Положение об аккредитации образовательных учреждений показывает, что у нас меняется подход к оценке деятельности учебных заведений. К сожалению, в образовании только сейчас начинает формироваться профессиональное экспертное сообщество. Это в первую очередь связано с тем, что в течение долгого времени российское образовательное пространство находилось в рамках единых программ и методик. Следовательно, как бы отсутствовал предмет экспертизы – что экспертировать, если школы похожи друг на друга как две капли воды?
Сейчас экспертиза предполагает ситуацию диалога между школой и реальностью. С одной стороны, в ходе экспертизы необходимо описать уникальность деятельности школьного коллектива, с другой – определить, насколько эта деятельность соответствует Федеральным государственным стандартам и другим требованиям заказчиков образовательных услуг.
Можно по-разному относиться к процедуре государственной аккредитации – как к формальности, очередной неизбежной проверке или как к возможности оценить достижения школы, увидеть проблемы в своей работе, определить пути совершенствования образовательного процесса. Новые подходы к аккредитации в отличие от проходившей ранее аттестации, по-моему, предусматривают более глубокое самообследование, самоанализ деятельности педагогического коллектива, обнаружение слабых звеньев, которые, может быть, ускользают от взгляда в повседневной работе. Мы имели возможность в этом убедиться. В 2008 году в рамках государственной аккредитации мы успешно подтвердили статус школы с углубленным изучением ряда предметов. Экспертная комиссия, подводя итоги, дала нам четкие предложения, реализация которых позволила усовершенствовать образовательный процесс. Для нас было особенно важно получить рекомендации для определения перспектив дальнейшей работы, чтобы выйти на новый этап развития.
Одним из самых значимых достижений я считаю то, что в рамках формирующейся российской системы оценки качества образования экспертиза деятельности школы стала носить независимый и объективный характер. Исчезла субъективность при разработке тестов аккредитационных контрольных работ. Теперь они носят унифицированный характер. Не весь класс или параллель классов выполняет эту работу, а репрезентативная группа. А проверка результатов выполнения тестов, анализ и диагностика осуществляются с использованием компьютерных программ.
Заключение об итогах аккредитационной экспертизы мы используем для совершенствования модели внутришкольного управления. Методика экспертизы позволяет расширить спектр изучаемых видов школьной деятельности, например, установить помимо уровня сформированности общеучебных умений и навыков уровень воспитанности учеников, степень моральной удовлетворенности участников образовательного процесса, уровень межличностных отношений в классных коллективах, уровень методической и психологической подготовки педагогов, уровень управленческой деятельности администрации.
Мне кажется, нам, директорам школ и педагогам, необходимо пересмотреть отношение к процедуре аккредитации. Все не любят проверок. А зря!
Алла КУРИЛО, директор школы №36, Сыктывкар
Комментарии