В нынешнем учебном году в восьмой класс пришла новенькая, Карина К. Оценками девочка не блистала, но благодаря модной одежде и активному поведению быстро стала «звездой» среди старшеклассников. Классная руководительница случайно узнала, что в предыдущей школе Карина спровоцировала конфликт, который чуть не довел до самоубийства одноклассницу. Скандал тогда удалось замять благодаря влиятельным родственникам Карины. Но в новой школе девочка опять начала вести себя вызывающе, под ее влиянием в классе стал процветать буллинг. Что же делать молодой классной руководительнице, начинающему педагогу? Еще, как назло, и психолога в школе нет: недавно уволилась, а замену пока не нашли…
В основе кейс-технологии в педагогике всегда лежат факты, которые могут произойти в реальной жизни. И история Карины К., ставшая текстом кейса, хотя и выдумана, но вполне реалистична.
Новый учитель, пришедший недавно в класс, ставит много двоек и троек, и обеспокоенные родители решили написать по этому поводу письма к руководству школы и в Рособрнадзор.
Тихого мальчика в классе унижают, но однажды этот робкий парень вступился за классную руководительницу, которую изводили ребята.
Родителям не нравится «дистанционка», и они написали жалобу с требованием перейти на очную форму обучения, о такой возможности родительский комитет узнал из сети Интернет и уверен, что действует в рамках закона. Эти и другие актуальные жизненные ситуации, смоделированные в кейсах, обсуждали участники педагогического марафона, состоявшегося в конце ноября в Великом Новгороде.
Инициатором марафона, длившегося пять дней, стал Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Мероприятие приобрело уникальное значение благодаря комплексу рассматриваемых проблем и диапазону творческих площадок, а также числу участников. В очной и дистанционной формах в марафоне приняли участие представители системы образования из Великого Новгорода, Ярославля, Смоленска, Пскова, Кирова, Санкт-Петербурга, Геленджика, Армавира, Киргизской Республики.
– Основная цель марафона – помощь выпускникам педагогических направлений вузов, – рассказала корреспонденту «Учительской газеты» начальник управления развития компетенций НовГУ Инна Андреянова. – Ежегодно высшие учебные заведения страны выпускают педагогов, но не секрет, что до пятидесяти процентов из них не трудоустраиваются в системе образования. При этом, например, у нас в Новгородской области постоянно поступают запросы из города и районов о том, что в школах не хватает кадров. Но выпускники педагогических направлений НовГУ, как и других вузов, либо идут в школу ненадолго, либо вовсе туда не идут. И здесь играет роль не только материальная мотивация. Зачастую срабатывают психологические барьеры. Молодым специалистам в школе приходится общаться с большим количеством современных детей, которые отличаются непростым поведением. Современные родители ведут себя активно и зачастую вмешиваются в образовательный процесс. Как грамотно поступать в таких условиях молодому педагогу, как преодолеть психологические барьеры? Мы решили помочь решить эту серьезную проблему. И идея переросла рамки одного университета, объединив представителей систем образования нескольких регионов. Нашей целью стал сбор лучших практик в этом направлении.
Педагогический марафон в Великом Новгороде сумел собрать на своих этапах представителей всей цепочки «вуз – специалист – работодатель». Студенты педагогических направлений общались на площадках марафона с молодыми учителями, недавно пришедшими в школы региона. Сближающим форматом стала общая проектная работа. Цель – показать студентам, что быть учителем не страшно, а интересно, что другая молодежь это уже делает, и у нее это получается. Так была выбрана форма кейс-чемпионата. В составе кейс-команд объединились студенты, молодые учителя, преподаватели НовГУ и работодатели, представители школ. Команды на основе заданий кейсов размышляли над проблемами системы образования, разрабатывали техники взаимодействия с лидерами мнений среди школьников, коллегами-учителями, родителями учащихся.
В рамках марафона также прошли форсайт по теме развития сферы образования и лекции, посвященные основной задаче встречи. Новгородские ученые выбрали темами лекций компетенции педагога ХХI века, траекторию профессионального развития современного учителя, школу будущего. Вятский государственный университет представил на марафоне лекцию о структуре современного креативного урока. Психолого-педагогическая компетентность стала темой онлайн-лекции Ярославского государственного университета. Инна Макуха, представитель Армавирского юридического техникума, победитель Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв»-2021, председатель регионального УМО Краснодарского края «Информатика и вычислительная техника. Информационная безопасность», провела мастер-класс «Современные цифровые инструменты в педагогической деятельности». Педагог отметила, что в образовании, как и в бизнесе, использование цифровых технологий дает мощное конкурентное преимущество. В ходе мастер-класса участники рассмотрели составление заданий в Minecraft, создание квеста на базе образовательной платформы Learnis и получили другие разнообразные навыки.
Важной и резюмирующей частью марафона стал круглый стол, собравший представителей систем образования разных регионов. Участники поделились своими практиками и предложениями по решению вопросов кадровой обеспеченности школ. А они оказались довольно разнообразными.
Так, Смоленский государственный университет готовит для представления губернатору своего региона программу, содержащую новые подходы к профориентации будущих педагогов. Программа включает в себя открытие психолого-педагогических классов в отдельных муниципальных образованиях, перестройку подготовки будущих педагогов с целью создания условий более раннего их трудоустройства в школах, обучение действующих управленцев школ в специальной проектной магистратуре. Предполагается, что программа будет закреплена в рамках отдельного соглашения и получит «дорожную карту» реализации.
В Кирове Центр содействия трудоустройству Вятского государственного университета провел масштабное исследование кадровой ситуации в школах. ВятГУ предлагает закреплять студентов во время практики за учителем или классом для регулярного взаимодействия. Кировчане создают коворкинги, базовые кафедры в школах, центры практической подготовки педагогов.
Одним из способов решения кадровой проблемы здесь также считают педагогические классы и комплексную работу по профориентации со школьниками. На базе вятского университета действует коворкинг-клуб «T&T (Наставник & Учитель)» для молодых педагогов и студентов. По результатам этого проекта планируется издать «Навигатор успешного учителя» – методический сборник для помощи в разрешении трудных ситуаций в педагогической практике.
Великий Новгород поделился на круглом столе практикой Регионального института профессионального развития. Здесь действует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства, образована Ассоциация молодых педагогов Новгородской области, обучаются специальные тьюторы, организованы школы наставничества, различные курсы и тренинги.
Институт проводит исследования, чтобы выявить проблемы и потребности учителей, получает от них обратную связь. На базе МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов» действует Школа молодого специалиста. Ежегодно проводится форум молодых специалистов сферы образования Великого Новгорода. Создаются групповые проекты с участием молодых учителей. Александр Ширин, директор Института непрерывного педагогического образования НовГУ, рассказал участникам марафона об образовательных возможностях для будущих и действующих педагогов.
Заместитель начальника Управления образования администрации города Пскова Галина Козеряцкая высказала на круглом столе идеи по решению проблемы нехватки педагогических кадров в рамках стратегии развития городской системы образования. Псковичи считают необходимыми мерами четкое разграничение обязанностей родителей и образовательных организаций, повышение количества часов активной педпрактики во время обучения, повышение уровня нормативной грамотности молодых специалистов. Из активного инструментария псковской системы образования можно отметить советы молодых педагогов, школы наставничества, проект «Взаимообучение городов», педагогические классы.
Инженерно-технологическая школа №777 Санкт-Петербурга поделилась своим опытом внедрения современных технологий в образовательный процесс. По мнению петербуржцев, высокотехнологичная образовательная среда, интерактивное, цифровое и виртуальное взаимодействие педагогов с учениками позволяют сделать обучение более эффективным, но требуют повышения профессионального роста педагогов. В связи с этим проводятся обучение педагогического коллектива, семинары, методические погружения.
Подводя итоги, участники круглого стола отметили, что для поддержки молодых педагогов необходимы такие меры, как высокие педагогические стипендии, социальный пакет, реальное наставничество, разграничение ответственности родителей и ответственности образовательной организации, применение технологии непрерывной практики студентов в школах, повышение квалификации молодых педагогов по работе с детьми с ОВЗ, с иностранными обучающимися, расширение участия педагогов-практиков в образовательном процессе вуза. Ведь стоит задача не только привлечь молодежь в школы, но и удержать ее. Для этого нужна системная аккумуляция всех имеющихся ресурсов – государственных, региональных, локальных.
Доцент кафедры педагогики и методики начального образования НовГУ Ольга Тимонина являлась наставницей команды, выигравшей кейс-чемпионат в рамках марафона. Ольга Юрьевна обобщила мнение студентов о полученном опыте:
– В структуре НовГУ и в нашем регионе есть три педагогических колледжа. Их выпускники тоже приняли участие в нынешнем педагогическом марафоне. Студенты и молодые педагоги получили уникальную возможность пройти в рамках марафона обучение по дополнительной программе повышения квалификации «Компетенции современного педагога: теория и практика».
Участники слушали лекции известных профессоров, академиков, докторов наук, проходили мастер-классы, обретая новые и актуальные компетенции, участвовали в форсайт-сессиях, обсуждая проблемы и перспективы регионального образования. После марафона те, кто учится и параллельно работает в школе, вместе с дипломом о высшем образовании получат сертификат о прохождении курсов повышения квалификации. А это значит, что будет выполнено одно из условий, необходимых для получения категории. Те же участники, кто уже окончил вуз или педагогический колледж, получили сертификаты о повышении квалификации сразу же в последний день марафона. Все студенты оценили марафон положительно. Это очень интересная, интерактивная, полезная и перспективная форма работы. На мой взгляд, такой опыт имеет большой потенциал!
…А что же делать с Кариной К.? Как были решены эти и другие кейсы, над которыми размышляли участники марафона?
Каждая команда увидела решение проблем по-разному. И это неудивительно. Ведь у каждого педагога – начинающего или опытного – свои багаж знаний, опыт, навыки работы с детьми и даже характер. Столь же различны и дети, и классные коллективы. Так что для конкретной ситуации, пожалуй, не существует универсального решения. Но если вы учитель со стажем и видите, что ваш молодой коллега встал в педагогический тупик, не проходите мимо, попробуйте ему помочь! Быть может, именно ваша поддержка удержит его в школе.
Светлана ПОТАПОВА, фото автора
Комментарии