Вот и дождались… Сайт ФИПИ обновился, и на нем размещены актуальные проекты демоверсий ЕГЭ по всем предметам. Не буду говорить обо всех предметах. Меня в первую очередь интересует русский язык, экзамен по которому традиционно сдают все выпускники российских школ. Изменений по сравнению с 2023 годом немного, все они точечные и, по-видимому, плановые. Мне как учителю-практику важно уже сегодня понимать, какими ресурсами я могу пользоваться в работе с одиннадцатиклассниками и как они в результате помогают школьникам быть успешными на экзамене.
Количество заданий в КИМах ЕГЭ по русскому языку осталось прежним. Однако изменен первичный балл за выполнение работы с 54 до 50. За счет чего? За счет одного балла в задании 8 («Синтаксические нормы»), но прежде всего за счет задания 27 (сочинения-рассуждения): уменьшено максимальное количество баллов с 5 до 3 по критерию К2 («Комментарий к проблеме исходного текста») и с 2 до 1 по переименованному критерию К6 («Богатство речи») (подробнее об изменениях в критериях оценивания части 2 см. в проекте демоверсии).
Самым главным новшеством 2024 года будет видоизмененный формат заданий 13 («Правописание не и ни») и 14 («Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи)»). Отныне это будут задания с множественным выбором и ответом в виде набора цифр по аналогии с заданиями ЕГЭ 2, 4, 9‑12 и др. Одновременно с этим расширен языковой материал, так как у экзаменуемых появилась возможность находить слитные, раздельные и (для задания 14) дефисные написания слов.
Не могу сказать, что экзамен с каждым годом становится сложнее, как некоторые полагают. Скорее он более полно начинает отражать все аспекты изучения курса русского языка в школе, а самое главное – более точно оценивать знания и умения наших учеников.
Конечно, в условиях современного информационного бума очень важно правильно выбрать пособия, позволяющие на должном уровне подготовить учеников к ЕГЭ по русскому языку. На полках книжных магазинов, как известно, есть разные пособия. Но особое внимание всегда следует уделять авторскому коллективу. Ведь если авторы известные, уважаемые в методических кругах специалисты и, что вдвойне ценно, входят в группу разработчиков контрольных измерительных материалов или являются их внешними экспертами, то такие пособия внушают доверие как более надежные.
Могу со всей ответственностью утверждать, что гарантом качества заданий и их максимальной приближенности к заданиям настоящего экзамена для меня стало пособие, в авторский коллектив которого вхожу и я сам: Л.Н.Абрамовская, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, К.Г.Демушов, Р.А.Дощинский, С.Л.Иванов, И.Л.Масандилова, Е.В.Пономарева, М.С.Смирнова, под редакцией Р.А.Дощинского «ЕГЭ-2024. Русский язык. Типовые варианты экзаменационных заданий. 50 вариантов.».
Данное пособие дает колоссальные возможности для организации дифференцированного обучения. Для ребят послабее найдется достаточное количество однородных заданий, позволяющих за счет многократного и осмысленного решения достичь положительной динамики в обучении. Вместе с тем ребят посильнее привлекут задания с неожиданными элементами и поворотами, которые потребуют задуматься, вспомнить исключения и сложные орфографические и пунктуационные случаи, переосмыслить изученную теорию, по-новому взглянуть на привычное.
Вариантов в пособии предостаточно, чтобы в течение всего учебного года не спеша и последовательно готовиться к экзаменационному испытанию. Часть вариантов может быть использована для обучения (в целях объяснения и закрепления можно брать как отдельные задания, так и целые цепочки заданий), часть – для контрольно-оценочных процедур, а часть – для самостоятельной работы, что немаловажно в современном мире.
Отрадно, что в одних и тех же линиях задания не дублируют друг друга, не являются кальками. И это позволит сделать занятия по-настоящему развивающими! При работе с пособием тренировка по отдельным заданиям не напоминает хождения вокруг одного дерева, а уподобляется восхождению на гору. Например, задание 1 представлено в пособии во всем многообразии формулировок, вот некоторые из них:
Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста.
Самостоятельно подберите составной производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста.
Самостоятельно подберите уступительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста.
Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста.
Авторами учтены рекомендации, данные в спецификации к проекту демоверсии ЕГЭ 2024 года: формулировки заданий 6, 13, 14, 15, 21, 22 и 23 могут быть вариативными. Приведем пример вариативности формулировок задания 14:
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся раздельно.
- Абитуриента привлекали как (ИСТОРИКО)ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ, так и (СОЦИАЛЬНО)ГУМАНИТАРНОЕ направления.
- (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями лучше приходить (ВО)ВРЕМЯ ужина.
- Калугина сказала, что любит ягоды «только (В)ВИДЕ варенья», ТАК(КАК) ее раздражал Новосельцев.
- Если «КАК(БУДТО)» выражает неуверенность в ЧЕМ(ЛИБО), то оно является частицей, а если соединяет предложения – союзом.
- (МАЛО)ПОМАЛУ ученик вошел в рабочий ритм и стал заниматься каждый день (НА)ПРОТЯЖЕНИИ трех часов.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся через дефис.
- Учитель (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только один раз как будто (СО)ЗЛА что-то произнес.
- Наряду с пестрокрылыми пернатыми была одна, (ПО)МОЕМУ ни на кого не похожая СВЕТЛО(СЕРАЯ) птица.
- Бывало, (ДЕНЬ)ДЕНЬСКОЙ с лекциями бьешься, а как только настал вечер, идешь прямо КУДА(НИБУДЬ) на огонь…
- Он не взял бы ни машину, ни одеяло, ни даже авторучку, – получил бы деньгами и купил ЧТО(ТО) бесполезное: уж воля – так ВОЛЯ(ВОЛЬНАЯ).
- (ПО)ВИДИМОМУ, их зоркие глаза разглядели в дали моря КАК(БУДТО) пароход.
Микротексты для заданий 1‑3 весьма разнообразны как с точки зрения функциональных разновидностей языка (в пособии представлены тексты из разговорной речи, научного, официально-делового, публицистического функциональных стилей, художественной литературы), так и с точки зрения речевых жанров. Задание 3 на лингвостилистический анализ (задание повышенного уровня сложности) всякий раз индивидуально, исходит из специфики предъявляемого микротекста. Выпускники, работающие с заданием 3 именно в таком режиме, оказываются более подкованными и готовыми применять свои знания в новых условиях.
Обращаем внимание, что в кодификатор ЕГЭ добавлены понятия «эпифора», «риторическое обращение», «многосоюзие», «бессоюзие», «оксюморон». Эти и другие изобразительно-выразительные средства в полной мере представлены в анализируемом пособии в задании 26.
Поскольку количество правильных ответов во многих заданиях ЕГЭ не регламентировано, а лишняя цифра в ответе или отсутствие одной верной цифры аннулируют весь ответ, то авторы пособия старались подготовить выпускников к цифровым ответам с разным набором цифр. Убедиться в этом помогает простой просмотр ответов. Кстати, ответы в учебных целях могут быть изъяты из книги в случае необходимости. Замечательно также, что авторы стремились отразить в ответах все возможные комбинации.
Кроме части с ответами в пособии имеются методические комментарии к ответам одного из вариантов. Это настоящий кладезь, находка для тех, кто хочет проникнуть в голову разработчиков заданий ЕГЭ! Подчеркнем, что данные комментарии – это подробные разборы заданий, а еще правила, определения, алгоритмы и нюансы выполнения каждого из анализируемых заданий.
Сдавать ЕГЭ по русскому языку предстоит каждому одиннадцатикласснику нашей страны. Хотелось бы, чтобы все ребята были вооружены прочными знаниями и обладали необходимыми умениями для получения на экзамене желанных баллов. Именно поэтому советуем выбрать качественные продукты для подготовки!
Кирилл ДЕМУШОВ, учитель русского языка и литературы школы №1518, заведующий кафедрой словесности, автор учебных пособий, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2012, Москва
Комментарии