search
main
0

Что должно войти в закон о статусе педагога?

Событие недели. #ЗаконУчительскойГазеты

«Учительская газета» выступила с инициативой разработки и внесения в Госдуму федерального закона о статусе педагога, чтобы защитить учителей при исполнении ими своих обязанностей. Напомним, что инициативу уже поддержали заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, Общероссийский профсоюз образования, педагогические вузы, образовательные СМИ. Сегодня мы продолжаем обсуждение темы с экспертами и читателями. Что должно быть в законе о статусе педагога?

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики»:
– Про статус учителя дискуссии ведутся уже не один год. Я, конечно, поддерживаю любую инициативу в этом направлении. С моей точки зрения, прямыми запретами ничего не сделаешь. Нужно создавать соответствующие комиссии по разбору конфликтов в рамках школьного самоуправления. В них должны входить учителя, родители, старшеклассники. На мой взгляд, необходимо более жестко прописать позиции по разбору подобных конфликтов.

Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор школы №109, Москва:
– Я могу только порадоваться, что эту проблему стали обсуждать на таком высоком уровне. Сегодня педагогов действительно сделали представителями сферы обслуживания, где клиент всегда прав. Конечно, учителя тоже не идеальные люди, они могут ошибаться и поступать неправильно. Их не стоит защищать в любой ситуации. Например, когда преподаватель ведет себя грубо или провоцирует конфликты. Однако есть и другая сторона этой медали. Был замечательный поэт Дементьев, который написал: «Не смейте забывать учителей». Сегодня я бы перефразировал и сказал: «Не смейте унижать учителей». Униженный учитель никогда не воспитает действительно свободного ученика, который будет иметь чувство собственного достоинства.

Александр АДАМСКИЙ, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», главный редактор интернет-издания «Вести образования»:
– Это важное событие в образовательной политике России. Прежде всего потому, что общество выражает солидарность учителям и призывает государство принять законодательное решение. Решение, которое не на словах, а на деле поставило бы учителя на ту высоту, на которой сейчас стоят полицейские, государственные служащие, сами депутаты.

Призыв главного редактора «Учительской газеты» – крик о помощи униженного и беззащитного учительства, обреченного не только на бедность во многих регионах, но и на бесправие. Агрессия и хамство стали для наших детей «магнитом более притягательным», чем образцы доброты и справедливости. Школа и учитель не могут противостоять телевизору и улице, давлению надзора и контроля, царствующему в школе.
Мы надеемся, что инициатива старейшего и уважаемого педагогического издания России будет реализована.

Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор школы №548 «Царицыно», Москва:
– По-моему, нужно в целом вести разговор о социальном статусе гражданина Российской Федерации. Ведь врачей, водителей троллейбусов, дворников, продавцов тоже унижают и притесняют. Говорят, что у учителя связаны руки и он не может за себя постоять. Но и все остальные находятся ровно в тех же условиях. Неужели контролеры в электричке имеют больше прав, чтобы применить силу или ответить безбилетнику грубостью на грубость? Нет. Но если они становятся жертвами чьей-то агрессии, то имеет смысл посмотреть, а нет ли в их действиях признаков профнепригодности. Ведь хорошего инспектора ГИБДД, охранника супермаркета или стоматолога вряд ли кто-то станет обвинять, оскорблять и унижать, они просто не дадут повода. То же самое и с педагогами. По собственному опыту могу сказать, что хороших учителей, как правило, никто не оскорбляет. А вот кто подвергается нападкам, так это люди, не вполне профессиональные. И если так, то, наверное, им нужно задуматься о перемене места работы или сферы деятельности.

По мне, лучше бы учителям просто подняли зарплату до достойного уровня, это будет куда более эффективной мерой повышения их социального статуса.

Елена ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель истории и обществознания нижнемамонской школы №2, Верхнемамонский район, Воронежская область:
– Мы обсудили эту тему с коллегами и сошлись во мнении, что, действительно, вопрос о статусе педагога и принятии закона в защиту этого статуса более чем актуален. С отрицательными проявлениями мы сами сталкиваемся в обычной жизни, и в СМИ эта проблема обсуждается постоянно. Хотелось бы, чтобы в этом законе были прописаны статьи в защиту педагогов. Но как, например, прописать защиту от хамства? Как оно должно наказываться, и вообще хамство – это что, административный проступок? С другой стороны, сегодня в нашей стране много правовых документов, которые защищают права человека в принципе, поэтому очень обидно, что педагога приходится защищать как-то дополнительно. Но ведь что-то нужно делать, нужно менять ситуацию! Мы на днях получили письмо в ответ на нашу жалобу, которую направляли в комиссию по делам несовершеннолетних и в прокуратуру. Просили принять меры или как-то воздействовать на ученика, который даже не ругается, а разговаривает матом на уроках, во время общения с детьми и взрослыми. Знаете, что нам ответили? Что да, отдельные признаки правонарушения усматриваются, но в целом правонарушения нет, так как ребенок несовершеннолетний и так далее. Но все мы прекрасно понимаем, к чему может привести такая вседозволенность. Она провоцирует дальнейшее отрицательное поведение, и все только усугубляется. Причем жалко ведь не только учителя, а в первую очередь самого ребенка, что с ним будет дальше?! Поэтому не хотелось бы приравнивать статус педагога к статусу работника правоохранительных органов, но аналогия возникает сама собой. Правоохранители сегодня – одна из самых защищенных категорий нашего общества, видимо, настало время распространить подобную защиту и на педагогов.

Елена МИХАЙЛОВА, учитель математики, Великий Новгород:
– Боюсь, в сельской местности закон о статусе педагога по многим позициям станет пустым звуком. Закон призван установить права, социальные гарантии и ограничения, обязанности и ответственность педагога. Возьмем конкретный пример. Очевидно, недопустимым является привлечение педагога к видам работ, не связанным с его профессиональными обязанностями. А реалии таковы, что одна моя знакомая, директор сельской школы, сама полы моет в своей школе – приходит пораньше, чтобы никто не увидел. Таким образом, закон ее защитит, но она сама ему не может подчиниться. Или другой пример. Закон может прописать материально-техническое обеспечение и создание необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности педагога. А в реальности во многих сельских школах даже Интернет не работает. Что бы я точно включила в закон? Положение о защите прав учителя на уважение со стороны учеников и родителей. Эта проблема назрела и в городе, и на селе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте