search
main
0

Что было и что будет

О главных образовательных итогах 2018 года и прогнозах на 2019 год

2018 год был урожайным на события в образовании. Разумеется, они различны по своей значимости и масштабности, в числе главных – майский «суперуказ» Президента РФ Владимира Путина, нацпроект «Образование», разделение Минобрнауки… Объединяет все эти события – большие и малые – то, что они направлены на повышение качества образования, на совершенствование системы учительского роста и в конечном итоге на возможность получения равного, доступного и качественного образования в любой точке России. Своим мнением об итогах 2018‑го и прогнозах на 2019 год делятся ведущие ученые, государственные деятели, общественные деятели и известные педагоги.

Вячеслав НИКОНОВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, доктор исторических наук, декан факультета государственного управления МГУ:
Налицо явная недофинансированность

Самое главное событие в сфере образования в 2018 году – конечно же, реорганизация Министерства образования и науки. Если в прежней Государственной Думе было два комитета по науке и по образованию на одно министерство, то сейчас на один Комитет по образованию и науке в Госдуме у нас Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор и еще дополнительно Росмолодежь. Поэтому организационно нам стало работать значительно сложнее. Про эффективность же всего этого говорить пока рано, но то, что выстроить оперативное и конструктивное взаимодействие с разными структурами довольно сложно, – это факт.
В следующем году самым главным законопроектом, безусловно, будет федеральный закон «О науке». Обсуждать его мы начнем где-то с середины года.
Что же касается нацпроектов, то о них мы всегда вспоминаем, когда разговор заходит о бюджетировании. У нас есть замечания к этим проектам, мы их высказывали на заседаниях комитета, когда обсуждались бюджеты нацпроектов и вообще вопросы финансирования образования и науки. Там действительно налицо явная недофинансированность по целому ряду направлений, связанных с реализацией президентских указов.

Виталий РУБЦОВ, доктор психологических наук, президент Московского государственного психолого-педагогического университета:
Необходимо переосмыслить роль школы и вуза

Трудно назвать какое-то одно явление минувшего года, потому что на ум приходят не события, а тенденции. Так вот, главной тенденцией в 2018 году стало стремление понять престиж российского образования, пересмотреть подходы к педагогическому образованию, а также серьезно переосмыслить роль школы и вуза в обучении и воспитании российских граждан. Мы видим, что очень многие проблемы нашего общества так или иначе связаны с уровнем квалификации людей, которые работают с нашими детьми. И, чтобы обеспечить более высокое качество их деятельности, вводятся такие новшества, например, как Национальная система учительского роста.
Собственно, в 2019 году мы как раз и должны почувствовать довольно явственные результаты осмысления существующих проблем на всех уровнях. Благо что профессиональным сообществом накоплено большое количество предложений, и теперь необходимо перейти от локальных решений к конкретным делам в масштабах всей страны.

Александр АСМОЛОВ, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В.Ломоносова, член редакционного совета «Учительской газеты», академик РАО:
Унификация учебников недопустима

Самым громким событием в образовании я считаю речь главы государства, который в конце 2018 года сказал, что унификация учебников в российском образовании недопустима, потому что такая политика неминуемо ведет к уничтожению вариативности образования. Ведь вариативность, по сути, и есть источник качественного образования. Из этого можно сделать вывод, что президент не доволен той политикой, которую проводит сегодня Министерство просвещения. Кроме того, из этого следует, что в образовании неуместна формула «кто платит деньги, тот и заказывает музыку», иными словами, бизнес не может и не должен определять, какие учебники и в каком количестве нужны образованию, это прерогатива людей, непосредственно и напрямую связанных с преподаванием и работой с детьми.
По контрасту с тем, что было раньше, эта речь Владимира Путина имеет особый вес и особую значимость. Поэтому я считаю это самым крупным событием минувшего года, по крайней мере, идеологически это так. А все то, что было на протяжении 2018 года, будь то слияние или разделение тех или иных ведомств, это все административные игры, которые ведут в никуда.
А в 2019 году фактически будет решаться вопрос, быть или не быть российскому образованию как таковому. Если оно станет развиваться как образование, отвечающее на вызовы неопределенности, сложности и разнообразия, тогда его ждет одна судьба. Если же оно и дальше будет продолжать идти вперед с головой, повернутой назад, как это было в последние годы, когда все вдруг запели аллилуйю Сталину и начали ностальгировать по архаике, тогда это приведет к полному параличу всей системы образования и, как следствие, будет означать прекращение развития.
Чтобы этого не произошло, нужно, во-первых, четко разрабатывать новое поколение уже существующих инновационных федеральных стандартов школьного образования, а во-вторых, подготовить управленческую элиту, которая способна принимать решения, адекватные времени. В противном случае все мы окажемся в арьергарде мирового прогресса.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
Образование не самоцель, а драйвер развития и фундамент счастья

Если будущий Карамзин соберется написать «Историю образования российского», 2018 год займет в ней почетную главу. Решения, принятые в минувшем году, кардинально изменят всю систему обучения – от яслей до переобучения людей предпенсионного возраста.

Первыми вехами стали результаты «группы Фурсенко», созданной Администрацией Президента РФ, и основанный на них доклад ЦСР и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования». И они сами, и дебаты вокруг них существенно повлияли на майский указ президента, на основе которого приняты нацпроект «Образование» и входящие в него федеральные проекты. Но важны не документы, а изменение отношения к роли образования. Оно больше не «вещь в себе», оцениваемая с точки зрения улучшения материального оснащения школы или качества преподавания отдельных предметов. Теперь имеет значение, что оно дает обществу, экономике, каждому человеку, может ли помочь в ответе на вызовы, стоящие перед страной, выдержит ли глобальную конкуренцию. Поиск тех элементов человеческого капитала, что станут драйверами развития страны.
Впервые, несмотря на все бюджетные ограничения, в качестве государственного приоритета выделены раннее развитие детей и психолого-педагогическое сопровождение молодых семей. Наша система дошкольного образования одна из самых сильных в мире, и не хочется ее потерять. В 2018 году мы все вместе согласились с тем, что образование начинается не с младшей группы детского сада, а с самого рождения, и ответственность за него лежит на нас всех.
В прошлом году сделаны первые шаги по цифровизации образования: в нацпроектах «Цифровая экономика» и «Образование» определены конкретные направления работы в этой области на ближайшие годы. Это высокоскоростное подключение школ к Интернету, формирование единой интерактивной образовательной среды, доходящей до каждого ученика и включающей каждого учителя. Будут создаваться цифровые образовательные ресурсы нового поколения – интерактивные учебники и задачники на основе искусственного интеллекта, учебные и проф­ориентационные симуляторы, а это и персонализация обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), и повышение мотивации школьников (интерактивные учебные материалы, обучающие игры «подлаживаются» под интересы и скорость освоения каждого ребенка и делают процесс обучения увлекательным), и облегчение рутинной деятельности педагогов (мониторинг, отчетность, проверка работ).
Для высшей школы главным событием года стал старт дискуссии о трансформации системы госаккредитации. Сегодня рынок высшего образования в большой степени расчищен, достаточно сказать, что число филиалов и негосударственных вузов, с которыми традиционно ассоциировалось псевдообразование, сократилось по сравнению с 2010 годом в несколько раз, остались только те, которые конкурируют по качеству с головными вузами. Можно сказать, что на рынке присутствуют в основном добросовестные участники. Новые правила должны быть релевантны более высокому качеству образования, а система должна не только стать проще и прозрачнее, но стимулировать вузы постоянно улучшать свои программы.
2018 год – юбилейный. Системе дополнительного образования исполнилось сто лет. Солидный возраст не мешает задавать тон всем уровням образования, как для тех, кто сидит за партой сейчас, так и для тех, кто давно ушел со школьного двора. Благодаря федеральному проекту «Новые возможности для каждого» вокруг университетов появятся современные центры обучения взрослых, будет разработан механизм признания образования, полученного самостоятельно.
В Новый год хочется говорить только о хорошем, но есть, увы, стратегически важные задачи, которые пока решить не удалось. Тема сокращения образовательного неравенства и борьбы с «неуспешными» не нашла отражения в официальных документах. А ведь до трети выпускников средней школы некомпетентны в ключевых предметах или имеют большие проблемы с самопрезентацией. В итоге 2,5 миллиона молодых людей просто не могут интегрироваться во взрослую жизнь. Но в этом вопросе мы возлагаем большие надежды на 2019 год. Меры по преодолению неуспешности должны появиться в итоговых версиях проектов «Современная школа» и «Успех для каждого ребенка».
А если говорить об итогах года для каждого конкретного человека, то хочу отметить, что Россия все больше приближается к экономически развитым странам. Процесс получения образования не заканчивается в юном возрасте, а продолжается всю жизнь, повышая компетенции и позволяя полнее реализовать себя, а значит, развивать экономику страны и чувствовать себя востребованным и счастливым.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание», член Центрального штаба ОНФ:
Главная задача – выравнивание возможностей

Одно из главных событий в сфере образования – майский «суперуказ» президента, который определил амбициозные цели для нашей образовательной системы на ближайшие шесть лет. Другое событие – последовавшее за указом изменение системы государственного регулирования в образовании. Теперь достижение поставленных целей во многом зависит от слаженного взаимодействия Министерства просвещения и Министерства высшего образования и науки. Приоритетный вопрос для Минпросвещения – выведение российской школы в десятку лучших в мире. Минобрнауки поручены разработка прорывных технологий, повышение значимости российской науки в мировом сообществе. Но есть и задачи, над которыми ведомства должны работать совместно, в том числе создание системы непрерывного профессионального образования. Пока же разрыв между образовательными организациями и работодателями в оценке готовности выпускников к самостоятельной работе растет.
В целях его сокращения в Государственную Думу в прошедшем году нами был внесен законопроект о расширении практической подготовки обучающихся. Также в рамках законопроекта предлагается детально регламентировать вопросы сетевой формы реализации образовательных программ. Мы ожидаем, что эти поправки дадут вузам, колледжам, школам, предприятиям новые возможности для взаимодействия. Должна усилиться связь образовательных организаций и работодателей.
Другой важной законодательной инициативой этого года стал законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Он должен закрепить механизм персонифицированного финансирования в образовании и уже одобрен Госдумой в первом чтении. Система именных сертификатов проходит апробацию в 20 регионах страны в рамках дополнительного образования, ее возможностями пользуются 400 тысяч детей. Внедрения персонифицированного финансирования особенно ждут родители дошкольников, чтобы получить возможность оплачивать частный детский сад бюджетными деньгами, многодетные семьи и семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью, это поможет существенно снизить нагрузку на семейный бюджет.
2018 год в нашей стране был объявлен Годом волонтера, мы приняли соответствующий закон, добровольческое движение приобрело черты массового явления. Благодаря образовательным волонтерам проекта Общероссийского народного фронта «Равные возможности – детям» был совершен большой рывок в обеспечении доступности детских кружков и секций. На конец 2018 года в рамках проекта открыто 885 бесплатных кружков в 83 регионах страны с общим охватом 20 тысяч детей. Федеральным проектом «Социальная активность» предполагается создание сети центров поддержки волонтерства на базе школ, НКО, государственных и муниципальных учреждений. Эксперты ОНФ внесли в Министерство просвещения предложение также включить в этот перечень и вузы в целях обеспечения комплексного решения задач развития волонтерства.
В минувшем году особо остро встал вопрос нехватки школьных учителей, и развернувшаяся дискуссия вышла далеко за рамки педагогической среды. Очевидно, что сейчас, когда проблема наконец признана, ее необходимо решать в кратчайшие сроки. А значит, в 2019 году мы будем работать над механизмами нормализации оплаты труда педагогов и снижения бюрократической нагрузки. Также нерешенной остается задача детализации содержания образования.
Но это не единственные угрозы на пути вывода российской школы в десятку лучших в мире. Продолжается процесс закрытия сельских школ. По данным Росстата, за последние 6 лет число таких школ в стране сократилось больше чем на четверть. Это пугающие цифры, особенно учитывая значительную долю сельского населения в России. Исчезают малокомплектные школы по всей стране. Сильный отклик в обществе вызвали случаи в Псковской и Волгоградской областях, Алтайском крае. Жители последнего были вынуждены обратиться по прямой линии к президенту страны. Только после этого их услышали. Школа – это центр культурной и интеллектуальной жизни на селе. Федеральным проектом «Современная школа» предусмотрено создание 24 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках. Но сегодня в ряде муниципалитетов мы видим совершенно противоположные процессы, хотя президент уже неоднократно отмечал, что сокращать инфраструктуру села нельзя, а Счетная палата указывала на непродуманность и, главное, на неэффективность проводимой оптимизации.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предполагает учет потребностей и возможностей детей различных категорий, а значит, это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья, и ребят из села, и подростков, которые попали в деструктивную среду… Поэтому в 2019 году наша основная задача – выравнивание возможностей получения образования, социализации и развития для российских детей по самой высокой планке.

Алихан ДИНАЕВ, учитель обществознания математической школы №1 им. Х.И.Ибрагимова, преподаватель образовательного центра «Открытие», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, Грозный, Чеченская Республика:
Я большой оптимист

Разумеется, для меня главным событием года стал Всероссийский конкурс «Учитель года России»-2018, затмивший все другие большие и малые события. Победа в этом конкурсе стала настоящим праздником для всей Чеченской Республики. И эти слова совершенно не являются преувеличением.
Система образования республики долго шла к этому. Поэтому победа, безусловно, стала общей, а радость от нее разделяют все, начиная от главы ЧР Рамзана Кадырова и министра образования и науки ЧР Исмаила Байханова и заканчивая абсолютно не знакомыми мне людьми, которые подходят на улице, поздравляют и благодарят.
Событием года со знаком «минус» стали многочисленные случаи насилия со стороны учащихся в отношении учителей и одноклассников, а также не менее редкие ситуации, когда учителя позволяли себе рукоприкладство в отношении детей и оскорбления в их адрес. Нам всем необходимо работать над тем, чтобы улучшить психологическую атмо­сферу в школах, работать над собой, работать с детьми, родителями, коллегами. Иначе новых трагедий нам не избежать.
Что ожидаю от 2019 года? Да простят меня читатели, но я снова напишу о конкурсе «Учитель года России». Но только уже 2019 года, который по положению о конкурсе должен пройти в сентябре – октябре в Грозном. Не буду скрывать, у многих из нас захватывает дух даже от одной мысли, что в республике соберется весь цвет педагогического сообщества, лучшие учителя со всей страны.
Ожидаю, что в 2019 году будут приняты новые ФГОС. Мне очень хочется, чтобы окончательно прояснились вопросы по поводу нового обязательного ЕГЭ по истории и концепции преподавания обществознания.
Я большой оптимист, поэтому уверен, что новый год станет еще одним серьезным шагом в развитии российской школы и достижении нами самых высоких целей.

Оксана РЕШЕТНИКОВА, директор Федерального института педагогических измерений:
Жду подтверждения слов мудрых ученых

Самым ярким событием 2018 года лично я считаю некоторое реформирование системы управления образованием страны, а также связанные с этим ожидания. Ведь реформы, как известно, проводят с целью улучшения, повышения эффективности. Поэтому все мы как раз и ждем, что получится в результате. Но, безусловно, это было самым ярким и неожиданным решением государственных мужей. Сейчас происходит становление новых структур, возникших на фундаменте старого Министерства образования и науки РФ, им еще нужно какое-то время, чтобы наладить взаимодействие друг с другом и с иными государственными структурами, работая на достижение общего результата – повышение качества управления образованием и качества самого образования. И я с интересом жду, когда все это начнет проявляться, когда все увидят и ощутят этот результат.
Правда, если честно, я не видела каких-либо серьезных предпосылок для столь неожиданной реформы. Вроде бы и состав Минобрнауки за период его существования с 2004 года успел сложиться, да и свои функции министерство выполняло достаточно хорошо. Но, видимо, сейчас наблюдается новый виток в развитии нашего общества и государства, для чего нужны иные подходы и иные результаты. Наверное, новая композиция органов власти будет более эффективной. И в ближайшем будущем мы все в этом убедимся.
Что же касается 2019 года, то у меня на него ровно такие же надежды, как и на все предыдущие, я каждый год жду, когда же начнет реально повышаться качество нашего образования. Потому что мы участвуем в построении системы, которая по всем параметрам должна очень эффективно работать. Но, как говорят ученые, чтобы увидеть какие-либо результаты глобальных изменений, должно пройти не менее пяти лет. И по ряду моментов как раз в 2019 году эти пять лет заканчиваются. Поэтому я ожидаю наглядного подтверждения слов мудрых ученых.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
Нужен новый стимул

Два знаковых события приходят на память. Первое – это, безусловно, принятие и утверждение приоритетных национальных проектов по образованию с очень большим объемом финансирования как из федерального, так и из региональных бюджетов. Если средствами распорядятся по уму, это будет хорошим подспорьем нашей системе образования. Второе – курс на цифровое образование. Правда, тут важно не свести все только к закупкам оборудования для школ. Ведь, насколько мне известно, те же электронные доски, в свое время приобретенные школами в большом количестве, не сыграли какой-либо значимой роли в повышении качества образования учеников и уровня профессионализма учителей.
Но так или иначе прошедший год ознаменован именно тем, что перед нами были поставлены столь глобальные задачи. Вполне четкая цель сформулирована достаточно ясно: мы должны не просто стать выше или лучше других, а войти в Топ-10 стран по качеству общего образования. И в ПНПО особо подчеркивается, что за основу взяты не наши собственные шкалы измерений качества, в которых мы, конечно же, всегда можем выставить себя в наилучшем свете, а результаты международных исследований. В этом плане у всех есть понимание, что именно исследуется и измеряется и над чем предстоит работать. Это дает шанс в честной конкурентной борьбе продемонстрировать миру, что мы достойны находиться в десятке лучших по качеству образования. К тому же с момента начала реализации предыдущего ПНПО прошло уже более 10 лет, поэтому нужен новый стимул к развитию.
А в 2019 году очень хочется верить, что наконец-то бумажная нагрузка на учителей все-таки снизится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте