search
main
Топ 10
В России подготовили план мероприятий Года педагога и наставника В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Школьникам хотят запретить использовать данные из «Википедии» в своих работах В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Секреты Третьяковки и мурализм: новый открытый урок пройдет на тему «Международный день художника» Восемь проектов педагогических вузов вошли в перечень олимпиад на 2022/23 учебный год В России может появиться ГОСТ на школьную форму Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы
0

Читайте сказки!

Провела письменный опрос среди старшеклассников: «Какие темы из русской орфографии самые сложные для изучения? С чем это связано? И что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы избежать трудностей?» Посмотрите, как интересно получилось…

Анастасия Яценко: «Я листаю страницы тетради по теории (с учетом поставленной учителем задачи)… Вот очень трудное правило – «Правописание Н и НН в различных частях речи», а вот еще труднее – «Правописание слитно – раздельно – через дефис наречий», а вот слитное – раздельное написание служебных частей речи… Почему трудно? Потому что в этих правилах много пунктов, много исключений, много слов, которые просто надо запомнить. Но вот какой я сделала вывод: все эти правила поддаются все-таки выучиванию. Достаточно построить четкий алгоритм запоминания, схему, составить опорный сигнал-символ или провести параллель, аналогию».

Рита Миронова: «Самое трудное правило – о-ё после шипящих. Но если сделать схему, ярко выделить то, что надо запомнить, и повесить схему в тех местах, где я чаще всего нахожусь, то через некоторое время орфограмма станет частью моего знания».

Влад Корних: «Наибольшее затруднение в русской орфографии у меня вызывает написание словарных слов. Ведь их в русском языке огромное количество. А у меня плохая память. Я бы выпустил специальный словарь словарных слов и разрешил им всегда пользоваться на уроке. Еще я бы ввел специальные упражнения для тренировки памяти на каждом уроке или даже специальные занятия».

Так написали почти все ученики. Кстати, как ни странно, опыт действительно свидетельствует, что школьники допускают больше всего ошибок при подборе проверочных слов и употреблении в письменной речи слов, с правописанием которых они раньше не встречались. Это общая тенденция. Не региональная. У детей очень маленький словарный запас. Они не могут порой подобрать элементарные родственные слова. Они не понимают лексического значения слов.

Причина одна. Детям в семьях и в детских садах не читают сказок. Не ведут постоянную кропотливую работу на понимание услышанного текста. Не учат детей обращаться к лексическим словарям в поисках объяснения непонятного слова. Скуден язык общения с детьми. Сначала это глупые слова типа «кака», «цаца», «ляля», «бабайка», а потом вообще нет времени цивилизованно и содержательно разговаривать со своими детьми. Некогда слова из сказок – «врата», «град» – пояснять. Где уж им потом о полногласии и чередовании рассказывать?

Из начальной школы к нам приходят пятиклассники, которые читать не умеют, пишут кое-как, зато знают много лингвистических терминов!

Что делаю лично я? Иду от текста. Основная функция языка – коммуникативная. Общаться надо ежедневно и качественно. Надо научить любоваться текстом, передавать себя через текст. Мои ребята пишут в пятом классе много ассоциативных миниатюр, писем, дневников, статей в газету. Ищем и любуемся удачными оборотами речи. Это и есть, по моему убеждению, самое главное – работа на понимание смысла текста.

Как вы уже поняли, у нас есть самодельные тетради по теории русского языка, где каждое правило – алгоритм, схема, опорный цветной конспект, рисунок – удобно и понятно каждому ученику.

У меня был ученик Сергей Горожанцев, который долго называл русский нелогичным и антиправильным (из-за большого количества исключений из правил). Так вот, в восьмом классе он решил стать программистом и придумал проверочную программу по русскому языку. Создавал ее несколько месяцев. И сделал-таки вывод, что логика есть и «алгоритмизации» русский подчиняется…

Галина КОВТУН, учитель русского языка и литературы средней школы №48, учитель года Кубани, Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте