Может ли диалог стать основой психологической безопасности образовательной среды? В поисках ответа на этот вопрос я вступила в диалог с умными людьми в пространстве культуры.
Такие условия, по мнению признанных авторитетов, необходимы для полноценной педагогической работы с детьми, для того чтобы потребность в получении знаний и умений у подрастающих поколений стала необратимой? Основным условием решения нашей задачи становится забота о выработке позитивной самооценки и чувства собственного достоинства у молодого человека, веры в собственные силы, в полноправное сотрудничество, об установлении на невербальном и неосознаваемом уровне телесного и эмоционального доверия к окружающему миру. Вот тут, как мне кажется, мы и подходим к проблеме осуществления безопасного образования, которому, естественно, присущи любовь и уважение к детству вообще и к конкретному ребенку в частности. Суть безопасного образования с профессиональной точки зрения можно определить, по крайней мере на словах, предельно просто – это возможность сказать себе и другим: «В рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы сохранить и обеспечить здоровье ребенка… Критерии благополучия и развития ребенка как личности должны стать исходной точкой любой педагогической системы». Школа, будучи общественным институтом, всегда так или иначе осуществляет социальный заказ. Именно в школе формируют новое поколение, закладывают культурные ценности и осмысливают огромный интеллектуальный опыт, накопленный человечеством. Обучая, развивая личность ребенка, влияя на духовность, нравственность и гражданственность, школа тем самым получает возможность занять активную позицию в становлении самого общества. Справляется ли сегодня школа с этой задачей? В настоящее время отечественная и зарубежная педагогика предлагает продуктивные методы обучения, которые не только предполагают качественно иное соотношение ролей ученика и учителя, но и меняют само содержание учебных целей и задач. Сегодня востребованы педагогические технологии, позволяющие сделать процесс обучения продуктивным: результатом учебной деятельности должно стать не пассивное усвоение материала учащимися, а активная позиция в познании окружающего мира, умение ставить собственные вопросы и самостоятельно находить ответы. «Поиск самого себя в культурном пространстве – это и есть образовательная цель, которая сможет открыть перед учащимися возможность к саморазвитию. Для педагога эта цель стала установкой, задающей направленность процессу образования и педагогической деятельности, которые в свою очередь должны создать условия для появления у ребенка собственных образовательных целей» (Мураками). В современной педагогической практике используют разнообразные технологические модели обучения: модульные, исследовательские, проблемные, проектное обучение. Для всех моделей и методов обучения характерна одна существенная особенность – кардинальное изменение ролей учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе, так как все эти модели и методы рассчитаны на школу сотрудничества, диалога учителя с учеником как равноправных партнеров. Педагогу (если он захочет работать с таким подходом) придется критически пересмотреть свои педагогические принципы, ориентируясь на подлинно диалогические отношения между людьми. Еще в 2002 году в бытность замом по УВР колледжа предпринимательства и социально-трудового проектирования я обращалась к теме диалога и партнерства с учащимися в статье «Диалоги о воспитании в проектном пространстве», с которой готовилась выступать на экспертном совете колледжа в процессе защиты концепции учебно-воспитательной работы КП и СТП. Тогда я находилась под большим впечатлением от посещения выставки «Диалоги в пространстве культуры», организованной Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Идея выставки – обращение к предшествующему опыту, к наследию путем сравнительного прочтения памятников искусства – от античности до наших дней. Античность – это не просто один из периодов истории человечества, это знаковое понятие, обозначение фундаментальных ценностей нашей цивилизации: господство рацио, понятия свободы, достоинства, справедливости, равенства (вспомним «Диалоги» Платона). Эти ценности преобладают и сегодня. Разве не эти качества мы хотим воспитать в наших детях? «При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую ценность, но они взаимно обогащаются» (М.Бахтин). Вспоминая опыт своей деятельности того периода, я понимаю, что именно тогда, прописывая цели и задачи учебно-воспитательной работы, искала пути установления доверительных, партнерских отношений с учащимися, дававших, на мой взгляд, возможность получения наибольшего положительного эффекта в образовательном процессе. Заявленные в этой концепции цели были подняты к философским категориям бытия, согласованы с такими стратегическими и тактическими задачами, как «сохранность психических качеств», «ведущая направленность воспитанника в отношении к взрослому», «ведущая направленность воспитанника в отношении к ровесникам», «стремление быть понятым и способность к принятию позитивного» (С.Плахотников, «Матрица воспитательных форм»). Надеюсь, что эти цели и задачи и сегодня имеют право на существование в образовательном учреждении. Это: воспитание социально организованной личности, имеющей четкую гражданскую позицию, обладающей совокупностью норм поведения и общественной жизни, осознанием этических граней бытия общества и личности, правильной шкалой оценок поступков и побуждений; формирование образа взаимодействующего, грамотно действующего, творчески действующего физически полноценного человека; повышение эффективности и усиление активно-деятельностных форм организации учебного процесса, воспитание понимания и потребности творчества не только как создания духовных и материальных ценностей, но и как потребности в выражении личного замысла, человеческом общении, любви, деятельностной доброте, самовоспитании, здоровом образе жизни, осознанного стойкого отрицательного отношения к употреблению наркотиков, алкоголя, к различным вредным привычкам; организация самоуправления и самообслуживания как важных элементов воспитания, позволяющих развить у учащихся важные профессиональные навыки, такие как самоорганизованность, командность, ответственность, предприимчивость, коммуникабельные способности. Это «право на существование», успешность выбранного курса «на диалог» подтверждено курсовыми работами учащихся КП и СТП, строки из которых я хочу привести. «Еще на первом курсе все проблемы в проектной, образовательной и воспитательной деятельности мы старались воспринимать как стимулы к дальнейшему развитию и росту, поскольку на тот момент перед нами остро стоял вопрос собственного несовершенства; ради этого приходилось отодвигать на задний план многие личные амбиции и внутренние конфликты, все силы были брошены на достижение результата, что уже тогда говорило о стремлении жить и реализовывать себя в этом колледже, занимая здесь определенное место». Одна из работ заканчивалась цитатой из баллады В.Высоцкого «О любви»: Страна любви – великая страна. И с рыцарей своих для испытаний Все строже станет спрашивать она, Потребует разлук и расстояний, Лишит покоя, отдыха и сна, Но вспять безумцев не поворотить. Они уже согласны заплатить Любой ценой и жизнью бы рискнули, Чтобы не дать порвать, Чтоб сохранить Волшебную невидимую нить, Которую меж ними протянули. «Процесс выбора заставил нас обратиться к людям, которые говорили нам о профессионализме уже в начале учебы в колледже, людям, которые прошли подобные этапы успешными и не растеряли способности быть успешными, реализуя себя в данном месте, и в то же время дающим нам возможность ощутить их потребность в нас» (о преподавателях). Желание и потребность наших детей заниматься любимым делом (процесс образования становится любимым!) в команде единомышленников, партнеров ничем нельзя заменить. Задача учителя – стать необходимым им членом команды. Образовательный процесс осуществляется всегда во взаимодействии, поэтому хотелось бы, чтобы учитель и сам был заинтересован учиться, в том числе и у своих учеников. Только при наличии формулы «учитель, воспитай ученика» на первый план выдвигается мотивация обучения, то есть осознание и удовлетворение целенаправленной потребности в знаниях в условиях учебной деятельности. Эта мотивация становится взаимосвязанной: учителю – учить и учиться самому, ребенку – учиться не по обязанности, а по потребности. Дети могут «выбрать» тебя учителем (вспомним наших любимых учителей), а могут и «не выбрать», а только вынужденно принять тебя в должности педагога. «Нет другого способа познать человеческое сердце и душу, кроме изучения истории в сочетании с жизненным опытом, таким образом, чтобы обогащались и прояснялись они оба взаимно. Мы обязаны поставлять такую пищу подросткам… Главное, чтобы факты были представлены в истинной перспективе относительно добра и зла». Так обращалась к старшему поколению замечательный философ Симона Вейль, призывая встать плечом к плечу с молодыми, ищущими дорогу в жизни. Современная система среднего образования, предлагая учащемуся освоить определенный объем знаний, оценивает степень сформированности конкретного списка умений и навыков, которые, безусловно, ценны для прогрессивного общества, но не стали достаточным условием для личностного развития. Предлагается скорее определение уровня функциональной грамотности нового члена общества, не отражая при этом уровень развития личности, имеющий индивидуальное представление о природе вещей, свой внутренний мир, свою гражданскую позицию (или ее отсутствие). Каковы же эти условия, необходимые для осуществления личностного развития ребенка? К.Роджерс называет главное из них – психологическую безопасность, в него входят и признание безусловной ценности индивида, и создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание (к сожалению, в сегодняшней школе это почти невозможно), и способность учителя увидеть внутреннюю жизнь каждого ученика. В то же время даже при наличии большинства благоприятных условий следует понимать, что личность нельзя воспитывать насильно, «железной рукой загоняя человечество к счастью». Что есть педагогика? В словаре она отождествляется с наставничеством, внушением, авторитарностью, но нужно ли делить участников только на говорящих и слушающих, может ли возникнуть при этом взаимопонимание, взаимочувствование как необходимое условие протекания образовательного процесса? Система обучения охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочное время, предметно-эстетическую среду, постоянно расширяя воспитательное пространство. Управление современной системой обучения – это не столько процесс, идущий по вертикали, сколько взаимодействие сторон; оно будет действенным только в том случае, если имеет диалоговый характер, если главной управленческой (педагогической) проблемой становится не исполнительская дисциплина, а проблема выстраивания отношений, формирование творческой атмосферы. Поэтому если в результате всех совместных усилий учащийся способен решить некоторое количество творческих задач, знает, как это можно делать в принципе, то цель воспитания (и обучения) можно считать достигнутой. Главное достижение – открытость новому и неизвестному, отсутствие страха перед ним, освоение и наращивание специальных техник и навыков, постоянный поиск. В этом совместном поиске появляется возможность уравнять позиции учителя и ученика, перевести их в ранг партнерских отношений, перекинуть мостик от монолога к диалогу. «Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», – писал В.А.Сухомлинский. Вместе искать дорогу в постоянно изменяющемся мире… Возможно ли это в паре «учитель – ученик»? Вот что думает по этому поводу директор Института возрастной физиологии РАО профессор Марьяна Безруких: «Прежде всего учитель должен быть знающим. Он должен знать не только свой предмет, но и ребенка, понимать его возрастные, индивидуальные особенности. К сожалению, гуманная школа, школа сотрудничества до сих пор остается лозунгом». Как перейти от лозунгов и призывов? Как завоевать доверие наших детей? С помощью каких технологий и методик найти путь к их сердцам и умам? Как все эти высокие принципы осуществить на практике? Вопросы… вопросы… Мудрый Харуки Мураками не дает ответа, но оставляет надежду: «импровизация – как наиболее естественная форма бытия…». Поможет ли приблизиться к пониманию основ созидания мира и созидания личности диалог с миром, диалог с самим собой? Чего же я хочу сам, как личность? Каким бы я хотел видеть себя в этом мире? Великий немецкий поэт Гете утверждал: «Мир начинает воздействовать на нас, как только мы родились». А этот мир велик и многообразен. Тысячелетиями создавались и разрушались государства, исчезали народы, возникали новые религии, менялся облик Земли, но основные идеалы, созданные еще античной цивилизацией, посеянные в наших генах, продолжают жить. Они волнуют нас и наших детей: гармония, достоинство, свобода духа, наше идеальное «я». Мы в постоянном диалоге с окружающим миром, и очень хочется, чтобы этот свободный диалог никогда не заканчивался.Ж.КАМЕНСКАЯ, заместитель директора по УВР ЦПМСС «Доверие»
Комментарии