Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Как нужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку – советы профессионала
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах  
Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента о зарплате педагогов
Народный артист России Евгений Миронов готовится к новому фильму о знаменитом путешественнике
От героев былых времен
Как прожить 105 лет и больше: ученые нашли секрет долголетия
Исследование: педагоги, врачи и ученые достойны более высокого заработка
Открытие памятников, поздравления ветеранов и тематические выставки: как в детских центрах Минпросвещения отмечают День Победы
Психолог перечислила самые распространенные родительские ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка
Социальные сети перенесли окончание срока приема заявок на участие в онлайн-шествии «Бессмертного полка»
Как нужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку – советы профессионала Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах   Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента о зарплате педагогов Народный артист России Евгений Миронов готовится к новому фильму о знаменитом путешественнике От героев былых времен Как прожить 105 лет и больше: ученые нашли секрет долголетия Исследование: педагоги, врачи и ученые достойны более высокого заработка Открытие памятников, поздравления ветеранов и тематические выставки: как в детских центрах Минпросвещения отмечают День Победы Психолог перечислила самые распространенные родительские ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка Социальные сети перенесли окончание срока приема заявок на участие в онлайн-шествии «Бессмертного полка»
Воспитание

Чтение

Залог успеха в будущем
Дата: 13 апреля 2021, 00:01
Автор:

В начале марта 2021 года в программе педагогического форума «Воспитание в школе: траектория достижения цели» школа №1583 представила результаты реализации проекта «Успешное чтение», на протяжении нескольких лет объединяющего педагогов, учащихся и родителей этой образовательной организации. Опыт школы, направленный на воспитание вдумчивого читателя, на развитие интереса к книге через творческую самореализацию школьников, не только вызвал общий интерес, но и стал абсолютным победителем смотра воспитательных технологий в рамках форума.

Форум «Воспитание в школе» – это прекрасная возможность обсудить актуальные проблемы и передовой опыт в сфере школьного воспитания, ознакомиться с новаторскими педагогическими технологиями и оригинальными методиками воспитания детей, способствующими повышению качества образования, формированию позитивного имиджа педагога-воспитателя.

Педагогов школы №1583 давно волновала проблема снижения интереса к чтению в детской и молодежной среде, причины падения престижа чтения среди молодежи. Вот почему педагогический коллектив образовательной организации активно включился в реализацию общероссийского проекта «Успешное чтение».

Цель этого проекта – приобщение школьников к чтению, формирование их читательских компетенций. Исключительное значение читательских навыков в умственной и практической деятельности школьника не нуждается в доказательствах. В процессе обучения дети и подростки сталкиваются с необходимостью решения различных учебных задач, требующих умения не просто знакомиться с содержанием текста, но также его анализировать, выявлять проблему, определять условия, последовательность действий.

Умение читать важно и для первоклас­сника, постигающего азы знаний, и для выпускника, сдающего итоговый экзамен. Помимо помощи в решении учебных задач чтение воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника. Книга намечает ориентиры в личностном развитии, дает незабываемые впечатления и прочные знания, помогает передавать нравственные ценности от одного поколения к другому.

Проект «Успешное чтение» призван приобщить детей и подростков к чтению, от этого зависят и успех обучения в школе, и возможность самореализации в жизни. Читающие люди более успешны, чем те, у кого не сложились отношения с книгой.

В процессе работы над проектом педагогами школы №1583 была разработана система, помогающая привить учащимся интерес к книге. Проект рассматривает чтение как основу успешности процесса обучения в школе, как средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром.

Важным фактором, определяющим успешную реализацию проекта, является разно­образие применяемых методик: «Портфель читателя», «Реклама книги», «Книга на сцене», «Книга на уроке», «Семейное чтение», «Тихое чтение», Read&Art. Широкий спектр методик помогает каждому ребенку найти наиболее интересный для него вид деятельности, который вызовет у него желание прочитать книгу.

Этому также способствуют внеклассные мероприятия, направленные на воспитание вдумчивого читателя, развитие интереса к чтению через творческую самореализацию: читательские конференции, конкурсы чтецов и риторов, реклама бестселлеров и книжных новинок, литературно-музыкальные композиции и театральные постановки, выставки иллюстраций.

В школе вошло в традицию проведение фестиваля «Белая маска» (в рамках программы «Книга на сцене»), а также акции, получившей название «Путешествие в проект «Успешное чтение». В конце каждого учебного года проводится итоговое мероприятие, презентующее результаты реализации проекта. В нем участвует вся школа.

Проект «Успешное чтение» рассчитан не на один год. Работа начинается в начальной школе и продолжается в средней и старшей. Она проходит как в очном, так и в дистанционном формате, как на уроках, так и во внеурочное время.

Конференции 2020-2021 учебного года, организованные на платформах Zoom и Microsoft Teams, позволили расширить аудиторию участников проекта, сделать мероприятия более интересными и познавательными. Ссылки на мероприятия распространяются в социальных сетях и родительских чатах. Это позволяет оценить качество и наиболее яркие стороны проекта.

Выстроенная система организационной и педагогической работы позволила коллективу школы добиться повышения мотивации к чтению, успешного развития читательских компетенций школьников, их умения работать с информацией.

Среди полезных эффектов участия в проекте хочется отметить следующие:
– повышение мотивации обучающихся к чтению (читательской активности) за счет предоставления широкого и разнообразного «поля возможностей» знакомства с книгой и другими источниками информации;
– воспитание гражданского чувства, гордости за страну и соотечественников;
– преодоление кризиса чтения в процессе популяризации читательского опыта, привлечения к участию в разнообразных конкурсах и других мероприятиях;
– актуализация и активизация образовательных возможностей семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения;
– эффективное использование разработанных игровых форматов, опирающихся на читательский опыт школьников;
– активизация личного читательского опыта учителей, педагогов, воспитателей, повышение их профессиональной компетентности.

Работа по реализации проекта «Успешное чтение» убедила нас в том, что принуждением нельзя заставить полюбить книгу, можно и нужно последовательно и заинтересованно развивать читательские навыки, отталкиваясь от интересов детей и подростков, из года в год формировать имидж читательской культуры. Читать – это модно и современно!

Светлана ДВОРЯНЦЕВА, директор школы №1583 имени К.А.Керимова;
Нина КАЗАКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1583 имени К.А.Керимова


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt