Ответ на этот вопрос искали московские педагоги на очередном «Родительском собрании» радиостанции «Эхо Москвы».
Алексей МУРАНОВ, заместитель директора Центра образования №1811 «Измайлово», руководитель начальной школы:В этом году в Москве взяли всех детей, которые хотели поступить в ту или иную школу. Там, где школа не могла взять всех желающих – не было мест, открывали дополнительные классы, и таких случаев было много. У нас в начальных классах 120 детей. Есть нормы СанПиН, которые предполагают – не более 25 детей в классе. Раньше дети приходили в первый класс, ничего не умея. Но всех всегда шокировало, если ребенок не умел говорить. Уметь говорить – это сложный навык, поэтому мы говорим родителям, чтобы загодя подготовить ребенка к школе, нужно с ним много говорить, обсуждать, слушать его, задавать ему вопросы. Дети должны говорить как можно лучше, как можно больше знать слов. Мы говорим, что хорошо, когда ребенок умеет читать и писать, но, строго говоря, даже говорить он не обязан. Сама идея раннего развития, если мы учим только буквы (то есть прочти и не пойми), – это зло, самое главное – понимать текст. Читать научатся все, а научить читать с точки зрения понимания прочтенного текста, думать над ним предстоит учителю. Писать тоже научатся все, но важно не просто выводить буквы, а придумать собственный текст. Поэтому методик, как научить простым вещам, полно, а как сложным – мало.Дети бывают разные, кому-то в первом классе в 7 с чем-то лет учиться тяжело, а кому-то и в 6,2 нормально.Ребенок уже рождается с желанием учиться, главное – это желание не убить, а дальше школа, родители, весь окружающий мир помогают ему учиться.Михаил ЩИЦЕВАЛОВ, учитель подготовительной и начальной школы:За последние 10 лет все, что было предположительным, возможным, стало обязательным. Дети, которые не умеют писать и читать к 6-7 годам, если судить по Москве и Московской области, встречаются в наше время довольно редко. Мне кажется, что возникает такая ситуация, когда родители, у которых дети в 5 лет не умеют читать или писать, чувствуют смутное беспокойство: у соседей мальчик уже читает, в школе сказали, что это будет учитываться при приеме, нагнетается обстановка со стороны школы, со стороны родителей.Внутри школы есть учителя, к которым больше хотят попасть, к которым меньше, при этом возникают неформальные требования. Так всегда было, поэтому оценка способностей детей до сих пор влияет на то, куда они попадут, как и к кому.Что должен и что может сегодня знать, уметь среднестатистический ребенок в 6-7 лет? Знать алфавит, уметь читать хотя бы по слогам, определять звуки в слове, составлять предложения из 3-4 слов, описывать картинки, считать до 10 и обратно, складывать и вычитать до 10. Но эти требования настолько пересекаются с тем, что мы должны дать в первом классе, что половина подготовки к школе накладывается на 1-й класс.Если научить ребенка читать в 3 года, то к 6 он будет читать как взрослый, у него могут быть проблемы со зрением – читать-то он умеет, а зрительный аппарат к этому еще не готов.Если мы направим методики раннего развития на расширение его кругозора, то это будет ему во благо.Родители могут даже не учить писать, а укрепить ребенку руку с помощью мозаики, лепки, рисования. Критерием готовности ребенка к 1-му классу может стать не умение считать, писать, а умение взаимодействовать с другими в коллективе, психологическая, эмоциональная, физическая готовность.Девочки и мальчики взрослеют по-разному, девочки – быстрее, поэтому я советовал бы отдать девочку в школу в 6,5 лет, а мальчика – в 7,5.Татьяна ЖИГУЛОВА, учитель начальных классов Центра образования №109:Федеральные образовательные государственные стандарты предусматривают, что уже в первом классе дети должны работать на макбуках, выкладывать свои работы в информационное пространство. В первую очередь это нагрузка на родителей. Родители пока еще в силе, пока молодые, хорошо помогают своим детям, ведь учитель не всегда в состоянии помочь каждому ребенку при том количестве первоклассников, которое приходит, хотя мы все к этому очень стремимся. Практически все дети сейчас могут обучаться в школе, которая стала школой равных возможностей. У нас в школе учатся дети с нарушениями опорно-двигательной системы, лично у меня учились ребята с инсулинозависимым диабетом, сейчас у меня в классе обучаются первоклассники с лейкозом. Мы обучаем любых детей, с любыми диагнозами, так как родители имеют право отдать ребенка в общеобразовательные классы, несмотря на очень серьезные заболевания. В позапрошлом году у нас было 8 четвертых классов в параллели, в прошлом году мы набрали только 4 первых класса, так как стало понятно, что школа перегружена. В классах все равно много детей, но это определенные трудности новых стандартов, так как посадить такое количество детей за макбуки трудно, но мы справляемся.Я хочу успокоить родителей. Когда дети приходят в первый класс, дух соревнования у них сильно развит. Главное – научить ребенка общаться. Если он не будет замкнутым, то обязательно «возьмет» эту программу, хотя ни один взрослый не в состоянии освоить ту фонетику, которая идет в первом классе, – редуцированные гласные, твердые и мягкие шипящие. Родители думают, что не смогут чему-то научить своего ребенка до школы, что научат его неправильно. Неправильно тогда, когда дети читают по буквам, не соблюдают пауз, интонаций.Мой совет родителям: не надо хватать звезд с неба, просто позанимайтесь с ребенком в игре. Сейчас огромное количество развивающих игр, игр нашего детства, выпущенных в новом формате. Можно ведь все построить в виде игры, это будет иной подход.Родителям не нужно бояться того, что детям нужно освоить какие-то сложные понятия. Играйте вместе с ними, и ребенку уже будет в 2 раза интереснее. Главное – научить ребенка учиться, делать это всей семьей, играючи, лепить свой маленький мир, и если так заниматься, то никакой 1-й класс не страшен.
Комментарии