search
Топ 10

Что год учебный нам готовит? Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

До 1 сентября остались считанные дни. В преддверии нового учебного года Общероссийский Профсоюз образования по традиции направил в регионы информационно-аналитические материалы, посвященные самым актуальным темам, стоящим на повестке дня. Как планируется скорректировать национальный проект «Образование» в связи с новым указом президента? Какие задачи ставит перед регионами федеральный центр? Как идет работа над формированием национальной системы профессионального роста педагогических работников? Почему профсоюз выступает против учета результатов независимой оценки квалификации в качестве одной из процедур аттестации учителей? Как изменится воспитательная работа в школах? На что следует обратить особое внимание при введении выплат за классное руководство из федерального бюджета?

Актуальные темы, рекомендо­ванные Министерством просвещения РФ для обсуждения на августовских педагогических совещаниях в 2020 году.Информация ЦС профсоюза по предложенным темамМинистерство просвещения Российской Федерации объявило три рекомендованные для обсуждения темы в ходе августовских педагогических совещаний в 2020 году, которые для каждой образовательной организации станут своеобразной точкой отсчета в определении и реализации задач на новый учебный год.

Тема первая. Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

13 июля 2020 года Президент России Владимир Путин провел заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, отметив, что «в период эпидемии все уровни отечественного образования… показали свою способность быстро меняться, сохраняя при этом устойчивость, предлагать новые формы, форматы работы. Этот кадровый, технологический, организационный потенциал образования… безусловно, является нашим сильным конкурентным преимуществом».Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова на заседании сообщила: «В части нацпроекта «Образование» важно сконцентрировать усилия на обеспечении школ, особенно в сельской местности, необходимым оборудованием, в том числе для электронного обучения, а также повышения квалификации учителей. И здесь есть решение. С этого года будет запущен ряд новых мероприятий так называемого проекта «500+», который в свою очередь направлен на реализацию адресной помощи школам, имеющим трудности с предметно-методической подготовкой. Это особенно важно в условиях работы с детьми, которые были вынуждены большей частью находиться на дистанционном обучении, в режиме самоизоляции и могут столкнуться с проблемами в освоении школьной программы в дальнейшем».Президент в очередной раз напомнил о поставленной задаче вхождения России в число мировых лидеров по качеству общего образования, по объемам научных исследований и разработок: «Ключевое условие для этого – сделать все, чтобы каждый молодой человек независимо оттого, где он родился, какой уровень дохода у его семьи, мог получить качественное образование, раскрыть свой дар, заложенные природой таланты».В заключение Владимир Путин поручил правительству при участии Госсовета в трехмесячный срок скорректировать национальные проекты, конкретизировав, исходя из реалий, задачи и цели проектов.Таким образом, до конца октября Минпросвещения России должно представить скорректированные с учетом указа Президента РФ от 21 июля 2020 года федеральные проекты нацпроекта «Образование».На заседании рабочей группы Государственного совета по направлению «Образование и наука», возглавляемой губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым, состоялось обсуждение предложений по корректировке национальных проектов «Образование» и «Наука».Министр просвещения Сергей Кравцов представил предложения по корректировке национального проекта «Образование». Он акцентировал внимание на мероприятиях, направленных на формирование равных возможностей в части получения общего образования для всех граждан, на развитие цифровой образовательной среды и кадрового потенциала системы общего образования, а также патриотического воспитания молодежи.Руководитель подгруппы «Образование» губернатор Кировской области Игорь Васильев представил предложения субъектов по уточнению показателей эффективности работы региональных властей в части общего образования. Он также отметил, что цифровые технологии не должны подменять традиционные формы обучения.Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил предложения по корректировке национальных проектов «Образование» и «Наука». Инициативы касаются интеграции науки и высшего образования, а также вовлечения образовательного и научного потенциала регионов в развитие отечественной науки.Участники заседания обсудили новые вызовы для системы образования, связанные с необходимостью обеспечения функционирования системы общего образования при проведении карантинных мероприятий, с формированием общего образовательного пространства страны, а также проблемы формирования механизмов коммерциализации научных разработок.28 июля на совещании в режиме ВКС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, под председательством министра просвещения РФ Сергея Кравцова были подведены итоги прошедшего учебного года и определены основные направления работы на новый учебный год.На совещании С.Кравцов отметил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в зону ответственности Министерства просвещения входит сфера самореализации и развития талантов.Министр подчеркнул важность стратегических задач, одной из которых является вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, для решения которой следует «навести порядок в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров и учителей: это и унификация программ, и использование результатов оценочных процедур в повышении квалификации учителей».Еще одной задачей, связанной с вхождением в десятку, министр назвал максимально объективное проведение оценочных процедур – ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.Заместитель министра просвещения РФ В.С.Басюк на совещании проинформировал о проводимой работе по повышению эффективности механизмов управления качеством образования, в том числе в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ Т.А.Голиковой «проработать вопрос о проведении оценки региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования».Обращено внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 №147‑ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым Минпросвещения России осуществляет согласование региональных министров, а орган исполнительной власти региона осуществляет согласование руководителя муниципального органа (структурного подразделения) управления образованием.В выступлении были уточнены основные направления повышения эффективности механизмов управления качеством образования:формирование кадрового резерва системы управления образованием;выявление и развитие позитивных управленческих практик на всех уровнях управления образованием;разработка и совершенствование критериев оценки региональных, муниципальных управленческих механизмов, управленческих механизмов образовательной организации;повышение профессионального мастерства региональных управленческих команд.В.С.Басюк рассказал о ключевых приоритетах в деятельности Департамента государственной политики и управления в сфере образования Министерства просвещения РФ, к которым отнесены:повышение качества образования;адресная помощь школам с низкими результатами;повышение эффективности механизмов управления качеством образования, в том числе с использованием результатов оценочных процедур;выявление и развитие позитивных управленческих практик на всех уровнях управления образованием;совершенствование технологии и методов обучения.В.С.Басюк обратил внимание на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №3273‑р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» уточнены основные направления (механизмы) реализации задачи по формированию национальной системы профессионального роста педагогических работников:повышение уровня обеспеченности педагогическими кадрами региональных систем общего образования;модернизация системы подготовки педагогических кадров;центры непрерывного повышения профессионального мастерства и методической поддержки педагогов;единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогов;разработка профессионального стандарта и утверждение порядка аттестации руководителей общеобразовательных организаций;создание общих требований к формам и содержанию аттестации педагогических работников.Говоря о национальной системе учительского роста, В.С.Басюк особо остановился на стоящей задаче – внедрении обновленной системы аттестации педагогических работников на основе единых федеральных оценочных материалов. Он обратил внимание на содержащееся в распоряжении Правительства РФ нововведение – расширение перечня квалификационных категорий: первая и высшая квалификационные категории + методист или наставник. Уточнил, что апробация системы квалификационных категорий намечена на сентябрь 2021‑го – июнь 2022‑го, а завершение модернизации системы аттестации – на март 2022 года.В.С.Басюк уточнил ожидаемые результаты формирования национальной системы учительского роста:непрерывное профессиональное развитие педагогов;    повышение престижности профессии «учитель»;обеспечение качества образовательных результатов.Заместитель министра просвещения в своем выступлении остановился на таком важном направлении, как работа со школами со слабыми общеобразовательными результатами, которых сегодня 9234, а также на факторах риска, приведших к таким результатам:недостаточная предметная и методическая, психолого-педагогическая подготовка учителей; дефицит учителей;высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности;низкий уровень оснащенности школы; вовлеченности родителей;низкая учебная мотивация школьников и низкий уровень дисциплины;высокая доля обучающихся, для которых русский язык не является родным.В.С.Басюк перечислил основные задачи, которые предстоит решать этим школам для повышения качества образования:реализация программ и проектов, направленных на эффективное функционирование и развитие ОО;привлечение, отбор и обучение мотивированных учителей;активизация внутришкольной системы профессионального развития педагогов;развитие межшкольного сотрудничества;дополнительные занятия с обучающимися с затруднениями в учебной деятельности;корректировка рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности;внедрение в практику преподавания проектной, исследовательской, творческой деятельности;комплекс мер по работе с родителями.В рамках развития инклюзивного образования и поддержки коррекционных школ и детских садов стоит задача обновления инфраструктуры.В рамках федерального проекта «Современная школа» предусмотрены материально-техническое обеспечение и реализация предмета «Технология» и проведение коррекционных занятий, а также реализация дополнительного образования. В 2020 году в проект включены 130 школ из 81 региона.Заместитель министра просвещения РФ В.С.Басюк на совещании рассказал о стратегии развития высшего педагогического образования в связи с передачей в ведение Минпросвещения России 33 педагогических вузов в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 апреля 2020 г. №907‑р.В частности, заместитель министра охарактеризовал основные стратегические направления развития педагогического образования:1. Формирование целостного образовательного пространства регионов:координация взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных организаций разного уровня;выработка эффективного механизма взаимодействия в части подготовки педагогических кадров;формирование сети базовых образовательных организаций педагогических университетов;способствование расширению практики заключения договоров о целевом обучении;актуализация программ развития педагогических университетов.2. Повышение качества и эффективности образовательной и научной деятельности педагогических университетов:создание системы формирования государственного заказа на подготовку педагогических работников, исходя из прогноза потребности в педагогических кадрах в субъектах Российской Федерации;разработка и внедрение единых модулей воспитательной и вожатской деятельности в рамках реализации ФГОС образовательными организациями, реализующими программы высшего педагогического образования;развитие целевой аспирантуры и докторантуры для подготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций ВО и учреждений ДПО;динамичное развитие актуальных научных направлений;формирование единого цифрового образовательного пространства для системы педагогического образования.3. Развитие воспитательного компонента профессиональной подготовки педагогов:формирование единого воспитательного пространства образовательными организациями высшего образования;профориентационная работа в период довузовской подготовки граждан, отбор мотивированных абитуриентов с высоким творческим потенциалом;создание условий для развития и раннего профессионального роста студентов педагогических университетов;реализация мероприятий по участию педагогических университетов в реализации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов;постдипломное сопровождение выпускников.4. Создание современной комфортной образовательной среды через обновление материально-технической базы и инфраструктуры вузов:создание современной материально-технической ресурсной базы педагогических вузов для обеспечения наращивания научно-образовательного и инновационного потенциала и развития IТ-инфраструктуры;модернизация научного и учебно-лабораторного оборудования;соблюдение мер социальной поддержки и стимулирования, социальных гарантий для студентов;развитие системы социального партнерства педагогических университетов;позиционирование педагогических университетов как открытой культурно-образовательной площадки для реализации мероприятий для различных целевых аудиторий.Минпросвещения России разработана карта взаимодействия педвузов с регионами.Информация профсоюза по заявленной темеК сожалению, ни в докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году, ни на других форумах и совещаниях в преддверии нового учебного года не поднимался вопрос о ситуации с потребностью образовательных организаций в педагогических кадрах, нехватка которых напрямую влияет на качество образования.По данным федерального статистического наблюдения, на начало 2019-2020 учебного года:число вакантных должностей в общеобразовательных организациях составило 47051 (на 6053 единицы больше по сравнению с предыдущим учебным годом), в том числе педагогических работников – 26222 (на 5366 единиц больше), руководящих работников – 2048 (на 376 единиц больше);дефицит учительских кадров вырос на 3188 человек в сравнении с предыдущим годом и составил 13623 чел., в том числе нехватка учителей начальных классов составила 292 человека, иностранных языков – 937, учителей русского языка и литературы – 506, математики – 393, физики -198, химии – 109, истории, экономики, права, обществознания – 100 человек;нехватка педагогов дополнительного образования составила 358, воспитателей, работающих в подразделениях (группах) дошкольного образования, – 365 человек;также достаточно велика нехватка учителей-логопедов (240 чел.), психологов (387 чел.), дефектологов (185 чел.), социальных педагогов (101 чел.), тьюторов (179 чел.).Примечание. Статистические данные приведены без учета числа ставок по штату педагогических работников, без учета роста учебной нагрузки учителя, которая в региональном разрезе составляет от 1,1 ставки до двух ставок и выше. Обращаем внимание, что информация на начало 2020-2021 учебного года будет представлена не ранее октября.Сложившуюся в последние годы ситуацию с дефицитом педагогических кадров не восполняет приток выпускников педагогических вузов, более половины которых не заинтересованы заниматься педагогической деятельностью.Обращаем внимание руководителей региональных (межрегиональных) организаций профсоюза на необходимость инициировать обсуждение на августовских совещаниях темы преодоления дефицита педагогических кадров в рамках обсуждении стратегии развития высшего педагогического образования, формирования целостного образовательного пространства регионов, координации взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных организаций разного уровня, включая педагогические университеты, колледжи, институты повышения квалификации.ЦС профсоюза информирует, что продолжаются интенсивные консультации с Министерством просвещения РФ по уточнению направлений, содержания мероприятий и механизмов реализации поставленных задач по формированию национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста. В рамках конструктивного взаимодействия с обновленным составом руководства Министерства просвещения ЦС профсоюза настаивает на рассмотрении всех предложений социальных партнеров с учетом реальной кадровой ситуации в сфере образования, необходимости обеспечения трудовых прав и учета профессиональных интересов педагогических работников.Экспертами профсоюза в период с апреля по июль 2020 года проведена экспертиза проектов нормативных правовых актов, разработаны предложения и замечания по самым актуальным вопросам, стоящим на повестке дня, в том числе:1. С учетом проводимой Аппаратом Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации работы по контролю за ходом выполнения подпункта «г» пункта 1 перечня поручений Президента России от 2 января 2016 года №Пр-15ГС о формировании национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, Министерством просвещения РФ с участием профсоюза проводится активное обсуждение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в действующий порядок проведения аттестации как в целях выполнения поручения президента, так и с учетом мероприятий, содержащихся в паспорте федерального проекта «Учитель будущего».2. Как известно, в паспорт ФП «Учитель будущего» включены мероприятия по прохождению учителями добровольной независимой оценки квалификации (НОК) в создаваемых центрах оценки профессионального мастерства и квалификаций. Более того, установлен дополнительный целевой показатель: «доля учителей, прошедших независимую оценку квалификации» – по годам и в целом к 2024 году. Кроме того, паспортом этого проекта предусмотрено издание Министерством просвещения РФ приказа о внесении изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников в части возможности учета независимой оценки квалификации при аттестации педагогических работников.ЦС профсоюза выступил категорически против учета результатов независимой оценки квалификации в качестве одной из процедур аттестации педагогов, проводимой с целью оценки профессиональной деятельности в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276 (далее – Порядок аттестации).ЦС профсоюза не согласился с проектом приказа, подготовленным Минпросвещения России в целях реализации норм Федерального закона от 3 июля 2016 года №238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации», а также пункта 26 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №3273‑р. Этот проект приказа, в частности, предусматривал внесение изменения в пункт 14 Порядка аттестации, предлагая изложить его в следующей редакции: «Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, а также иные дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность, результаты прохождения независимой оценки квалификации (в случае их представления)». В своем заключении ЦС профсоюза сообщил, что не может согласовать этот проект приказа по следующим основаниям:«1. Считаем необоснованным издание приказа «в целях реализации норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. №238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации», поскольку указанный закон напрямую не обязывает осуществлять его реализацию в отношении всех работников, в том числе педагогических работников, поскольку в части 3 статьи 1 установлено, что иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования их труда.2. Как известно, Трудовой кодекс Российской Федерации содержит целую главу 52, в которой предусматриваются особенности регулирования труда педагогических работников, в том числе в части образовательного ценза, дающего право на допуск к педагогической деятельности, что согласно статье 331 ТК РФ определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.В свою очередь право допуска к педагогической деятельности, в том числе при определенных условиях, лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, определено статьей 46 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 года №165‑ФЗ (далее – Федеральный закон №273‑ФЗ) и обусловлено наличием профессионального образования соответствующего уровня.3. Уровень профессионального образования и квалификация согласно части 8 статьи 60 Федерального закона №273‑ФЗ указывается в документах об образовании и квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.Иное федеральным законом установлено только для лиц, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, в статьях 16 и 332 Трудового кодекса РФ, предусматривающих возникновение трудовых отношений путем избрания их на должность либо избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.4. Таким образом, законодательством об образовании не предусматривается для педагогических работников и лиц, претендующих на осуществление этого вида трудовой деятельности, проведение независимой оценки их квалификации ни при приеме на работу, ни в процессе работы, поскольку согласно части 1 статьи 49 Федерального закона №273‑ФЗ в отношении педагогических работников осуществляется оценка их профессиональной деятельности в рамках проведения аттестационными комиссиями образовательных организаций аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а также в целях установления квалификационной категории, которая проводится исключительно по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава).5. Ссылка в преамбуле проекта приказа на пункт 26 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. №3273‑р, не обоснована, так как никаких конкретных предложений по внесению изменений именно в Порядок аттестации, обязательных для применения, в проекте приказа не содержится.Предложение о дополнении пункта 14 Порядка аттестации педагогических работников прямым указанием для аттестационной комиссии образовательной организации рассматривать «результаты прохождения независимой оценки квалификации» таким конкретным изменением не является, поскольку противоречит части 1 ст. 49 Федерального закона №273‑ФЗ, предусматривающей проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, а не на основе оценки их квалификации.6. Исходя из вышеизложенного, считаем также необоснованной содержащуюся в Пояснительной записке ссылку на статью 8 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации», во исполнение которой создаются центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, которые в рамках установленных полномочий могут осуществлять независимую оценку квалификации педагогических работников, поскольку сам по себе указанный закон не обязывает создавать такие центры именно в сфере образования, тем более в нарушение Федерального закона №273‑ФЗ – для осуществления независимой оценки квалификации педагогических работников».По мнению ЦС профсоюза целесообразо предметно рассмотреть вопрос об исключении из паспорта ФП «Учитель будущего» и плана его реализации дополнительного целевого показателя «доля учителей, прошедших независимую оценку квалификации» как показателя, не способного обеспечить реальное усиление мотивации педагогов к профессиональному росту, учитывая отсутствие гарантированных законодательством материальных и статусных преимуществ, устанавливаемых для лиц, прошедших независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена и даже получивших соответствующий сертификат.Одновременно ЦС профсоюза полагает крайне необходимым вернуться к всестороннему обсуждению вопроса о практической целесообразности построения системы массового оценивания учителей в порядке, установленном Федеральным законом №238‑ФЗ, параллельной действующей, учитывая, что для полноценной реализации этой задачи (включая кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение) потребуются весьма значительные личные средства педагогов и мощные вливания средств консолидированного бюджета страны. ЦС профсоюза не может поддержать такой вариант формирования конкурентной среды для оценивания педагогических работников.ЦС профсоюза подготовил предложения по организации работы над совершенствованием порядка аттестации педагогических работников и методики ее проведения, в том числе на соответствие занимаемой должности; на установление первой и высшей квалификационных категорий, на установление предполагаемых к введению дополнительных квалификационных категорий «учитель-методист», «учитель-наставник».В рамках проводимых консультаций с Минпросвещения России по вопросам формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников экспертами профсоюза разработаны предложения:- по уточнению модели ступеней профессионального роста педагога;- по формированию системы оценки профессионализации педагога;- по вопросам организации и содержания программ дополнительного профессионального образования по направлению «Наставничество педагогических работников в образовательных организациях».В ответ на запрос Общественно-делового совета по национальному проекту «Образование» подготовлены предложения и замечания ЦС профсоюза к проекту изменений паспорта федерального проекта «Учитель будущего», подготовленных Минпросвещения России в целях реализации Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации (далее – Основные принципы), включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 №3273‑р. Предложения и замечания направлены письмом от 17 апреля 2020 года в адрес председателя Общественно-делового совета по национальному проекту «Образование» Е.В.Шмелевой.В экспертном заключении ЦС профсоюза в качестве общих замечаний указывается, что затруднительно восприятие рассматриваемых документов из-за отсутствия новой редакции ФП «Учитель будущего». Предлагаемые изменения приходится сравнивать лишь с редакцией паспорта федерального проекта «Учитель будущего» от 7 декабря 2018 года.Согласно пункту 1 изменений к 31 декабря 2021 года во всех субъектах Российской Федерации будет внедрена система аттестации руководителей общеобразовательных организаций.Профсоюз неоднократно отмечал, что система аттестации руководителей общеобразовательных организаций уже внедрена во всех субъектах РФ в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Таким образом, поскольку реально существующей проблемой является не отсутствие системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций как таковой, а отсутствие единства подходов к ее проведению на территории Российской Федерации, профсоюз предлагает изложить наименование ожидаемого результата следующим образом: «во всех субъектах Российской Федерации внедрена единая система аттестации кандидатов на должности руководителей государственной или муниципальной общеобразовательных организаций и их руководителей».Профсоюз обращает внимание на то, что новый срок достижения результата, предложенный Минпросвещения России, – 31 декабря 2021 года вместо 1 июня 2024 года – представляется трудно выполнимым. Утверждение примерного порядка аттестации руководителей общеобразовательных организаций намечено на 1.12.2020 г., при этом в настоящее время на федеральном уровне отсутствует фонд оценочных средств и не определен срок их разработки и утверждения. В то же время организация разработки профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации намечена на 30.12.2020 г. без указания планируемого срока его утверждения. При этом внесение изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие аттестацию руководителей общеобразовательных организаций на региональном и муниципальном уровнях, планируется осуществить в период с 1 июня по 1 декабря 2020 г.Согласно пункту 2 изменений к 31.12.2024 г. будет «обеспечена возможность для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников».Профсоюз предлагает наименование результата в пункте 2 изложить в новой редакции: «обеспечена возможность для непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок».Это связано в первую очередь с необходимостью приведения формулировки наименования ожидаемого в пункте 2 результата в соответствие с законодательными нормами в сфере образования.Так, из пункта 10 статьи 60 «Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении» Федерального закона №273‑ФЗ следует, что удостоверение о повышении квалификации и документ о квалификации свидетельствуют о разном: первое – об успешном завершении дополнительного профессионального образования; второй – об изменении (повышении) квалификации. Актуальная российская практика ДПО в сфере образования показывает, что вручение документов о квалификации (как свидетельства об изменении квалификационного уровня или обретения новой квалификации) зачастую связано с реализацией программ профессиональной переподготовки, а не программ повышения квалификации.Профсоюз также предлагает внести изменения в формулировку предложенной характеристики результата по этому мероприятию, изложив ее в новой редакции: «К концу 2021 года разработана нормативная правовая, методическая и организационная рамка системы непрерывного профессионального развития педагогических работников…»Обоснование. Понятие «нормативная правовая рамка» предлагается внести потому, что в предлагаемом описании комплекса мероприятий включено такое мероприятие, как «обеспечить единые принципы организации и планирования повышения квалификации педагогических работников во всех субъектах РФ», что на взгляд профсоюза невозможно без внесения изменений в действующую нормативную правовую базу ДПО. В этой связи, вероятно, потребуется корректировка и сроков реализации данного мероприятия.Формулировку характеристики результата «обеспечить возможность использования в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий обучения» изложить в новой редакции: «обеспечить возможность использования в педагогической практике эффективных методик и технологий обучения».Обоснование. Предложенная в запросе формулировка обязывает нормативно определить:1) критерии эффективности применения технологий обучения;2) методику определения эффективности применения технологий обучения;3) орган, который будет наделен полномочиями по проведению оценки эффективности применяемой технологии обучения;4) формат заключения и прочее.Формулировку характеристики результата предлагается изложить в новой редакции: «Кроме того, синхронизируется работа на уровнях среднего профессионального образования и высшего образования по доработке и реализации концепции обновления содержания и технологий педагогического образования».Обоснование. Педагогическое образование реализуется не только на уровне высшего, но и на уровне среднего профессионального образования.Согласно пункту 3 изменений поэтапно к 31 декабря 2024 года предполагается достигнуть следующего результата: «не менее 50% педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования повысили уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования».Профсоюз неоднократно в рамках рабочих совещаний отмечал, что понятие «форматы непрерывного образования» нормативно не определено в действующем законодательстве об образовании.В связи с этим большое значение приобретает «расшифровка» этого понятия через описание характеристики результата. Представленное описание свидетельствует, что «повысить уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования» можно только «…на базе не менее 255 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», создаваемых в регионах (далее – ЦНППМ ПР).Профсоюз с сожалением констатирует, что наши неоднократные настойчивые предложения об использовании потенциала уже имеющихся региональных структур непрерывного профессионального педагогического образования не услышаны.Закрепление права на прохождение обучения по программам дополнительного профессионального образования только на базе вновь создаваемых центров, во-первых, нарушает антимонопольное законодательство; во-вторых, сужает круг организаций – участников формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников; в-третьих, стимулирует процессы поспешной реорганизации региональных организаций ДПО, что может привести к формальной смене «вывески» и риску не достижения заявленных результатов.Профсоюз полагает, что новые уровни мастерства педагогических работников не могут образоваться только оттого, что работники обучаются в условиях новой инфраструктуры, без нормативного изменения подходов к содержанию, структуре и порядку реализации программ ДППО и установления требований к условиям их реализации.Профсоюз отмечает необходимость доработки описания характеристики результата по данному мероприятию.Так, из описания следует, что формируемая сеть ЦНППМ ПР обеспечивает «подготовку работников по программам педагогической магистратуры, направленным на формирование и развитие исследовательской культуры обучающихся и педагогов».Обращаем внимание на то, что согласно Методическим рекомендациям по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» (утверждены распоряжением Министерства просвещения РФ от 17 декабря 2019 г. №Р-140), «центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – ЦНППМ) – юридическое лицо, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников…».В связи с этими рекомендациями, например, в отдельных пилотных регионах с 2019 года эти центры (ЦНППМ ПР) создавались на базе организаций ДПО, СПО и, соответственно, не имеют возможности реализовывать программы педагогической магистратуры, так как соответствующие программы реализуются только на уровне высшего образования.Согласно пункту 4 изменений к 31 декабря 2024 года (вместо 31.12.2020) будет достигнут результат: «Введена национальная система учительского роста педагогических работников».Учитывая предусмотренную в пункте 24 раздела III Основных принципов «разработку предложений по обновлению системы квалификационных категорий педагогических работников, с учетом общественных и экспертных обсуждений», в характеристике ожидаемого результата вместо введения новых должностей в номенклатуру предусмотрено «нормативно установить дополнительные квалификационные категории педагогических работников». При этом сохранить все предусмотренные федеральным и региональным законодательством социальные гарантии предполагается и при введении новых профессиональных категорий педагогических работников. Следует уточнить, о чем идет речь: о квалификационных или профессиональных категориях?На стр. 17 запроса в глоссарии при определении понятия «Национальная система учительского роста» предусмотрено внесение изменений в перечень профессиональных категорий педагогических работников. Однако следует отметить, что такого перечня не существует, а ссылка на постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 не правомерна.В связи с вышеизложенным предлагается исключить в формулировках всего текста приложения №2 «Запрос на изменение паспорта федерального проекта «Учитель будущего» слова «введение новых должностей».Профсоюз обращает внимание на то, что в случае, когда речь идет о национальной системе учительского роста, новые квалификационные категории должны иметь федеральный статус.В предложенной характеристике ожидаемого результата «Введение НСУР» предусматривается внесение изменений в нормативную базу, регламентирующую систему оплаты труда в каждом регионе Российской Федерации, на основе методических рекомендаций Минпросвещения России. По мнению профсоюза, условия материального вознаграждения педагогических работников, которым будут установлены новые квалификационные категории, должны определяться на федеральном уровне в рамках требований к отраслевой системе оплаты труда в сфере образования.Согласно пункту 7 изменений к 31 декабря 2024 года не менее 70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.Учитывая, что в характеристике этого результата определено, что в целях его достижения будут реализованы программы выявления и поддержки молодежи, мотивированной к освоению педагогической профессии, профсоюз предлагает включить в проект изменений такое мероприятие, как «Организация и проведение Всероссийской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д.Ушинского (региональный и всероссийский этапы)»:сроки реализации: начало – 1 января 2020 г., окончание – 31 декабря 2024 г.;вид документа, характеризующий результат, – распоряжение об утверждении положения об олимпиаде, информационно-аналитический отчет о результатах ее проведения;результаты реализации по годам: 2020 г. – не менее 10%, 2021 г. – не менее 25%, 2022 г. – не менее 50%, 2023 г. – не менее 75%, 2024 г. – не менее 90% субъектов РФ.Одновременно профсоюз предлагает рассмотреть возможность включения в проект изменений паспорта ФП «Учитель будущего» положения о предоставлении юридическим лицам на конкурсной основе грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обновление форм допрофессиональной подготовки молодежи и связанного с ней повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и профессиональных образовательных организаций.Подготовлены предложения и замечания ЦС профсоюза к проекту методических рекомендаций по созданию и использованию механизмов обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального роста педагогических работников, разработанных Минпросвещения России в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» (направлены в министерство 22 июня 2020 года).В экспертном заключении ЦС профсоюза отмечено, что содержание проекта рекомендаций, к сожалению, не может обеспечить выполнение поставленной задачи оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в обеспечении новых возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития и роста педагогических работников в соответствии с целями и задачами федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование», поскольку механизмы обеспечения этих возможностей при отсутствии соответствующей нормативной правовой базы их реализации носят преимущественно характер намерений и требуют дальнейшего обсуждения и проработки.ЦС профсоюза обращает внимание на необходимость преемственности рассматриваемого документа с Методическими рекомендациями по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. №АК- 3076/06).Поддерживая некоторые положения проекта рекомендаций и выступая за формирование целостной системы непрерывного и планомерного профессионального роста педагогических работников, ЦС профсоюза сообщает следующее.1. В пояснительной записке отмечено, что методические рекомендации направлены на уточнение, систематизацию и оформление в целостном представлении концептуальных идей, основных элементов национальной системы учительского роста (далее – НСУР) и национальной системы профессионального роста педагогических работников (далее – НСПР ПР), закрепление единого понимания ключевых понятий.В связи с этим ЦС профсоюза предлагает обратить внимание на некоторые понятия, представленные в тезаурусе проекта рекомендаций.Термины «профессиональный рост» и «личностно-профессиональный статус» имеют одинаковое описание и трактуются через концепт «карьера», вместе с тем определение непрерывного профессионального развития вообще не приведено.Однако в целевом блоке указано, что конечной целью формирования и введения национальной системы профессионального роста педагогических работников является обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников, повышения их личностно-профессионального статуса.В целях обеспечения единого понимания ключевых понятий представляется целесообразным ввести понятие «непрерывное профессиональное развитие» и представить понятийно-терминологическую модель ключевой категории – непрерывный профессиональный рост во взаимосвязи ее составляющих: карьера, личностно-профессиональный статус, профессиональное развитие и др.Термины «непрерывное образование» и «непрерывное профессиональное образование» даны как различные, а в разделе 6 появляется еще одно, совсем иное толкование, а именно: «Под непрерывным образованием в национальной системе профессионального роста педагогических работников понимается формирование и повышение уровня профессионального мастерства в процессе освоения программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования и программ краткосрочных обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов, активностей профессиональных ассоциаций, обмена опытом и лучшими практиками и т. п.), в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в течение всей жизни».ЦС профсоюза обращает внимание на определение понятия «индивидуальный образовательный маршрут» (далее – ИОМ). Учитывая, что методологической основой построения индивидуальных образовательных маршрутов является персонифицированный подход, определена его ведущая роль в дополнительном профессиональном образовании педагогов (далее – ДПО), ЦС профсоюза предлагает изменить формулировку понятия ИОМ с учетом уточнения его методологической основы – персонифицированного подхода.2. Национальная система профессионального роста педагогических работников: цели и задачиВ системе задач НСПР ПР задача «создания сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» (далее – ЦНППМ ПР) выделена как отдельная, видимо, потому что данная сеть формируется в качестве новой части «системы институтов и механизмов, обеспечивающих непрерывное повышение квалификации педагогических работников, в том числе возможности: овладения навыками использования современных цифровых технологий; участия в деятельности профессиональных ассоциаций, в программах обмена опытом, в программах стажировок; возможности опережающего обучения новым образовательным технологиям, внедрения различных форматов электронного образования». Вместе с тем по мнению ЦС профсоюза требуются конкретизация специфической роли ЦНППМ ПР и ее дальнейшее научно-методическое обоснование. Тем более что далее в проекте рекомендаций четко обозначено, что создание и функционирование ЦНППМ ПР предполагается в качестве структурных подразделений действующих организаций ДПО.При этом выявляется серьезное противоречие: принципиально новую институцию, а именно так задумывались ЦНППМ ПР разработчиками федерального проекта «Учитель будущего» (распоряжения Минпросвещения России от 30.04.2019 г №МР-4/02вн и от 17.12.2019 №Р-140), предлагается создавать в том числе в существующей институциональной форме учреждений ДПО или высшего образования (далее – ВО). Однако как в ранее подготовленных, так и в рассматриваемых методических рекомендациях не прояснены вопросы совершенствования деятельности учреждений, на базе которых предусмотрено создание ЦНППМ ПР, под новые задачи, в том числе изменение нормативов, связанных с наполняемостью учебных групп, количеством аудиторной и внеудиторной нагрузки преподавателя, методики расчета стоимости обучения одного слушателя и т. п. Также необходимо разъяснить требования к программному обеспечению для полноценной реализации электронного обучения, к аудиторному фонду и типу аудиторий, что важно для реализации коллаборационных форматов обучения (нетворкинги, коворкинги, стратегические и форсайт сессии) с учетом количества аудиторий и приоритета, отдаваемого электронным формам организации повышения квалификации.3. Национальная система профессионального роста педагогических работников: основные элементыВ начале раздела авторы приводят определение национальной системы профессионального роста педагогических работников как системы государственных и общественных институтов, но в следующем предложении в качестве элементов НСПР ПР называют уже процессы, сгруппированные по признаку общности целей и функций.В рамках создаваемой «системы институтов и механизмов, обеспечивающих непрерывное повышение квалификации педагогических работников», и формируемой «сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» беспокойство ЦС профсоюза вызывает вопрос: будет ли обеспечиваться реализация права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года?При этом ЦС профсоюза отмечает, что заявленная в проекте рекомендаций задача – «должна быть создана институциональная среда, то есть система государственных и общественных институтов, а именно: юридических норм и правил действия, совокупности правовых, финансовых, организационных механизмов обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников» – уже реализована на основании предоставления и закрепления за педагогическим работником права на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 5. ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).Поэтому, видимо, речь должна идти о совершенствовании институциональной среды и системы ее государственных и общественных институтов.4. Институты и механизмы реализации процессов непрерывного образования педагогических работниковВ данном разделе ЦС профсоюза предлагает уточнить, что будет являться результатом работы в рамках национальной системы профессионального роста педагогических работников: «непрерывное образование», «непрерывное профессиональное образование» или «повышение квалификации» педагогических работников?Также ЦС профсоюза полагает важным уточнить предлагаемый подход к модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования, связанный с возможностью ликвидации выявленных профессиональных дефицитов, а именно: только через повышение квалификации педагогических работников по результатам независимой оценки их профессиональной компетентности или будут предложены и другие подходы?В проекте рекомендаций отмечается, что важнейшая роль в достижении целей и задач НСПР ПР отводится сфере дополнительного профессионального образования, которая должна быть ориентирована на использование персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников с учетом результатов оценки актуального уровня их профессиональной компетентности, выявления профессиональных дефицитов и на основе построения индивидуального образовательного маршрута.Важно отметить, из этого текста ушла современная роль ДПО как инструмента профессионального развития педагога: не учтены серьезные научные разработки в данной области, которые осуществлялись с конца 90‑х годов ХХ века, значительный опыт реализации инновационных практик развития педагогических кадров, который накоплен в системе дополнительного профессионального педагогического образования (далее – ДППО) отдельных субъектов РФ.При этом авторы рекомендаций совершенно справедливо отмечают, что системная реализация персонифицированного подхода к ДППО требует изменения подходов к его организации, включая модернизацию образовательных технологий, форм организации образовательного процесса, всей инфраструктуры, а также введения персонифицированного порядка его финансирования с использованием соответствующих финансовых механизмов, например, выдачей сертификатов (ваучеров) на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.Учитывая современные запросы профессионального педагогического сообщества, ЦС профсоюза обращает внимание на необходимость разработки новой целевой модели дополнительного профессионального педагогического образования, включая новые механизмы реализации персонифицированного подхода в ДППО как компонента НСПР ПР. И если эти вопросы будут разрабатываться и реализовываться каждым регионом и институтом по своему усмотрению, то очевидно, что задача создания единой, целостной системы, тем более в масштабах страны, реализована не будет.ЦС профсоюза обращает внимание на содержащийся в проекте рекомендаций тезис о том, что «модернизация системы дополнительного профессионального педагогического образования должна обеспечить более успешное выполнение актуальных и перспективных направлений повышения квалификации (профессионального развития) работников образования».По мнению ЦС профсоюза необходимо пояснить, что значит «более успешное», а также определить конкретные показатели измерения этой успешности. Это позволит региональным системам ДППО определить свои проблемные зоны и ключевые ориентиры совершенствования. В противном случае рассматриваемые рекомендации не послужат повышению качества и эффективности работы организаций ДППО, поскольку формально в деятельности каждого института ДППО три перечисленных направления повышения квалификации используются и обеспечены соответствующими дополнительными профессиональными программами.ЦС профсоюза считает важным заявленный в методических рекомендациях механизм создания адекватной сегодняшним реалиям системы профессиональной ориентации обучающихся, способной помочь выпускникам школ сделать осознанный выбор педагогической профессии в качестве дальнейшей жизненной траектории.ЦС профсоюза обращает внимание на то, что при организации работы по ранней профориентации на педагогическую профессию крайне важным становится не только создание системы профессиональной ориентации, обеспечение осознанного выбора педагогической профессии, но и обеспечение механизма сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, среднего профессионального и высшего образования в период обучения и при вхождении в профессию (в течение 3-5 лет).Поэтому ЦС профсоюза предлагает предусмотреть для решения этой задачи использование системы наставничества, в том числе с привлечением советов молодых педагогов региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования, созданных в субъектах Российской Федерации.В целях преодоления дефицита педагогических кадров ЦС профсоюза предлагает создать программу ранней профориентации на педагогическую профессию на федеральном и региональном уровнях, а также «дорожную карту» по выполнению программы.5. Институты и механизмы выявления образовательных запросов педагогических работников к системе дополнительного профессионального образованияВ данном разделе ЦС профсоюза полагает важным дать разъяснения по следующему абзацу: «Так, в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по формированию и введению национальной системы учительского роста оценка уровня квалификации учителя проводится с учетом единых подходов к процедуре оценивания и с использованием единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Предложена оценка актуального уровня педагогических компетенций учителя по четырем блокам компетенций: предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным. Оценочные материалы, представленные к апробации, разрабатывались на основе профессионального стандарта педагога и требований ФГОС общего образования».Согласно паспорту ФП «Учитель будущего» в регионах, где созданы центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, установлено достижение показателя «доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку профессиональной квалификации», в процентах от общего числа педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей. Однако еще не разработаны на федеральном уровне оценочные материалы добровольной независимой оценки квалификации, позволяющие осуществлять единообразный и всесторонний мониторинг профессиональной квалификации педагогов. Эта ситуация сегодня составляет ключевой риск реализации ФП «Учитель будущего» в регионах, потому что достижение установленного показателя осуществляется в рамках соглашения между Минпросвещения России и органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования.Надо признать, что этот принципиально важный раздел проекта методических рекомендаций не может быть использован органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации без наличия соответствующих нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия сопряжения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части аттестации педагогических работников (ст. 49) и Федерального закона от 3 июля 2016 г. №238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации». По глубокому убеждению ЦС профсоюза уточнение позиции Министерства просвещения Российской Федерации в отношении предполагаемых направлений совершенствования аттестации учителей и всех педагогических работников, а также в отношении возможности и целесообразности введения оценки квалификации педагогических кадров в рассматриваемых рекомендациях является необходимым.ЦС профсоюза обращает внимание на то, что в методических рекомендациях не обозначена роль работодателя педагогических работников. Так, работодатель отвечает за кадровую политику, то есть профессиональное развитие педагогических работников и необходимый уровень владения ими профессиональными компетенциями, а также за планирование и распределение финансовых ресурсов организации. В представленном перечне «институтов и механизмов выявления образовательных запросов» отсутствует основной заказчик – работодатель педагога, тогда как «необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель» (ст. 196 Трудового кодекса РФ).Исходя из этого, в проекте методических рекомендаций должен содержаться ответ на вопрос: каков механизм финансового обеспечения выявления профессиональных дефицитов в результате независимой оценки квалификационного уровня конкретного педагогического работника и образовательных запросов на их преодоление? Соответственно, не раскрыт формат определения образовательных запросов педагогов, основанный на потребности образовательных организаций. Вовлечение руководителей образовательных организаций в формирование эффективной внутриорганизационной системы профессионального развития кадров (формирование «обучающих сообществ», реализация форматов «горизонтального обучения», «педагогического тьюторства», наставничества и др.) является также одной из задач национальной системы профессионального развития педагогов.Кроме того, в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ предусматривается предоставление определенных гарантий и компенсаций работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от основной работы в соответствующих образовательных организациях, или на прохождение независимой оценки квалификации.6. Институты и механизмы комплексной поддержки непрерывного профессионального роста и развития педагогических работниковЦС профсоюза предлагает пояснить, почему в сообщении о внедрении субъектами Российской Федерации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов авторы проекта рекомендаций говорят о создании соответствующих научно-методических центров сопровождения педагогов только на базе образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих привлечение материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов учебно-методических объединений, экспертных и научных групп, действующих в системе высшего образования.Согласно данному проекту методических рекомендаций практически единственным направлением деятельности существующих региональных институтов ДППО является повышение квалификации. Такая постановка вопроса и его развитие в рассматриваемом проекте методических рекомендаций не обеспечит формирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов и, кроме того, не отражает реального состояния деятельности российской системы ДППО.Обращаем внимание на то, что ЦС профсоюза еще в 2018 году поставил задачу добиваться правового обеспечения национальной системы учительского роста и создания комплексных условий для повышения профессионального уровня различных категорий педагогических работников (пункт 2.5 постановления Центрального совета профсоюза от 9 ноября 2018 года №5-2 «О ходе выполнения постановления VII Съезда Общероссийского Профсоюза образования»).По мнению профсоюза, содержание проекта методических рекомендаций, к сожалению, не отвечает запросам профессионального сообщества и не решает задачи прояснения объективно существующих вопросов к моделям профессионального развития и независимой оценки квалификационного уровня, профессиональным педагогическим компетенциям и требованиям профессионального стандарта педагога, в результате чего возникают правовые коллизии.В связи с этим ЦС профсоюза просит разработчиков проекта методических рекомендаций учесть замечания профсоюза по следующим вопросам:1. Предлагаем уточнить определение, которое дано к понятию «профессиональные педагогические компетенции», в частности: слова «необходимых для реализации педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» заменить словами «необходимых для осуществления педагогической деятельности», то есть исключить ссылку на требования профессионального стандарта, в соответствии с которыми в методических рекомендациях неправомерно предлагается реализовывать педагогическую деятельность.Обоснованием к предложению ЦС профсоюза служит тот факт, что с 1 июля 2016 г. согласно статье 195.3 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями лишь в части требований к квалификации, причем в том случае, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.При этом ни в Трудовом кодексе РФ, ни в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требования к квалификации не содержатся.Трудовой кодекс РФ в статье 331 предусматривает положение о том, что допуск к педагогической деятельности лиц, имеющих образовательный ценз, определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.В свою очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части 1 статьи 46 определяет право на занятие педагогической деятельностью для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.При этом к педагогическим работникам требования к квалификации (квалификационные требования) предъявляются в квалификационных характеристиках, но ограничиваются наличием высшего или среднего профессионального образования определенной направленности, а в профессиональном стандарте определены не требования к квалификации, а требования к образованию и обучению, которые также ограничиваются наличием высшего или среднего профессионального образования определенной направленности.Требования к стажу педагогической работы либо к опыту практической работы ни в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ни в квалификационных характеристиках, ни в профессиональных стандартах к педагогическим работникам не предъявляются (за исключением работников, занимающих должности старших специалистов), из чего следует, что работодатель не вправе экзаменовать претендентов на занятие должности педагогического работника на наличие у них знаний, умений и навыков, что содержится в определении понятия «квалификация» как в ТК РФ, так и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».Более того, в соответствии с частью 8 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.2. Неправомерность применения профессиональных стандартов в части регулирования трудовой деятельности педагогических работников обусловлена тем, что из правового регулирования исключены требования для работодателей о применении профессиональных стандартов при формировании кадровой политики, управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (пункт 2 постановления Правительства РФ от 13.05.2016 №406 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23»).Таким образом, профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию работника, не может использоваться при регулировании трудовых отношений с работниками, не стандартизирует их должностные обязанности, а, следовательно, неправомерно применение раздела профессионального стандарта «трудовые действия».3. Исходя из изложенного, к педагогическим работникам в массовом порядке не могут применяться используемое в проекте методических рекомендаций понятие «независимая оценка квалификации» и данное к этому понятию определение, предусмотренное как процедура подтверждения соответствия квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.4. Непонятно основание включения в проект рекомендаций положений, связанных с «внедрением во всех субъектах Российской Федерации системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций», поскольку со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 1 сентября 2013 года, аттестация является обязательной процедурой для кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководителя на основании части 4 статьи 51. Руководствуясь этой статьей, учредители государственных и муниципальных организаций обязаны были определить порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя организации.5. Создание сети центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов как юридических лиц для осуществления независимой оценки квалификаций руководящих и педагогических работников противоречит статьям 49, 51 и 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Оценка квалификации осуществляется при прохождении государственной итоговой аттестации, указываемой в документах об образовании и о квалификации.Для кандидатов на должность руководителя и руководителей в установленном порядке проводится обязательная аттестация.Для педагогических работников также проводится аттестация в порядке, установленном федеральным органом, осуществляющим управление в сфере образования.6. Непроработанным, с точки зрения возможности формирования мотивации и обеспечения правовых и материальных последствий является вопрос о введении добровольной независимой оценки квалификации педагогических работников, а также о добровольном участии выпускников вузов, организаций среднего профессионального образования (т. е. лиц, прошедших государственную итоговую аттестацию) в независимой оценке сформированности профессиональных педагогических компетенций, играющей роль «профессионального экзамена на вход в профессию», результаты которой предлагается учитывать при назначении на должность учителя.По итогам изучения экспертами профсоюза проекта Методических рекомендаций по созданию и использованию механизмов обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального роста педагогических работников сделан вывод о необходимости дополнительного всестороннего обсуждения вероятных последствий реализации предложенных механизмов и уже по результатам этой работы – формирования правовой и ресурсной базы, способной обеспечить выполнение поставленной задачи.Центральный совет профсоюза выразил готовность принять участие в обсуждении и проработке актуальных вопросов создания условий для непрерывного и планомерного профессионального роста педагогических работников.Тема вторая. Модернизация воспитательной деятельности образовательных организаций. Внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской ФедерацииЕще одной из стратегических задач, обозначенных Президентом России, названо воспитание.Обсуждение этой темы, скорее всего, будет связано с предложенными Президентом России поправками в Федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации» по совершенствованию воспитательной работы с обучающимися.По словам Сергея Кравцова, речь не идет о какой-то дополнительной бюрократической нагрузке, «речь идет о систематизации большой работы по воспитанию наших школьников. В этой части мы сегодня готовим новый нацпроект, он финансово обеспечит реализацию данного закона».Заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов на совещании 28.07.2020 следующим образом разъяснил моменты, связанные с разработкой программ воспитания с нового учебного года: «С сентября 2020 года образовательные организации должны будут постепенно организовывать работу по разработке и внедрению рабочих программ воспитания. А с 1 сентября 2021 года внедрение примерных программ станет обязательным для всех образовательных организаций».Министерство просвещения проинформировало также о том, что в рамках исполнения поручения президента с 1 сентября 2020 года начнут осуществляться выплаты за классное руководство и будет работать горячая линия по вопросам выплат.Информация профсоюзаЦС профсоюза, рассмотрев законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», 2 июня направил предложения к этому законопроекту в адрес председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.А.Никонова и в Минпросвещения России с целью преодоления возникновения возможных противоречий между предлагаемыми изменениями в Федеральный закон №273‑ФЗ и его действующими положениями, а также с целью предотвращения увеличения объема избыточной документации, составляемой образовательными организациями.Профсоюзу, его организациям предстоит на практике убедиться в обоснованности проявленной ЦС профсоюза обеспокоенности, а также активно содействовать своевременному и эффективному разрешению возникающих вопросов.Центральный совет профсоюза, рассмотрев проект паспорта федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование», а также финансово-экономическое обоснование, подготовленные Минпросвещения России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во исполнение перечня поручений Президента РФ от 23 января 2020 г. №Пр-127, пункт 2, направил 30 марта свои предложения и замечания в адрес Общественно-делового совета по национальному проекту «Образование», членом которого является председатель профсоюза Г.И.Меркулова.В частности, ЦС профсоюза обратил внимание на следующее:- в проекте паспорта федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» используется устаревшая конструкция определения патриотического воспитания;- в представленных материалах к проекту паспорта рассматриваемого федерального проекта, к сожалению, отсутствует обобщенный анализ результатов реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», что приводит к дублированию ожидаемых результатов, содержащихся в ней, в представленном проекте паспорта федерального проекта;- в проекте паспорта имеется рассогласование целей, задач и средств достижения заявленных целей;- необходимость включения в паспорт федерального проекта комплекса мероприятий по вовлечению родителей в систему патриотического воспитания, в реализации которого большую помощь может оказать и Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»;- учитывая, что одним из стержневых компонентов патриотизма является формирование уважения к национальной культуре и гражданственности, реализация данной задачи в школе должна осуществляться комплексно в рамках таких учебных предметов, как история, обществознание, литература, искусство и мировая художественная культура; в связи с этим предлагается предусмотреть внесение изменений в программы изучения истории, литературы, географии и других предметов, связанных с патриотическим воспитанием обучающихся;- целесообразность исключения из проекта паспорта федерального проекта нескольких целевых показателей, поскольку проект паспорта и представленные к нему материалы не дают представления о том, как будет учтен имеющийся потенциал успешных региональных практик патриотического воспитания, а также итоги реализованных ранее государственных программ по развитию патриотического воспитания в Российской Федерации;- учитывая, что проект паспорта федерального проекта предполагает финансовое обеспечение внедрения программ воспитания обучающихся общеобразовательных организаций (далее – ПВО), требуется уточнение: идет ли речь об одной или нескольких ПВО и как будут создаваться рабочие программы (на образовательную организацию или на каждого обучающегося с учетом обеспечения индивидуального подхода в воспитании), не указывается также, сколько программ воспитания обучающихся получат экспертную оценку;- профсоюз обращает внимание на вероятные риски в разработке и внедрении программ воспитания обучающихся, в том числе появление большого количества дополнительной отчетности, к формированию которой будут привлекаться педагогические работники;- в проекте паспорта отсутствуют меры, направленные на обеспечение мотивации педагогических и иных работников к реализации поставленных в федеральном проекте задач, выполнению мероприятий по формированию эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи.Соответствующими целевыми показателями, способствующими обеспечению мотивации, могли бы стать, например:- доля педагогических и иных работников общеобразовательных организаций, в структуру заработной платы которых включены стимулирующие выплаты за участие в федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», определенные Правительством РФ в соответствующем перечне стимулирующих выплат;- количество педагогических работников организаций дополнительного образования, получивших гранты на реализацию мероприятий федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;- в проекте паспорта говорится о реализации программы патриотического воспитания во внеучебное (внеурочное) время. В таком случае возникают вопросы: кто из педагогических и иных работников будет привлекаться к ее реализации: все учителя или те из них, кто выполняет функции классного руководителя, педагоги дополнительного образования, работники из числа учебно-вспомогательного персонала (вожатые и др.)? Необходим четкий алгоритм решений и действий по кадровому обеспечению реализации рассматриваемого федерального проекта;- представляется нецелесообразным формирование Плана мероприятий по реализации федерального проекта только на основе контрольных точек, так как это делает представленный документ непонятным для восприятия родительской общественности, всех заинтересованных групп населения и даже для непосредственных исполнителей этих мероприятий – педагогических работников, вожатых, всех привлекаемых специалистов, в том числе входящих в состав управленческих команд.Исходя из изложенного, ЦС профсоюза счел необходимым предложить доработать План мероприятий по реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».ЦС профсоюза принимал активное участие в подготовке методических рекомендаций и разъяснений, связанных с введением с 1 сентября 2020 года ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам общеобразовательных организаций в размере 5 тысяч рублей за классное руководство.Министерством просвещения РФ по согласованию с председателем рабочей группы по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Л.Н.Бокова), председателем Профсоюза работников народного образования и науки РФ (Г.И.Меркулова), утверждены Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Минпро­свещения России от 12.05.2020 №ВБ-1011/08; письмо ЦС профсоюза №225 от 13.05.2020 ).Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования в целях оказания помощи органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям общеобразовательных организаций, региональным, территориальным и первичным профсоюзным организациям подготовлены Разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 №ВБ-1159/08; письмо ЦС профсоюза №247 от 29.05.2020 , далее – Разъяснения).ЦС профсоюза обращает внимание руководителей региональных, межрегиональных организаций профсоюза на то, что при использовании указанных Разъяснений необходимо:- добиваться принятия на уровне субъекта Российской Федерации решения о синхронизации порядка выплаты за классное руководство, производимой из бюджета субъекта РФ, с порядком выплаты денежного вознаграждения за классное руководство из федерального бюджета, имея в виду, что выплата из регионального бюджета так же, как и денежное вознаграждение за классное руководство из федерального бюджета, должна иметь фиксированный размер, не зависящий от количества обучающихся в классе, классе-комплекте;- не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных педагогическим работникам из региональных бюджетов;- обратить особое внимание на то, что согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. №448, субъектам Российской Федерации, в которых оплата труда работников на работах в местностях с особыми климатическими условиями осуществляется с учетом районных коэффициентов, превышающих размеры районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, межбюджетные трансферты в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций из расчета 5 тысяч рублей в месяц, предоставляются только с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.Из этого следует, что если в местностях с особыми климатическими условиями для расчета заработной платы работников, включающей ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, применяются районные коэффициенты, превышающие размеры, установленные Правительством РФ или органами государственной власти бывшего Союза ССР, то дополнительные расходы в связи с разницей в размерах коэффициентов должны осуществляться за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а отчетность о расходах бюджетов субъектов РФ и достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленного соглашением с Минпросвещения России, должна предоставляться с учетом применения размеров районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.Ответственность за достоверность представляемых в Министерство просвещения РФ информации и документов, предусмотренных Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.В мае 2020 года ЦС профсоюза подготовил информационный бюллетень №3 в виде сборника нормативных правовых актов, рекомендаций и разъяснений «Классное руководство в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы», который был направлен в региональные (межрегиональные) организации профсоюза, а также размещен на сайте профсоюза для использования всеми заинтересованными лицами.C 27 по 30 июля проходил XI Межрегиональный форум молодых педагогов и их наставников «Таир», который на протяжении десяти лет собирает педагогов со всей страны в Республике Марий Эл. В этом году форум проходил в онлайн-формате. Его тема – «Воспитание как смысл педагогической деятельности». Интерес к теме форума проявили 1200 человек из 55 регионов, большинство из которых никогда не бывали на форуме раньше, лишь 5% заявок были от участников прежних лет.На форуме с сообщением о роли профсоюза в подготовке Методических рекомендаций по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, выступил Е.Н.Романенков, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель, заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата профсоюза.Участники форума высоко оценили роль профсоюза в подготовке рекомендаций. Также была одобрена позиция профсоюза в определении ответственности за организацию и результаты воспитательной работы с обучающимися – это коллективная ответственность всех педагогических работников, администрации, а не только классных руководителей.Тема третья. Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития традиционного образования13 июля 2020 года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заместитель Председателя Правительства РФ Т.Голикова сообщила о том, что ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции как никогда показала значимость электронного обучения в дистанционном формате: «Мы намерены усилить эту составляющую в рамках нацпроекта «Образование». В частности, уже с осени этого года провести эксперимент и апробировать единую цифровую образовательную среду, которая позволит не только повысить доступность и качество образования, но и обеспечить создание новых цифровых возможностей для детей, их родителей и, конечно же, учителей. Это целый комплекс мер, который включает в себя инфраструктурные преобразования в школе и содержательный блок по разработке обновленного контента».Министр просвещения Сергей Кравцов в каждом своем выступлении подчеркивает, что ничто не заменит человеческого общения, приоритет очного обучения незыблем, что переход на дистанционный формат был вынужденной мерой и речь идет не о замене традиционного классического обучения на дистанционное, а о том, чтобы в рамках цифровой образовательной среды (ЦОС) помогать школе в организации традиционного обучения и решении имеющихся проблем.При этом следует понимать, что цифровая трансформация образования – это процесс, который потребует изменения содержания обучения, его методов, самой организации обучения. Она требует обновления целей и содержания образования, индивидуализации процесса обучения и воспитания, оптимизации учебно-методических материалов и инструментов, включения в процесс родителей, предполагается включение в процесс образования искусственного интеллекта, а также автоматизация всех видов работы с информацией.Информация профсоюзаЦС профсоюза в настоящее время проводит экспресс-мониторинг по вопросам применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также условий привлечения педагогических работников к организации и проведению ЕГЭ, результаты которого в ближайшее время будут доведены до сведения региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту