В нашей школе есть Совет старшеклассников, но я хочу рассказать о пресс-центре. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, причем в таких, где сотрудничали бы сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Это и есть самоуправление.
Школьную газету можно рассматривать как средство создания в школе настоящего, крепкого, творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это обозначение проблем, решение которых поможет укреплению репутации школы; использование газеты как средства обратной связи при возникновении каких-либо противоречий; возможность донести до всей школы имеющуюся информацию о своих одноклассниках, о преподавателях; информирование о всевозможных мероприятиях, проходящих в школе и сельском поселении, с позиции современного старшеклассника; создание современного востребованного издания, что возможно только с использованием новейших компьютерных технологий«Комета» – наша общешкольная газета. Успех дела зависит прежде всего от редколлегии, которая состоит из детей. В каждом классе введена и пользуется достаточной популярностью должность юнкора. Одной из главных задач, которые ставят перед собой взрослые, кураторы газеты, является преемственность в работе редколлегии. Хорошо, когда в редакции ученики разных классов и по профилю, и по возрасту, тогда творческий процесс непрерывный, дети взаимно обогащают друг друга. В процессе выпуска первых номеров определяются лидеры в главных направлениях издательской деятельности: главный редактор, выпускающий редактор, художники-дизайнеры, наборщики текстов, фоторепортеры. Кроме того, перед новыми участниками проекта постоянно возникает вопрос: какой должна быть газета – «Административный» вестник, газета Совета президентов (орган самоуправления школы), газета, отражающая мнение членов редколлегии, стенная газета или газета, для которой «пишу, что хочу и как хочу»?С одной стороны, газета помогает выявить и реализовать творческие возможности нестандартно мыслящих детей, способствует приобретению полезных для дальнейшей жизни навыков: всю деятельность по сбору материала, набору, верстке, продаже газеты выполняют обучающиеся школы. Реализуются идеи самоуправления, так как у педагога только функция консультанта по верстке, а учащиеся выполняют работу наборщика, дизайнера, корректора, художника. В задачу педагога входит также создание условий для овладения детьми навыками работы с издательскими системами. В процессе осознания своих способностей и потребностей появляется основа для личной самореализации школьников. Поскольку деятельность эта коллективная, дети учатся ценить взаимоотношения с другими людьми и развивать плодотворные связи с ними. Формируются навыки вербального и невербального общения. Какова бы ни была жажда самовыражения, как бы ни хотелось быть ниспровергателями устоев, дети понимают, что необходимо придерживаться определенных правил при написании и оформлении статей. С тех пор как цензура – подписание главным куратором газеты ее оригинал-макета – стала процедурой чисто символической, редколлегия с куда большей ответственностью относится к текстам, верстке, корректуре. У детей пропадает желание сделать что-нибудь «назло взрослым». Мнения школьников, высказанные ими на страницах газеты, вызывают большой резонанс в школьном коллективе. Трудно представить, что призыв, например, классного руководителя или завуча не прогуливать уроки физкультуры обсуждали бы целую неделю.Дети, принимающие участие в выпуске газеты, опираются на знания, полученные в учебное время. И издательская деятельность может быть рассмотрена как продолжение образования в области компьютерных технологий с учетом профильного обучения. Беря на себя ответственность за выпуск школьного издания, за создание качественного продукта, дети осознают необходимость следования определенным критериям. Мы можем констатировать расширение эрудиции и кругозора участников. Работа в газете требует постоянного напряжения интеллектуальных и нравственных сил школьников для решения постоянно возникающих проблем, что повышает способность решать их совместными усилиями, выполняя разные социальные роли. Следует отметить и тот факт, что коммерческую деятельность ведут сами обучающиеся, что способствует повышению чувства ответственности у детей. Они учатся управлять своей жизнью, своим делом. Андрей ЦВЕЦИХ, директор Ингалинской средней школы Большереченского района Омской области, руководитель школьного пресс-центра
Комментарии