В начале марта 2021 года в программе педагогического форума «Воспитание в школе: траектория достижения цели» школа №1583 представила результаты реализации проекта «Успешное чтение», на протяжении нескольких лет объединяющего педагогов, учащихся и родителей этой образовательной организации. Опыт школы, направленный на воспитание вдумчивого читателя, на развитие интереса к книге через творческую самореализацию школьников, не только вызвал общий интерес, но и стал абсолютным победителем смотра воспитательных технологий в рамках форума.
Форум «Воспитание в школе» – это прекрасная возможность обсудить актуальные проблемы и передовой опыт в сфере школьного воспитания, ознакомиться с новаторскими педагогическими технологиями и оригинальными методиками воспитания детей, способствующими повышению качества образования, формированию позитивного имиджа педагога-воспитателя.
Педагогов школы №1583 давно волновала проблема снижения интереса к чтению в детской и молодежной среде, причины падения престижа чтения среди молодежи. Вот почему педагогический коллектив образовательной организации активно включился в реализацию общероссийского проекта «Успешное чтение».
Цель этого проекта – приобщение школьников к чтению, формирование их читательских компетенций. Исключительное значение читательских навыков в умственной и практической деятельности школьника не нуждается в доказательствах. В процессе обучения дети и подростки сталкиваются с необходимостью решения различных учебных задач, требующих умения не просто знакомиться с содержанием текста, но также его анализировать, выявлять проблему, определять условия, последовательность действий.
Умение читать важно и для первоклассника, постигающего азы знаний, и для выпускника, сдающего итоговый экзамен. Помимо помощи в решении учебных задач чтение воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника. Книга намечает ориентиры в личностном развитии, дает незабываемые впечатления и прочные знания, помогает передавать нравственные ценности от одного поколения к другому.
Проект «Успешное чтение» призван приобщить детей и подростков к чтению, от этого зависят и успех обучения в школе, и возможность самореализации в жизни. Читающие люди более успешны, чем те, у кого не сложились отношения с книгой.
В процессе работы над проектом педагогами школы №1583 была разработана система, помогающая привить учащимся интерес к книге. Проект рассматривает чтение как основу успешности процесса обучения в школе, как средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром.
Важным фактором, определяющим успешную реализацию проекта, является разнообразие применяемых методик: «Портфель читателя», «Реклама книги», «Книга на сцене», «Книга на уроке», «Семейное чтение», «Тихое чтение», Read&Art. Широкий спектр методик помогает каждому ребенку найти наиболее интересный для него вид деятельности, который вызовет у него желание прочитать книгу.
Этому также способствуют внеклассные мероприятия, направленные на воспитание вдумчивого читателя, развитие интереса к чтению через творческую самореализацию: читательские конференции, конкурсы чтецов и риторов, реклама бестселлеров и книжных новинок, литературно-музыкальные композиции и театральные постановки, выставки иллюстраций.
В школе вошло в традицию проведение фестиваля «Белая маска» (в рамках программы «Книга на сцене»), а также акции, получившей название «Путешествие в проект «Успешное чтение». В конце каждого учебного года проводится итоговое мероприятие, презентующее результаты реализации проекта. В нем участвует вся школа.
Проект «Успешное чтение» рассчитан не на один год. Работа начинается в начальной школе и продолжается в средней и старшей. Она проходит как в очном, так и в дистанционном формате, как на уроках, так и во внеурочное время.
Конференции 2020-2021 учебного года, организованные на платформах Zoom и Microsoft Teams, позволили расширить аудиторию участников проекта, сделать мероприятия более интересными и познавательными. Ссылки на мероприятия распространяются в социальных сетях и родительских чатах. Это позволяет оценить качество и наиболее яркие стороны проекта.
Выстроенная система организационной и педагогической работы позволила коллективу школы добиться повышения мотивации к чтению, успешного развития читательских компетенций школьников, их умения работать с информацией.
Среди полезных эффектов участия в проекте хочется отметить следующие:
– повышение мотивации обучающихся к чтению (читательской активности) за счет предоставления широкого и разнообразного «поля возможностей» знакомства с книгой и другими источниками информации;
– воспитание гражданского чувства, гордости за страну и соотечественников;
– преодоление кризиса чтения в процессе популяризации читательского опыта, привлечения к участию в разнообразных конкурсах и других мероприятиях;
– актуализация и активизация образовательных возможностей семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения;
– эффективное использование разработанных игровых форматов, опирающихся на читательский опыт школьников;
– активизация личного читательского опыта учителей, педагогов, воспитателей, повышение их профессиональной компетентности.
Работа по реализации проекта «Успешное чтение» убедила нас в том, что принуждением нельзя заставить полюбить книгу, можно и нужно последовательно и заинтересованно развивать читательские навыки, отталкиваясь от интересов детей и подростков, из года в год формировать имидж читательской культуры. Читать – это модно и современно!
Светлана ДВОРЯНЦЕВА, директор школы №1583 имени К.А.Керимова;
Нина КАЗАКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1583 имени К.А.Керимова
Комментарии