На прошлой неделе в российских школах сдавали базовый ЕГЭ по математике. Экзамен был пробным и добровольным. Если школа решала принять участие в апробации, она по интернету получала КИМы, причем заодно испытывали и систему генерации вариантов – для каждой школы он создавался автоматически из банка задач.После обработки результаты стали доступны только школам-участникам. По итогам будет опубликована только общероссийская статистика – никакого сравнения школ и регионов. Такая математическая проба не грозила ни обструкциями для директоров и педагогов, ни стрессами для учеников. Цель была в другом – еще на старте учебного года дать возможность выпускникам испытать себя на базовом экзамене. Получить информацию для выбора – какой экзамен сдавать – базовый или профильный. Или даже пойти на оба – такая возможность тоже есть.
Мы попросили экспертов рассказать об итогах апробации, а также о том, что даст разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.Сергей КРАВЦОВ, руководитель Рособрнадзора:
В этом учебном году можно будет сдать или базовый уровень, или профильный, или оба сразу
– В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации по предложению Ассоциации учителей математики и после обсуждения с учителями и экспертами, ЕГЭ по математике решено разделить на базовый и профильный уровни.
Экзамен базового уровня не является облегченной версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики. Базовый уровень будет содержать задания, которые необходимы выпускнику школы, чтобы использовать математический аппарат в повседневной жизни: проводить простейшие расчеты, оценку и прикидку, логически рассуждать, действовать в соответствии с несложными алгоритмами, использовать для решения задач учебную и справочную информацию, решать в том числе сложные задачи, требующие логических рассуждений.
Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, не переводятся в стобалльную шкалу и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы. Эти результаты позволят выпускнику получить аттестат и поступать в вуз по некоторым гуманитарным направлениям, где не требуются результаты ЕГЭ по математике
Более сложный, профильный, ЕГЭ ориентирован на тех, для кого математика – один из вступительных экзаменов в вуз. КИМы ЕГЭ профильного уровня созданы на основе экзаменационной модели ЕГЭ 2014 года и проверяют умения выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами, строить и исследовать математические модели. Результаты профильного ЕГЭ по математике оцениваются в стобалльной системе и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.
В этом учебном году можно будет сдать или базовый уровень, или профильный, или оба сразу.
Иван ЯЩЕНКО, руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, директор Центра непрерывного математического образования:
Желание думать – лучший помощник на экзамене!
В апробации базового ЕГЭ по математике приняли участие 15 000 школ России и почти 300 тысяч одиннадцатиклассников – больше трети всех будущих участников ЕГЭ.
Не набрали ориентировочный аттестационный порог в 7 задач из 20 чуть более 10% участников. Сделали менее 10 задач почти 30%, лишь небольшое число из них планирует поступать в вуз, где требуется математика. Для этой группы ребят введение базового экзамена как раз шанс не потратить зря 11-й класс на натаскивание на «непонятные задания». И здесь очень важный момент. Школы, учителя должны не отмахиваться от проблемы, говоря, что, мол, сами виноваты, раньше надо было лучше учиться. Ведь в этой ситуации есть, как правило не только вина ученика, но и вина школы. Часто кивают на программы и учебники и в течение многих лет, ученика, который слабо владеет материалом иногда 6-го класса, продолжают «грузить» материалом, который «положен по программе», не взирая на неготовность к его изучению (более четверти участников апробации ошиблись в операциях с дробями, треть – неуверенного работает со степенями, почти 27% участников апробации не сделали задачу на прикидку порядка величины – то есть у них не выработано «чувство числа»). И, если школа займется именно исправлением этих проблем, организует занятия по специальным программам, то можно будет совместить качественную подготовку к экзамену с изучением математики, развитием логического мышления. И, эти занятия можно сделать понятными и интересными!
С другой стороны, приятно отметить, что более трети ребят сделали 19 задачу, чуть меньше трети и 20 задачу, то есть у многих не удалось убить желание думать! Кстати, не все решившие 19 или 20 задач набрали большое количество баллов, это означает, что материал освоен не очень, а мышление у ребенка неплохое!
Таким образом апробация показала, что базовый ЕГЭ, это не экзамен \”подогнанный под фактический низкий уровень, чтобы только сдали\”, а испытание, к которому реально подготовиться за оставшееся время. При этом базовый ЕГЭ – достойный ориентир, для освоения математики, как теми, у кого низкий фактический уровень, так и теми, у кого он неплохой, но дальнейшие планы просто не связаны со специальностями, где требуется высокий балл по ЕГЭ по математике.
Решите с учениками! Вариант базового ЕГЭ по математике. 20 задач.
Официальная шпаргалка! Этими справочными материалами можно будет пользоваться на базовом ЕГЭ по математике.
Внимание! Подробности о причинах разделения ЕГЭ по математики на базовый и профильный уровни, о том, как эффективнее готовиться к экзамену, и каковы главные итоги апробации базового уровня, читайте в интервью с Иваном Ященко в «Учительской газете» № 43 от 28 октября 2014 года.
Фото Марии Голубевой, из фотоархива Рособрнадзора и Ольги Максимович
.
Комментарии