Вопрос подготовки к единым государственным экзаменам является важнейшим для выпускников, ведь именно от результатов экзаменов будет зависеть их будущее. За время существования ЕГЭ сформировались различные подходы к подготовке, часть из них более удачные, часть – менее. В данной статье мы рассмотрим несколько самых популярных вопросов с точки зрения построения подготовки к экзаменам.
1. Можно ли, решая только варианты ЕГЭ, подготовиться к экзамену?Любой экзамен подразумевает наличие заданий разного уровня сложности. При этом «лестница» уровней сложности бывает разной. Например, в профильном ЕГЭ по математике после задания 15 (формат ЕГЭ-2015), процент выполнения которого равен 35%, сразу идет задание, процент выполнения которого равен 7%. Если же смотреть в рамках одной темы, например, геометрии, мы также увидим значительную разницу между процентом выполнения «соседних» заданий (31,5% – задание 12 и 7% – задание 16). Аналогичную картину можно увидеть и в других предметах. Таким образом, мы видим, что в некоторых случаях нет промежуточных заданий по уровню сложности. Плохо ли это? С точки зрения подготовки это играет значительную роль. Любой процесс обучения должен быть поэтапным, плавным и даже цикличным, чтобы ученик смог усвоить информацию и научиться новым навыкам. В случае же если ученик решает только задания формата ЕГЭ, в некоторых темах, где есть слишком сильный скачок уровня сложности и необходимых навыков, у ученика просто нет возможности и достаточной базы, для того чтобы научиться решать «следующее» задание ЕГЭ, и все, что ему остается, это оттачивать навыки там, где он уже обладает достаточным набором знаний. Практически это означает, что подготовка к экзамену, основанная только на прорешивании вариантов ЕГЭ, не принесет ему значительного увеличения баллов. Аргументом к такой точке зрения является не только статистика выполнения заданий, но и само строение заданий. Возьмем, для примера, ЕГЭ по русскому языку. Основной проблемой, озвучиваемой представителями ФИПИ из года в год, является низкий уровень практической грамотности. То есть решить задание на правописание корней ученик может (средний процент выполнения заданий на орфографию и пунктуацию равен 71%), а верно грамматически написать свое сочинение – уже нет, только 27% выпускников в 2015 году написали сочинение, допустив не более одной ошибки2. Почему? Потому что это разный уровень навыков, хоть и выглядит это как одна и та же способность верно вставить букву в слове и поставить запятую между однородными членами предложения. Что же это значит для подготовки к ЕГЭ? Подготовка к экзамену, основанная только на прорешивании вариантов, не дает возможности ученикам значительно «вырасти» в баллах. Подготовка к экзамену должна быть комплексной, включающей работу над всеми необходимыми навыками и дополняющей экзамен там, где «лестница» сложности слишком крутая.2. Нужно ли знать что-то помимо предмета, чтобы сдать ЕГЭ?Чтобы сдать ЕГЭ на невысокий балл, ничего, кроме предмета, знать не нужно. Однако чтобы сдать его очень хорошо, то есть получить сравнительно высокие баллы, некоторые знания сверх предметных просто необходимы. В первую очередь это касается знания критериев и порой даже ожиданий проверяющих ЕГЭ. Вся эта информация, хоть и открыта всем желающим на сайте ФИПИ, не является доступной для любого школьника. В 2015 году в течение года в обществознании был изменен один аспект в задании на составление плана. Если раньше было достаточно в первом пункте написать «понятие…» и термин, который указан в условии, то уже в 2015 году такая формулировка рассматривалась как недостаточное раскрытие смысла и необходимо было написать уточнение в виде определения. Подобное требование является абсолютно адекватным с точки зрения предмета, но очень болезненным с точки зрения ученика, которого научили писать план по определенному шаблону. Уже известно, что в 2016 году изменится один критерий в эссе в ЕГЭ по русскому языку. Это уже отразилось в формулировке самого задания – появилась фраза о том, что необходимо включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания изложенной в нем проблемы. Но ученик может не получить актуальной версии формулировки задания на этапе подготовки или не обратить внимания на данное изменение, и это будет стоить ему 3 баллов по критерию 2 – «комментарий к сформулированной проблеме исходного текста».Таким образом, недостаточно готовиться просто по предмету, необходимо учитывать то, что изложено в демоверсиях ФИПИ в критериях, в методических рекомендациях для учителей и в материалах для проверяющих. Там содержится информация, которая напрямую влияет на итоговый балл ученика. Поэтому, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, нужно знать больше, чем сам предмет.3. Какие типичные ошибки совершают ученики?Помимо привычной роли экзамена – дать оценку ученику по стобалльной системе, с которой он потом сможет участвовать в конкурсе на поступление, – экзамен позволяет выявить типичные ошибки учеников на уровне предмета. Посмотрим на наиболее яркие примеры в обязательных экзаменах. МатематикаЗадание 11 – так называемая прикладная задача, в которой необходимо прочитать «технический» текст, выписать уравнение из условия задания, подставить все известные значения и решить это обычно несложное с математической точки зрения уравнение. Данное задание в 2015 году выполнило всего 44,2%. Такая ситуация прослеживается начиная с 2010 года. Подобный результат свидетельствует о неспособности многих учеников прочитать и понять текст на уровне выделения ключевых моментов. Чтобы помочь ученикам справиться с этим заданием, нужно показать им, как на практике избавляться от «ненужных» деталей задачи и выделять главное. Задание 13 – текстовая задача на производительность/движение. Процент ее выполнения – 43,1%. Примечательно, что это задание 8-9-го класса, но процент его выполнения не меняется по сравнению с результатами ОГЭ, проводимых в 9-м классе. Это свидетельствует о том, что за 10-11-й класс ученикам так и не удается освоить данную тему. Возможно, потому что ей уделяется значительно меньше внимания в старших классах. Русский языкАргументация в сочинении. В 2015 году 20% учеников не смогли привести в качестве аргумента прочитанное ими произведение. Более того, анализ приведенных в качестве аргументов произведений показывает, что многие ученики используют всего одно-два произведения из школьной программы 10-11-х классов для аргументации, что в очередной раз подчеркивает необходимость расширять круг чтения школьников. Задание 14 – правописание суффиксов Н и НН. Данное задание имеет самый низкий процент выполнения среди заданий на орфографию (57%). Это объясняется тем, что для его верного решения недостаточно просто знать правило, необходимо уметь анализировать языковое окружение данного слова. Типичная проблема учеников в данном задании – неспособность различить прилагательное и причастие. Это еще раз подтверждает, что подготовка к экзамену должна быть комплексной и глубоко предметной.Рассмотрение типичных ошибок учеников при решении заданий ЕГЭ позволяет не только скорректировать подготовку одиннадцатиклассников в предстоящем году, но и зафиксировать моменты, требующие особого внимания на уровне обучения в целом. Подготовка к экзамену – особенный процесс в жизни ученика. В силу повышенной мотивации выпускников правильная работа в этот период может дать сильнейший толчок в обучении и еще один шанс освоить необходимый материал. Важно использовать эту возможность, учитывая особенности каждого из предстоящих экзаменов. 1 На основе данных, представленных в методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по математике. И.В.Ященко, А.В.Семенов, И.Р.Высоцкий.2 На основе данных, представленных в методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. И.П.Цыбулько, Е.В.Бузина, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, С.Л.Иванов.Елена ПРОВОЗЁН, старший методист компании MAXIMUM
Комментарии