку любой другой направленности.
Кроме того, в случае выделения достаточно большого количества видов в рамках одного типа «образовательное учреждение» возможно создание комбинированных видов образовательных учреждений, включающих в себя признаки нескольких видов образовательных учреждений одного типа.
Следует отметить, что одна из целей выделения видов образовательных учреждений – предоставление информации обучающимся и их родителям (законным представителям) о характере и особенностях образовательного процесса уже исходя только из одного наименования образовательного учреждения, в котором должен быть отражен его вид.
В рамках модернизации типологии образовательных учреждений необходимо провести упорядочение видов образовательных учреждений, установив еще один важный принцип: перечень видов образовательных учреждений должен содержаться в соответствующем типовом положении об образовательном учреждении данного типа.
Видами общеобразовательного учреждения в модернизированной типологии станут образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которые в Законе РФ «Об образовании» выделены в качестве самостоятельных типов.
Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют в двух совершенно различных с точки зрения организации образовательного процесса вариантах:
1) дети только проживают в этом учреждении, а весь образовательный процесс ведется в находящемся рядом другом самостоятельном общеобразовательном учреждении иного вида (например, средней общеобразовательной школе);
2) в таком учреждении дети не только проживают, но и обучаются по соответствующим основным общеобразовательным программам.
Первый вариант организации образовательного процесса свидетельствует о том, что такое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически не образовательное учреждение (поскольку в нем не реализуются соответствующие основные и (или) дополнительные образовательные программы), а учреждение социальной защиты, обеспечивающее проживание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства в семьи или достижения возраста 18 лет.
В первом случае такие учреждения именуются в действующем Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детскими домами, а во втором – это детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Что касается образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, то в отношении таких образовательных учреждений предлагаю выделить отдельный вид общеобразовательных учреждений, который следует обозначить как общеобразовательная школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выделение специальной (коррекционной) школы для такой категории обучающихся в отдельный вид образовательных учреждений, равно как и таких учреждений по уровням (ступеням) общего образования, представляется нецелесообразным с учетом предложенного подхода к признанию комбинированных видов общеобразовательных учреждений, сочетающих в себе черты нескольких видов общеобразовательных учреждений.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реализуют образовательные программы, которые разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников (п. 2 ст.17 Закона РФ «Об образовании»).
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года №288, предусматривает выделение трех видов таких учреждений:
специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Такая классификация содержится в письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». Очевидно, что это письмо не носит нормативного правового характера и не может считаться правовой основой классификации специальных (коррекционных) образовательных учреждений на виды. Между тем это единственный правовой источник такой «видологии» специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
По моему мнению, три вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений, выделенных типовым положением, можно объединить в один вид – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, а остальные виды рассматривать как комбинированные. Характер патологии следует рассматривать как внутреннюю особенность организации образовательного процесса в таких общеобразовательных учреждениях одного вида, характеризующую контингент обучающихся. Указание на ограничение возможностей здоровья обучающихся может быть отражено в наименовании таких учреждений.
Всего в рамках типа общеобразовательного учреждения, объединяющего все образовательные учреждения (организации), реализующие основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, но не реализующие профессиональные образовательные программы, предлагаю выделить следующие 15 видов образовательных учреждений:
начальная общеобразовательная школа (реализует основную общеобразовательную программу начального общего образования);
основная общеобразовательная школа (реализует основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);
средняя общеобразовательная школа (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
гимназия (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля);
лицей (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля);
общеобразовательная школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в отношении проживающих в ней детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с учетом особенностей психофизического развития обучающихся с различными по характеру ограничениями возможностей здоровья);
общеобразовательная школа при исправительном учреждении (реализует основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы);
общеобразовательная школа-интернат (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в режиме круглосуточного пребывания обучающихся);
общеобразовательная школа военного профиля (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан);
оздоровительная общеобразовательная школа (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для детей, нуждающихся в длительном лечении, в особых условиях проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий);
открытая общеобразовательная школа для детей с девиантным поведением (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для детей в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в социальной реабилитации и индивидуальной профилактической работе с ними и принятых на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей);
закрытая общеобразовательная школа для детей с девиантным поведением (реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для детей в возрасте от 11 до 18 лет, совершивших опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода);
общеобразовательная школа для одаренных детей (реализует основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования повышенного уровня для обучающихся, проявивших выдающиеся способности).
Общеобразовательные учреждения могут реализовывать основные общеобразовательные программы одной, двух либо всех трех ступеней общего образования.
Конкретное общеобразовательное учреждение может быть отнесено к комбинированному виду (например, оздоровительная общеобразовательная школа-интернат, кадетская школа-интернат, основная специальная (коррекционная) школа-интернат). В случае комбинированного вида общеобразовательное учреждение (организация) должно соответствовать показателям деятельности, необходимым для отнесения к каждому из видов, составляющих определенную комбинацию. Конечно же, при этом комбинации могут быть составлены не из всех видов. Так, очевидно, немыслимы специальная (коррекционная) гимназия, оздоровительная кадетская школа, общеобразовательная школа для одаренных детей при исправительном учреждении.
Комментарии