search
main
0

Что думают родители о школьной кухне,

или Как улучшить «логистику накрывания» в школьных столовых?

«Учительская газета» продолжает отслеживать тему организации горячего питания школьников в различных регионах России. Мы уже писали о том, как эта работа проводится в Воронежской области (№42 от 20 октября 2020 года, ug.ru/shkolnaya-kuhnya/). Публикация не осталась незамеченной, обсуждалась на заседании Общественного совета при Департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области и получила продолжение. Общественная палата Воронежской области провела большой интернет-опрос среди родителей школьников на тему организации и качества школьного питания. Результаты оказались интересными и были доложены воронежскому губернатору. Мы тоже решили подробнее ознакомиться с мнением родителей, так необходимым для объективной оценки ситуации, а еще для определения проблемных моментов в организации питания и, может быть, даже для их эффективного решения. Тем более что в опросе участвовало рекордное число пап и мам, бабушек и дедушек – организаторы получили 42082 анкеты с ответами.

Рассказывает председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Общественной палаты Воронежской области Наталия Киреченкова:

– Инициатором проведения такого масштабного опроса была Общественная палата Российской Федерации, мы поддержали эту инициативу, так как тема очень интересная. Но в Воронежской области, на мой взгляд, сегодня нет большой проблемы с горячим питанием в школах. Мы и до этого много лет кормили и сейчас продолжаем кормить детей первых – четвертых классов.

К словам Наталии Сергеевны добавим, что раньше завтраки были платными, бесплатное питание получали только дети из льготных категорий, например дети-спортсмены или ребята из малообеспеченных семей. С 2005 года в области действует программа «Школьное молоко»: три раза в неделю ученикам первых – девятых классов бесплатно дают 200‑граммовый пакетик молока. Этот проект продолжается и сейчас. Бесплатное питание для льготных категорий детей тоже никто не отменял, зато с 1 сентября 2020 года добавились бесплатные завтраки для учеников первых – четвертых классов. Кстати, как показали результаты анкетирования, некоторым родителям все еще непонятно, почему одним третьеклассникам дают бесплатные горячие обеды, а другим – только завтраки.

– У нас были анкеты от родителей, – продолжает Наталия Сергеевна, – которые возмущались, что их дети – ученики начальных классов получают один только завтрак, а не завтрак с обедом. Считаю, что нужно еще раз разъяснить, что горячее бесплатное питание рассчитано на всех учеников начальной школы. Но те, кто учится в первую смену, получают горячий завтрак, в который входят горячее блюдо и горячий напиток. А для учеников второй смены предусмотрен горячий обед – первое горячее блюдо, второе горячее и напиток. Для учеников первой смены бесплатный обед не предусмотрен.

По словам Киреченковой, бесспорно хорошим результатом можно считать то, что сто процентов респондентов на вопрос, обеспечивает ли ваша школа горячим питанием всех школьников и является ли это питание бесплатным, дали положительный ответ, в случае когда речь шла об учениках начальной школы. Но к анкетированию захотели присоединиться родители учеников средних и старших классов, и положительных ответов от них было намного меньше. Для учеников с пятого по одиннадцатый класс, не относящихся к льготным категориям, школьные завтраки оплачивают родители. Только и это не снимает претензий к качеству еды и организации питания.

Одним из самых спорных вопросов анкеты оказался следующий: «Горячее блюдо к моменту приема пищи бывает горячим, теплым или холодным?» Достаточно большой процент ответивших определили блюдо как холодное или теплое, но не горячее.

– В 41 образовательном учреждении Воронежа, – говорит Наталия Киреченкова, – блюдо к моменту подачи назвали холодным. И еще в 12 школах большинство ответивших из этой школы назвали блюдо теплым, а не горячим. В целом по области практически по каждому району есть номера и названия школ, в которых блюдо к моменту подачи также назвали холодным или теплым. Общий вывод тут можно сделать такой: и в школах города Воронежа, и в крупных школах районов области картина приблизительно одна и та же – пища или теплая, или холодная, но не горячая.

Однако такие ответы нельзя считать на сто процентов объективными. По словам Наталии Сергеевны, надо учитывать несколько факторов, влияющих на мнение респондентов. Прежде всего это то, что большинство отвечавших на вопросы анкеты – это родители, у которых есть какие-либо претензии к школьному питанию. Ведь если родитель не видит проблемы, то есть у его ребенка в школе все хорошо с питанием, то и на анкету он отвечать не будет. Такой психологический момент действительно существует, и на него надо делать скидку при определении общей картины, она может показаться более негативной, чем есть на самом деле.

Понятия «горячее» и «холодное» у детей очень субъективны. Когда при посещении столовой в воронежской школе №102 у детей, сидящих за одним столом, спросили, каким был завтрак – горячим или холодным, ответы оказались разными. Одному ребенку завтрак показался нормальным – «как дома», второй сказал, что завтрак был горячим, он немного ждал, когда остынет, а третий назвал еду холодной. Родители отвечали на вопросы анкеты после разговоров с детьми, а учитывая такие мнения детей, можно сделать вывод, что уровень субъективности в ответах очень велик.

Наиболее важным оказался вывод, который сделали организаторы анкетирования. Всего в Воронеже 120 школ, 53 из них, где еду назвали холодной или теплой, достаточно крупные, в них много детей, и одновременно накрывается много порций. Например, в школе №102 одновременно накрывают 240 порций, когда 240‑ю поставили, первая уже остыла. То есть все завтраки по объективным причинам не могут быть одинаково горячими.

Члены Общественной палаты обратились в Департамент образования, науки и молодежной политики с письмом, в котором попросили организаторов школьного питания продумать «логистику накрывания» в школьных столовых. Поможет ли новая современная терминология решить старую проблему? Пока вопросов больше, чем ответов. Например, можно попробовать накрывать на столы, когда дети уже расселись.
Но нельзя, потому что нет никакой гарантии, что кого-нибудь случайно не обольют горячим чаем. Сделать рассадку меньше – накрывать не 240, а 100 порций – тоже не получится, потому что школа не успеет поесть. В 102‑й воронежской школе дети кушают на каждой перемене, и каждый раз столовая заполнена целиком. Вот и выходит, что именно вопрос о «холодных-горячих» блюдах вызвал в анкетах наибольший негатив, но решения проблемы не находится, ответа как бы нет – логистика отстает.

Были в анкете и другие вопросы, получившие неоднозначные ответы. Например: «Имеет ли ребенок возможность вымыть руки с мылом перед едой?» Некоторые родители ответили «нет», а в пяти школах Воронежа так сказали все родители. Правда, назвали разные причины. Например, в той же школе №102 установлено 44 умывальника, и около каждого есть жидкое мыло, а рядом стоят дезинфицирующие санитайзеры для рук. Но когда 240 детей одновременно приходят в столовую, каждый хотя бы 30 секунд будет мыть руки с мылом, а потом вытирать их, времени «на покушать» останется очень мало. В итоге успевают не все. В некоторых школах учителя просили детей приносить с собой влажные салфетки и вытирать ими руки перед едой, чтобы избежать очереди перед столовой и успеть поесть теплую еду. Но родители такие просьбы педагогов отметили как негативные.

Были жалобы и на то, что детям нечем руки вытереть. Наталия Киреченкова говорит, что члены Общественной палаты предложили школам покупать бумажные полотенца, но директора только отмахнулись: такого добра не накупишься, да и вопросов гигиены это не решит, потому что в итоге полотенца будут везде – на полу, на раковинах, вокруг столовой и в классных комнатах. К тому же это немалые деньги. В большой школе только на жидкое мыло и хозяйственные нужды в год уходит 500 тысяч рублей! Их школа вынуждена брать из внебюджетного фонда, если он есть и если его достаточно. Поэтому следующий важный вопрос в системе организации школьного питания: достаточно ли школам денег на хозяйственные нужды и откуда их брать? Кстати, в 102‑й школе около столовой установили сушилки, но высушить руки успевает не каждый, все спешат побыстрее покушать.

На вопрос, хватает ли вашему ребенку времени для приема пищи, родители из 19 школ ответили отрицательно. Разумеется, речь о самых крупных в городе школах. Два слова о том, как подводились итоги анкетирования. Так получилось, что в опросе упоминались практически все школы Воронежа. Но от одной могли ответить, например, 400 человек, а от другой – 100. Ответы определяли по «удельному весу», то есть в процентном соотношении от 400 или от 100.

Один из вопросов анкеты был о недельном меню: «Размещается ли на сайте школы меню на неделю?» Респонденты из 36 школ Воронежа ответили, что меню не размещается. Наталия Киреченкова решила проверить, действительно ли это так. И да, в большинстве случаев меню на самом деле отсутствовало или его оказалось очень сложно найти. По словам Наталии Сергеевны, это как раз тот случай, когда недостаток легко устранить, нужно просто разместить меню на школьном сайте в зоне доступа.

– Я думаю, что это очень правильное требование – меню должно быть доступно, а я как родитель должна понимать, что сегодня будут, например, макароны, которые ребенок не ест. Значит, надо дать ему с собой бутерброды. Пока в школах нет безлактозного питания или вегетарианского, но, возможно, и до этого дойдет, поэтому родителям необходимо видеть меню.

Был в анкете вопрос, на который в основном поступили положительные ответы, что очень обрадовало организаторов. Вопрос звучал так: «Удовлетворены ли вы санитарным состоянием столовой и качеством приготовления пищи?» К санитарному состоянию претензий почти не было, зато были к качеству приготовления. В 37 школах Воронежа, а это почти третья часть всех городских школ, на вопрос, нравятся ли вашему ребенку блюда, которые есть в меню школьных столовых, респонденты ответили «нет». Тут уже возникли вопросы у организаторов: это относится к качеству еды, ассортименту блюд или их приготовлению? Решили, что речь больше о качестве – меню похожи, ассортимент продукции тоже, а вот готовят везде по-разному и не обязательно вкусно. В ближайшее время члены Общественной палаты еще раз пройдут по школам, к которым в анкетах больше всего претензий. В декабре уже были рейды, обошли около 40 школ, и впечатления оказались довольно хорошими в отличие от обратной связи, которую давали родители. Наверняка новые визиты будут не лишними.

Татьяна МАСЛИКОВА

Для справки

С 1 сентября 2020 года Воронежская область дополнительно выделила 117 миллионов рублей на организацию бесплатного горячего питания учащихся с первого по четвертый класс. Из федеральной казны на эти цели выделено 280 миллионов рублей.

В 715 образовательных организациях Воронежской области свыше 100 тысяч учеников начальной школы обеспечены бесплатным горячим питанием.

В 563 школах работают собственные столовые полного цикла (повара в штате школ), в 152 – на аутсорсинге.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте