search
main
0

Что год учебный нам готовит? Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

​Продолжение. Начало в «МП» №34, 36, 37

Разъяснения по наиболее актуальным вопросам применения нормативных правовых актов, связанных с продолжительностью отпусков, рабочего времени, досрочного пенсионного обеспечения, наполняемостью классов (групп); по вопросу установления режимов работы детских дошкольных учреждений и школьных учреждений по «семейному графику»Раздел IIIК вопросу установления режимов работы детских дошкольных учреждений и школьных учреждений по «семейному графику»В перечень поручений Председателя Правительства РФ по итогам форума «Национальные проекты – этап «реализация», состоявшегося 4‑6 апреля 2019 года, было включено поручение Минпросвещения России совместно с Минздравом России, Минкультуры России: проанализировать практику регионов по установлению режимов работы детских дошкольных учреждений и школьных учреждений по «семейному графику»; подготовить необходимые предложения по внесению изменений в законодательство, способствующие совершенствованию графиков их работы, и по механизмам публичного обсуждения графиков и качества работы детских дошкольных и школьных учреждений.Во исполнение поручения Правительства РФ Экспертный совет по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке организовал работу по изучению практики регионов в части установления режимов работы детских дошкольных и школьных учреждений по «семейному графику».25 июня на заседании экспертного совета были рассмотрены опыт работы города Казани и итоги мониторинга по изучению отношения педагогов к установлению режима работы дошкольных образовательных организаций и школ по «семейному графику», организованного членами Экспертного совета.Позицию Общероссийского Профсоюза образования на заседании представили члены экспертного совета В.Б.Лившиц и М.Н.Степина, которые обратили внимание на необходимость рассмотрения следующих вопросов:насколько будет увеличена продолжительность работы групп при режиме сокращенного дня (8‑10‑часовое пребывание), полного дня (10,5‑12‑часовое пребывание), продленного дня (13‑14‑часовое пребывание);какой персонал будет привлекаться и что будет содержанием работы персонала в этих группах;какое финансовое обеспечение необходимо для функционирования дошкольной образовательной организации или группы в режиме «семейного графика».Профсоюз обратил также внимание экспертного совета на то, что руководители образовательных организаций обеспокоены тем, что такая инициатива может реализовываться посредством только имеющегося объема финансового обеспечения дошкольных образовательных организаций либо за счет средств самих родителей. Тогда в условиях существующей недостаточности финансового обеспечения вся ответственность организации «семейного графика» ляжет на руководителей, потребует от них обеспечивать дополнительные условия деятельности организации, включая кадровое обеспечение.В ЦС профсоюза поступают многочисленные обращения работников, председателей региональных, районных и городских организаций профсоюза с просьбой разъяснить, каких конкретных изменений в режиме работы образовательных организаций следует ожидать.В целях формирования квалифицированного отношения членов профсоюза к вопросу о режиме работы образовательных организаций «по семейному графику» сообщаем следующее.Действующим законодательством определены условия для установления различных режимов работы образовательных организаций и групп, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в соответствии с потребностями семьи.Так, в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна быть отражена информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, включая нормативные акты Минпросвещения России.В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 (ред. от 21.01.2019) утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок).Порядком (пункт 2) определено, что он «является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее – образовательная организация)» (в ред. приказа Мин­про­све­ще­ния России от 21.01.2019 №32).Порядком также установлено, что образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах различной направленности (пункт 13 Порядка). В соответствии с этим же пунктом также могут быть организованы группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.Согласно пункту 14 Порядка режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом, группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8‑10‑часового пребывания), полного дня (10,5‑12‑часового пребывания), продленного дня (13‑14‑часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей. При этом образовательные программы дошкольного образования реализуются в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день, а по запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.В соответствии с приказом Рособрнадзора от 12.04.2019 №461 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования» указанный пункт 14 Порядка содержит обязательные для соблюдения требования, которые оцениваются при проведении мероприятий по контролю.Исходя из указанных оснований, с учетом информации о режиме работы дошкольной образовательной организации (по пяти­днев­ной или шестидневной рабочей неделе), уставом должна определяться длительность пребывания детей в группах: одинаковая во всех группах либо различная.Региональным (межрегиональным) организациям профсоюза следует обратить внимание на оценку наличия в уставах дошкольных образовательных организаций информации о режиме работы (по пяти­днев­ной или шестидневной рабочей неделе) с одновременным указанием режима работы групп дошкольной образовательной организации.Одновременно обращаем внимание на существующие в нормативных правовых документах разночтения.- В требованиях пункта 1.3 СанПиН 2.4.1.3049‑13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (ред. от 20.07.2015 №28, от 27.08.2015 №41) указываются дошкольные образовательные организации, а не группы: «1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8‑10‑часового пребывания), полного дня (10,5‑12‑часового пребывания), продленного дня (13‑14‑часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей», в то время как в Порядке временные режимы указаны в отношении групп.Только пункт 1.6 СанПиН 2.4.1.3147‑13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (ред. от 14.08.2015) предусматривает режимы пребывания детей в группах (за исключением круглосуточного пребывания): «1.6. Дошкольные группы могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8‑10 часового пребывания), полного дня (10,5‑12 часового пребывания), продленного дня (13‑14 часового пребывания)».- В субъектах Российской Федерации реализуются различные механизмы общественного обсуждения графика работы образовательных организаций.Однако законодательством не закреплены полномочия органов управления системой образования по учету общественного мнения при установлении графика/режима работы дошкольных образовательных организаций или длительности пребывания детей в группах в отличие от общеобразовательных организаций.Федеральный закон №273‑ФЗ определяет, какие из коллегиальных органов управления создаются в обязательном порядке, а какие – согласно уставу образовательной организации. К первым относятся общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся), педагогический (ученый) совет, ко вторым – попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы (часть 4 статьи 26).При этом в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы. Может учитываться мнение действующей в образовательной организации профсоюзной организации.Тем не менее указанные выше органы не уполномочены принимать управленческие решения, а созданы для обсуждения и учета мнения определенных групп участников образовательных отношений в рамках управления образовательной организацией в отсутствие четкого, законодательно закрепленного механизма определения режима «семейного графика» работы дошкольных образовательных организаций или групп с учетом мнения родителей.Устав образовательной организации утверждается учредителем, и образовательная организация не вправе самостоятельно принимать решение о режиме работы учреждения или групп, в том числе с учетом мнения родителей (законных представителей) детей. Учредитель финансирует деятельность дошкольной образовательной организации в соответствии с установленным уставом режимом ее работы, и у руководителя образовательной организации отсутствуют правовые основания для увеличения длительности пребывания детей в группах, изменения режима работы дошкольной организации или групп по запросам родителей несколько раз в течение финансового года.По мнению практиков, повсеместная потребность в установлении режимов работы в дошкольной образовательной организации или группе по «семейному графику» отсутствует. Такая потребность может определяться особенностями социально-экономического развития конкретных субъектов РФ. В дошкольных организациях, где есть потребность, образовательные организации на локальном уровне создают различные организационные условия для удовлетворения потребностей родителей (законных представителей) в изменении графика работы образовательных организаций или групп.Следует отметить, что наиболее часто создаются следующие организационные условия удовлетворения потребностей родителей: группы продленного дня в общеобразовательных организациях; работа дежурных групп в утреннее и вечернее время, а также организация группы по присмотру и уходу утреннего пребывания, вечернего пребывания; утреннего и вечернего пребывания с 1,5‑часовым пребыванием детей в дошкольных образовательных организациях при функционировании учреждения в режиме 10,5‑часового пребывания, сокращение графика работы общеобразовательных организаций с шести- до пятидневной недели.В действительности изменение режима работы дошкольных образовательных организаций с 12‑часового на 10,5‑часовое пребывание детей является способом экономии финансовых ресурсов. По мнению профсоюза, именно эта распространяющаяся тенденция привела к возникновению инициативы по организации работы дошкольных учреждений или групп по «семейному графику».Профсоюз обращает внимание на то, что в настоящее время отсутствуют четкие сведения о фактической длительности пребывания детей в образовательных организациях или группах, так как длительность пребывания детей в группах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, не является объектом федерального статистического наблюдения по форме 85‑К.Обращаем внимание руководителей региональных (межрегиональных) организаций профсоюза на то, что организованные в настоящее время в дошкольных образовательных организациях группы по присмотру и уходу утреннего пребывания, вечернего пребывания, утреннего и вечернего пребывания в дошкольных образовательных организациях с функционированием в режиме 10,5‑часового пребывания детей, станут называться по-новому – группами с режимом работы по «семейному графику».В связи с этим необходимо руководствоваться тем, что под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе №273‑ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона). Присмотр и уход за детьми осуществляются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.Кроме того, необходимо учитывать, что образовательные программы дошкольного образования реализуются в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день. В связи с этим если в настоящее время уже функционируют группы по присмотру и уходу утреннего пребывания, вечернего пребывания, утреннего и вечернего пребывания в дошкольных образовательных организациях с 1,5‑часовым пребыванием детей, то образовательная деятельность в них не может осуществляться, следовательно, необходимо обратить внимание на:условия привлечения и оплаты труда педагогов, работающих в таких группах;содержание должностных обязанностей и трудовых функций всего персонала групп;содержание нормативных документов, регулирующих функционирование таких групп, с целью установления соответствия содержания их деятельности требованиям образовательного и бюджетного законодательства;важность анализа данных, предоставленных образовательной организацией, о причинах выбора родителями группы по «семейному графику» работы, поскольку принятие решений учредителем о функционировании групп с различным временем пребывания детей, как правило, начинается с проведения мониторинга посещаемости дошкольных учреждений с последующим выявлением путей оптимизации их деятельности.Что касается практики введения «семейного графика» для младших школьников, то в соответствии с уставом многие школы работают с 8 до 20 часов, создаются группы продленного дня, которые работают до 19 часов. После уроков и обеда в «продленке», прогулки в школьном дворе или на спортивной площадке дети принимаются за приготовление уроков, которое происходит в «шумовом поле», нередко в ситуации небрежного выполнения письменной части заданий. Дети предполагают, что устную часть уроков (изучение правил, чтение, пересказ, ответы на вопросы и др.) смогут выполнить дома. К 19 часам обостряется вопрос с вечерним приемом пищи – ужином, не предусмотренным в режиме группы продленного дня. Следует учитывать, что младшие школьники в связи с введением «семейного графика» могут оказаться в худшем положении, чем дошкольники, оставшиеся в детском саду до 19 и более часов. Объясняются такие предположения тем, что в дошкольной образовательной организации имеется предметно-игровая среда, предусмотрены дневной отдых в постелях, питание во второй половине дня (полдник и ужин). Дошкольники не обременены выполнением «незаконченных» школьных заданий, тогда как школьные группы продолжают находиться в помещении классной комнаты, не оборудованной для отдыха, досуга, игрового общения, без вечернего приема пищи.Несмотря на то что на основании проведенного анализа Минпросвещения России признало, что внесения изменений в законодательство в целях совершенствования графиков работы детских дошкольных и школьных учреждений не потребуется, поскольку нормативные документы позволяют в соответствии с запросами родителей внести сегодня соответствующие изменения в локальные акты образовательных организаций и определить разный режим пребывания детей в дошкольных группах, тем не менее, по мнению профсоюза, требуется принятие отдельного нормативного документа, например порядка/правил изменения режимов работы дошкольных образовательных организаций или групп.Такой документ позволил бы в соответствии с указанными в нем требованиями решать возникающие проблемы по внесению изменений в устав образовательной организации, штатное расписание, графики работы педагогического и учебно-вспомогательного персонала, а также обеспечивать необходимые материально-технические условия для пребывания детей, организации питания (особенно в школах), определять источники финансирования всех мероприятий групп, функционирующих в режиме «семейного графика» и т. д.При разработке порядка/правил изменения длительности пребывания детей в дошкольной образовательной организации или группе необходимо:- установить интервалы увеличения режимов работы для: сокращенного дня (8‑10‑часового пребывания), полного дня (10,5‑12‑часового пребывания), продленного дня (13‑14‑часового пребывания);- определить содержание работы персонала;- предусмотреть условия финансового обеспечения длительности пребывания детей в образовательных организациях и группах по «семейному графику» (финансовое обеспечение учредителем, средства самих родителей).Профсоюз обращает внимание на то, что финансовый механизм обеспечения работы групп по «семейному графику» должен включать:- введение нового наименования услуги в Общероссийский классификатор услуг;- определение содержания новой услуги и требования к ее исполнителям;- определение нормативов финансового обеспечения этого вида услуги (работ) и объемов государственного (муниципального) заказа (задания) на оказание услуг и выполнение работ.По мнению профсоюза, для того чтобы детские сады имели дружественный для родителей режим/графики работы, необходимо внести изменения, нормативно закрепив, что режим работы дошкольных образовательных организаций и/или групп определяется учредителем на основе изучения запросов родителей.Об актуальных изменениях в законодательстве Российской Федерации в сфере труда и образования в 2018-2019 учебном годуI. О ведомственных наградах Минобрнауки России и Минпросвещения РоссииС обзором изменений в законодательстве о ведомственных наградах Минпросвещения России и Минобрнауки России можно ознакомиться в приложении №1 к постановлению исполкома профсоюза от 19 июня 2019 г. №17‑5 «О совершенствовании мер морального поощрения работников образования». В настоящее время Департаментом государственной службы и кадров Минпросвещения России при участии специалистов аппарата профсоюза готовятся Методические рекомендации о порядке оформления и представления документов о награждении ведомственными наградами Минпросвещения России (включая ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда»).II. О профилактике составления и заполнения педагогическими работниками избыточной документацииВ целях содействия созданию условий для устранения избыточной отчетности педагогических работников профсоюз подготовил рекомендации по регулированию в отраслевых соглашениях и коллективных договорах вопросов составления и заполнения педагогическими работниками документации. Кроме того, председатель профсоюза Г.И.Меркулова как член комиссии Минпросвещения России по доработке проектов ФГОС общего образования внесла предложения по сокращению требований к содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, а также указала на необходимость определения категорий лиц, составляющих программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся, программы воспитания, программы коррекционной работы и планы внеурочной деятельности, с тем чтобы исключить практику принудительного и бесплатного привлечения учителей к выполнению данных видов работ.В настоящее время прорабатываются возможные варианты наделения Минпро­свещения России полномочиями по определению перечня документов, в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники: посредством внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации либо в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Профсоюз инициировал исключение из пояснительной записки к одному из законопроектов положения о наличии у учителя в обязательном порядке технологических карт уроков. 25 июля 2019 года депутаты Государственной Думы Е.А.Митина (член исполкома профсоюза), М.В.Тарасенко и другие внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».III. О нормах профессиональной этики педагогических работниковВ связи с обсуждением в средствах массовой информации современных норм профессиональной этики педагогических работников, вызванным, в частности, размещением ими своих фотографий в социальных сетях, Минпросвещения России сформировало рабочую группу с участием заместителя председателя профсоюза М.В.Авдеенко и специалистов аппарата профсоюза, которая подготовила взамен Модельного кодекса проект примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников, отвечающего актуальным вызовам демократического и информационного общества.(Примерное положение направлено в регионы письмом Минпросвещения России и профсоюза от 20 августа 2019 г. №ИП-941/06/484 и опубликовано в «МП» №35 от 29 августа 2019 г. – Прим. ред.).IV. Федеральным законом от 3 октября 2018 года №353‑ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» в ТК РФ введена статья 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации». Работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2019 г.V. Федеральным законом от 11 октября 2018 г. №360‑ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» глава 41 ТК РФ, устанавливающая особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, дополняется новой статьей 262.2, в соответствии с которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск будет предоставляться по их желанию в удобное для них время. Федеральный закон направлен на повышение трудовых гарантий работников, имеющих трех и более детей в возрасте до двенадцати лет.Поскольку очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется графиком, утверждаемым работодателем согласно статье 123 ТК РФ, положения новой статьи 262.2 ТК РФ должны учитываться при его формировании.VI. Федеральным законом от 1 апреля 2019 года №48‑ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» заменено понятие «страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования» на понятие «документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета», в том числе в форме электронного документа.Также внесены изменения в часть четвертую статьи 65 ТК РФ в части необходимых документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Так, при заключении трудового договора впервые работодателем оформляется трудовая книжка. В случае если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.VII. Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 1 июня 2018 г. №15‑4/10/В-4010 «Об обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда» напоминает работодателям, что проведение специальной оценки условий труда должно быть завершено не позднее 31 декабря 2018 года.Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 года.По результатам проведения специальной оценки условий труда работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ.В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 года не в полном объеме, Минтруд России обращает особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса РФ, Федерального закона №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее 31 декабря 2018 г. на территории субъекта РФ.VIII. Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января МРОТ будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.В случае если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ устанавливается федеральным законом в размере, определенном с 1 января предыдущего года.Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 24 августа 2018 года №550н прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года установлен в размере 11280 рублей в месяц.Учитывая изложенное, Федеральным законом от 25 декабря 2018 года №481‑ФЗ установлено, что с 1 января 2019 года МРОТ составляет 11280 рублей в месяц.IX. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19 декабря 2018 года №45‑П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В.Тро­фи­мо­вой».Конституционный суд РФ признал часть первую статьи 178 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней положение – в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), – лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица.В связи с этим работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, должно быть гарантировано право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства и после ее завершения.X. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года №41‑П «По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.В.Серегиной».Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года №14‑3/В-381 позиции Министерства труда и социальной защиты РФ отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций.Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.Таким образом, Конституционный суд РФ признает часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1) и 37 (часть 1), в той мере, в какой она – по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, – используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.Во исполнение указанного постановления Конституционного суда, а также в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 июля 2017 г. №Пр-1432 (в части обеспечения допуска студентов к осуществлению образовательной деятельности) разработан и внесен в апреле 2019 года в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 23 июля 2019 года этот законопроект принят в первом чтении.Законопроектом устанавливается положение, согласно которому требование части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о наличии среднего профессионального или высшего образования не распространяется на педагогических работников, замещающих должности воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, принятых на работу до дня вступления в силу указанного федерального закона.Также законопроектом предлагается дополнить статью 46 положением, предусматривающим возможность допуска лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам в течение периода прохождения ими обучения. Порядок и условия допуска указанных лиц будут установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с другими федеральными органами.О мерах по совершенствованию порядка и условий привлечения педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образованияВ связи с возникновением в ряде регионов России случаев исключения органами Пенсионного фонда России периодов участия педагогических работников в проведении ГИА из специального стажа для досрочного назначения им страховой пенсии по старости профсоюз инициировал принятие мер по фактам ухудшения правового положения педагогических работников.По итогам переговоров с участием профсоюза внесено изменение в законодательство, согласно которому участие педагогических работников в проведении ГИА отнесено к педагогической работе, что стало основанием для подготовки и направления Пенсионным фондом России в его региональные отделения официального разъяснения о том, что периоды участия педагогических работников в проведении ГИА, в том числе в предыдущие годы, подлежат включению в стаж для досрочного назначения им страховой пенсии по старости.По инициативе профсоюза в июле 2019 го­да Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором и профсоюзом провело мониторинг соблюдения прав педагогических работников, привлекаемых к проведению ГИА. Из решений, принятых 5 июля на совещании под руководством министра просвещения РФ О.Ю.Васильевой с участием профсоюза и федеральных органов исполнительной власти, следует, что по итогам обработки и анализа результатов мониторинга будет проработан вопрос о возможном внесении изменений в часть 9 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях дальнейшего улучшения нормативного правового регулирования условий привлечения педагогических работников к участию в проведении ГИА. Кроме того, Минпросвещения России подготовит с участием Рособрнадзора и профсоюза рекомендации по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению ГИА, для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Продолжение следует

____________

Письмо профсоюза (Меркулова Г.И.) от 14 июня 2019 г. №360 «О рекомендациях по регулированию в отраслевых соглашениях и коллективных договорах вопросов составления и заполнения педагогическими работниками документации», направленное в адрес председателей региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.

Письмо профсоюза (Меркулова Г.И.) от 29 июля 2019 г. №452 «О замечаниях и предложениях к проектам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», направленное в адрес статс-секретаря – заместителя министра просвещения Российской Федерации П.С. Зеньковича.

Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 6 февраля 2014 г. №09‑148 «О направлении материалов»).

Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. №234 «О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2019 г., регистрационный №54675) (далее соответственно – приказы №234 и 1601).

Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации (Чирков С.А.) от 27 мая 2019 г. №С4‑25‑24/10565 «О досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников», направленное в адрес отделений Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте