search
main
0

Читаем вместе

А помогает кот ученый

Недавно попалась нам с внучкой в детском журнале забавная и по­учительная история о том, как ребята играли в прятки и очень долго не могли отыскать приехавшего из города на каникулы к бабушке сверстника. Его не оказалось ни возле речки, ни в саду, ни в старом доме. Безуспешно были осмотрены все другие потайные места. И вот наконец-то после долгого молчания, к большому удивлению всей утомленной компании, их новый товарищ спокойно вышел… из здания библиотеки. Место, нечасто посещаемое современными детьми, тем более в летнее время и при наличии у них телевизора, Интернета.

Во время книжных десантов никто не оставался без подарка

 

Всячески поддерживая и развивая интерес, любовь к книге у своей внучки, я часто рассказываю ей о том, как работала библиотека нашего Кооперативного техникума и филиала Российского университета кооперации, где долгие годы был директором. Мы сотрудничали с областной библиотекой, с издательством и даже организовали продажу книг в своем действующем учебно-производственном магазине «Надежда Меркурия». Проводились студенческие фестивали под девизом «Время читать и познавать!». В гости к студентам приезжали брянские литераторы, проходили выставки профессиональной и художественной литературы, парад книг, который представляли самые активные читатели. Лучшим из активных читателей вручались золотые формуляры библиотеки.

Традиционными были дискуссии, философские диалоги, «трибуны мнений», презентации новых книг. Энтузиасты организовали замечательный клуб творческих встреч «Постижение».

В районы области регулярно отправлялся книжный десант техникума. Везли детям и взрослым в подарок книги, пополняли сельские и школьные библиотеки, мини-библио­течки магазинов районных потребительских обществ. Хорошие были времена. Теперь все иначе, но полезный опыт забывать не следует.

Чтобы внучке хотелось побольше читать, и прежде всего классику, рекомендуемую для внеклассного чтения, пришлось показать свою толстую тетрадь, которой пользуюсь до сих пор. В нее я продолжаю записывать понравившиеся мудрые мысли авторов, свое отношение к прочитанному. Внучка с интересом листала записи. И как-то сразу родилась идея завести журнал «Книжное лето-2023 ученицы 6‑го класса Ангелины Командиной».

«Я знаю, кто будет открывать журнал», – сказала Ангелина. Это оказался красиво нарисованный ею кот ученый, любящий читать. Радует, что записей уже немало. Особенно ценна в них, на мой взгляд, попытка юной читательницы определить главное в содержании книги, выделить самые важные смыслы. Например, о сказе Николая Семеновича Лескова «Левша» написано: «Как жаль, что талантливый мастер, народный умелец погибает на родине. Но даже перед смертью он просит передать государю, чтобы военные не чистили ружья кирпичом, он думает о родине, ее будущем. У него хоть и «шуба овечкина, так душа человечкина». Такими словами заканчивается сказ».

Лесковский сказ про Левшу мы читали вместе вслух медленно и вдумчиво, разбирая по ходу все незнакомые слова или обстоятельства. Так мы делаем всегда, потому что иначе трудное и непонятное сразу отбивает желание читать дальше. Книги современных авторов, конечно, ребенок должен читать самостоятельно.

Нравится нам слушать передачи «Театр у микрофона», смотреть фильмы по прочитанным произведениям, ходить в театры. А по вечерам любимое занятие – чаепитие всей семьей. Ведем задушевные разговоры, как правило, это обсуждение прочитанного, прослушанных аудиокниг, обмен мнениями, споры на волнующие темы.

Чтобы время самых длинных каникул не проходило без пользы, каждое лето должно оказаться не только спортивным, трудовым, игральным, купальным, театральным, киношным, но и обязательно читальным, книжным, развивающим личность наших детей.

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте