Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет

УГ - Москва, №48 от 27 ноября 2012. Читать номер
Автор:

Музей М.В.Ломоносова гимназии №1530 «Школа Ломоносова», созданный более 20 лет назад как музей-лаборатория, стал особым пространством для работы с детьми. Он предлагает широкие возможности для изучения жизни и научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова и эпохи Просвещения.

В ​музее сформировались разнообразные направления и формы работы с учащимися. Еще в конце XIX века русский философ Н.Федоров считал исследование одной из важнейших функций музея. Поэтому научно-исследовательской и проектной работе мы уделяем самое пристальное внимание. В процессе научно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают много практических навыков. Это умение заниматься поиском и сбором информации, сопоставлять факты и систематизировать материал, критически и творчески мыслить, делать выводы и формулировать свою точку зрения на происходящее. В коллективных проектах учащиеся также получают навыки партнерского общения и сотрудничества, умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, в ходе презентации проекта – навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления и отвечать на вопросы. Исследовательская работа проводится как в творческих группах гимназистов, так и индивидуально. Темы исследований возникают по-разному: одни исходят из плана работы музея, другие – по желанию учеников после посещения музея и ознакомления с его экспонатами. Ведь музейный предмет как объект исследования может рассказать о многом, а прежде всего об эпохе, когда жил М.В.Ломоносов, позволяет погрузиться в атмосферу того времени, полнее раскрыть образ великого ученого. Через изучение музейных предметов мы воспитываем уважительное отношение к ценностям прошлых поколений. Только за последние несколько лет в нашем музее была проведена исследовательская работа, в основе которой лежали такие экспонаты музея, как «Арифметика» Леонтия Магницкого 1703 года издания, «Российская грамматика» М.В.Ломоносова 1755 года издания, небольшая коллекция российских монет эпохи Просвещения, коллекция физических приборов XIX века, копии исторических костюмов XVIII века.Исследуя уникальный экспонат музея – прижизненное издание «Российской грамматики» Ломоносова 1755 года, – ученица 10-го класса проанализировала, что представляли собой грамматики до Ломоносова, сделала вывод, что «Российская грамматика» М.В.Ломоносова стала самым популярным учебным пособием XVIII века. Несколько поколений русских людей обязаны ей своей грамотностью. «Российская грамматика» Ломоносова, выдержавшая более 10 изданий, и в наши дни остается ценным источником для изучения русского литературного языка. Ознакомившись с трудом М.В.Ломоносова, ученица поняла, что сегодня наш язык «болен», он мучительно переживает нашествие иностранных слов. Проблемы современного состояния русского языка сегодня волнуют многих, поэтому она сделала вывод, что было бы полезно и актуально обращаться к трудам Михаила Васильевича Ломоносова.В основу исследовательской работы на тему «Из истории российских монет XVIII века» легли экспонаты музея – медные российские монеты, которые были в обращении в период жизни М.В.Ломоносова. В своем исследовании ученик 6-го класса рассказал об истории денег Древней Руси, об истории монет до Петра I, о его преобразованиях, остановился на некоторых фактах из биографии М.В.Ломоносова.Эффектные исторические костюмы в нашем музее привлекают всеобщее внимание посетителей. Поэтому, выбирая объект для исследования, ученица 8-го класса остановилась на копиях исторических костюмов XVIII века, изготовленных для музея студентами Строгановского училища по старинным эскизам. Работая над темой «Из истории костюма XVIII века в России», ученица ознакомилась с преобразованиями Петра I в области культуры и быта, рассказала об эпохе «новых мод» в России в XVIII веке, проследила историю развития костюма. Это еще один пример изучения культуры и быта общества конкретного исторического времени – эпохи Просвещения – через экспонаты музея.В одном ряду с исследованием музейных предметов стоит исследовательская работа по краеведению. К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова группа учащихся 8-го класса осуществила проект «Ломоносовские места Москвы». Предметом исследования стали исторические места города Москвы, связанные с именем М.В.Ломоносова. Учащиеся изучили материалы школьного музея о М.В.Ломоносове, ознакомились с работами московских краеведов, встретились с преподавателем Историко-архивного института В.Ф.Козловым. Группа исследователей побывала в частично сохранившемся здании Славяно-греко-латинской академии, отреставрированном соборе Заиконоспасского монастыря и одном из древнейших строений XVI века – Книгохранительной палате Печатного двора, где Ломоносов, пытаясь заработать копейку, помогал печатникам, а ночами читал книги. Участники проекта прошли по самым старым улицам Москвы: Никольской и Варварке, побывали в Рыбном переулке, куда Ломоносов пришел с рыбным обозом, и на месте, где был открыт Московский университет. Результатом исследования стала разработка экскурсионного маршрута «Ломоносовские места Москвы».Все исследовательские работы были представлены на научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» и получили свое признание. Проекты по музейной тематике связаны с различными предметными знаниями, однако они имеют свою специфику, поэтому на научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» появилась секция музееведения, а в год юбилея М.В.Ломоносова в 2011 году – секция ломоносововедения.Одним из важных направлений музейной работы – уроки в музее, в которых также используют элементы исследования и творческие задания. Урок в музее имеет свои особенности. Он отличается от урока в кабинете тем, что основной источник новой информации для учащихся не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозиции музея. По утверждению американского психолога и педагога Джона Дьюи, никакое число наглядных уроков не может заменить знакомства с подлинными вещами и материалами. Это необычайно расширяет кругозор ребенка и его представление о мире. Опыт показывает, что материал, представленный педагогом на уроке в музее, усваивается ребятами легче. В подготовке к проведению музейного урока задействованы и учителя-предметники, и ученики, и я, как руководитель музея. Например, на уроке на тему «Великие лингвисты», в ходе которого учащиеся знакомятся с достижениями Ломоносова в области языкознания, они могут взять в руки и рассмотреть репринтное издание «Российской грамматики» М.В.Ломоносова, которое ничем не отличается от подлинника 1755 года. Ощутить дух времени можно, рассмотрев прижизненное издание «Российской грамматики» М.В.Ломоносова в экспозиции музея. Сегодня в музее представлены лучшие работы семиклассников на тему «М.В.Ломоносов – великий русский лингвист». Ведь творческая работа – это лучшая форма осмысления полученных впечатлений и знаний.Первое знакомство с поэзией XVIII века для учащихся также проходит в музее. Они читают доклады о литературном творчестве М.В.Ломоносова и его произведениях. По признанию самих ребят, в музее иная атмосфера, чем в классе, и их доклады и стихи звучат более торжественно и значимо.Наряду с проектами, на которые уходит 4-6 месяцев, а иногда и весь учебный год, существуют небольшие проекты. Таким, на мой взгляд, стал проект «Рисуем в музее» для учащихся 6-х классов. Строгую академическую обстановку музея нарушили мольберты, но лишь до тех пор, пока за мольберты не встали ребята. Особенно их увлекли макеты химической лаборатории Ломоносова и его кабинета, а также исторические костюмы. После урока лучшие работы учащихся были выставлены в музее.Социологические исследования составляют важную часть научно-исследовательской работы в современном музее. Наработки в этой области еще очень невелики, однако о некоторых мини-исследованиях хотелось бы рассказать.Готовясь к Московскому городскому конкурсу школьных музеев на тему «Эта главная должность – учитель», посвященному Году учителя, мы решили рассказать о Ломоносове как о главном нашем учителе, о его учителях в Славяно-греко-латинской академии и в Марбургском университете и, конечно, не могли не рассказать об учителях «Школы Ломоносова». Для этого группа учащихся провела собственное исследование путем опроса учителей. Задача взять интервью увлекла многих ребят, они это делали с большим энтузиазмом. Проанализировав интервью, ребята составили коллективный портрет учителей гимназии и сделали вывод, что с такими учителями им любые задачи по плечу и ничего не страшно.Еще одно небольшое исследование проведено к юбилею музея М.В.Ломоносова. Учащиеся 6-х и 7-х классов изучили несколько томов книги отзывов за 20 лет работы музея и с удивлением узнали, что за это время в музее побывали гости из таких стран, как Япония и Китай, Франция и Греция, США и Великобритания, Норвегия и Финляндия. Всего из 20 стран мира и 72 городов. По итогам исследования была оформлена карта, на которой ребята флажками отметили города и страны.В динамично меняющемся современном мире меняется и школьный музей. Это заставляет искать новые подходы и формы работы, чтобы музей был не хранилищем музейных предметов, а лабораторией творчества, давал не только знания, а затрагивал чувства и внутренний мир ребенка. Над этим мы работаем в тесном партнерстве с педагогическим коллективом.Людмила ТИМОФЕЕВА, руководитель музея М.В.Ломоносова гимназии №1530 «Школа Ломоносова»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту