Основная функция нашего мозга – мышление. А вот как именно оно осуществляется, мы обычно не задумываемся. Вернее, нам все кажется предельно простым. Увидели что-то и отреагировали. Или по необходимости взяли и проанализировали какую-то ситуацию. На самом деле за каждым таким действием стоит сложный процесс. И если процесс этот не будет происходить, то мы не сможем вспоминать нужные вещи или даже считать. Во всяком случае об этом свидетельствует ряд исследований.
Начнем с того, что мы не мыслим с помощью речи. То есть в принципе нам может казаться, что мы это делаем, мы можем даже «говорить» про себя, но на деле мы просто переводим мысли в слова.
Все высокоорганизованные создания, к коим относится и человек, мыслят исключительно с помощью образов. Речь предназначена лишь для коммуникации и обмена информацией. И развитие речевого аппарата у нас произошло в процессе эволюции. А как было до этого? Поясним на наглядном примере. Скажем, первобытный человек слышал шорох в кустах, и перед его мысленным взором возникал образ крадущегося тигра. Далее возникало ощущение близкой опасности. Но при этом в голове его не появлялись слова «тигр», «опасность» и т. д. Их попросту еще тогда не существовало. Мышление происходило на уровне картинок и ощущений. И в наше время ничего в этом плане не поменялось.
Воспоминания тоже не возникают сами по себе. Недавно специалисты Седарс-Синайского медицинского центра в Лос-Анджелесе выяснили, что мозг присваивает каждому воспоминанию определенный набор маркеров, которые впоследствии позволяют извлекать их из памяти. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Neuroscience. Так, когда мы ищем какие-то материалы в картотеке, то ведем поиск по конкретным критериям. Допустим, нам надо найти фотографии с торжества, которое было в таком-то году. Мы ищем сначала альбомы со снимками за тот самый год, а потом уж среди них отыскиваем альбом за нужную дату и на требуемую тему. Скажем, «Корпоративная вечеринка 25 мая 2016 года». Точно так же действует и мозг. Он начинает перебирать маркеры. Если нам надо вспомнить корпоративное мероприятие, на котором мы побывали, то мы сначала вспоминаем свою работу в данной компании, события того периода и так попадаем в нужный момент.
Ученые провели эксперимент. Добровольцам демонстрировали два вида видеозаписей. В первом случае история, развивавшаяся в клипе, была логичной и связной, во втором она состояла из событий, никак не связанных друг с другом. При этом в ходе опыта эксперты следили за мозгом испытуемых при помощи специального оборудования. Они обнаружили, что реакция при просмотре двух типов клипов была различной. Это, вероятно, объяснялось тем, что нейронам пришлось по-разному анализировать полученные извне данные. Если в первых роликах сюжеты были связаны общими темами, то вторые дробились на отдельные мини-сюжеты. Поэтому механизмы запоминания в обоих случаях различались. Кстати, чаще всего нужное воспоминание всплывает в памяти мгновенно (конечно, если речь идет о событиях, а не об именах, названиях или числах). Такая высокая скорость связана с тем, что мозг моментально сканирует весь объем данных, которыми располагает.
А почему в преклонном возрасте механизм памяти нарушается? Человек начинает путаться в датах, он может помнить то, что было давным-давно, и напрочь забыть совсем недавние события. Такие признаки говорят о том, что у него нарушены нейронные связи и заблокирован доступ к мозговой «картотеке». По словам специалистов, нервные клетки в мозгу отмирают постепенно. И сначала «уходят» те, которые отвечают за воспоминания о последних событиях. Такой же эффект может наблюдаться при болезни Альцгеймера или травмах головы.
Еще одним сюрпризом может оказаться тот факт, что мы не мыслим посредством цифр, даже если речь идет о числах и количестве. Скажем, мы видим на улице трех собак и думаем: «Три». Но это именно слово, вернее, образ «три», а не число «3». При этом, даже если представить, что вы не умеете считать, вы все равно сможете сравнивать количество объектов. Предположим, если вы увидите четырех кошек и трех собак, вы поймете, что кошек больше, чем собак. И только если животных будет много, у вас возникнут затруднения с тем, чтобы определить, сколько там собак и сколько кошек. Но, возможно, вы сумеете назвать их приблизительное число.
Антропологи исследовали племена индейцев чимане, живущих в лесах Амазонии. В их языке есть слова для обозначения чисел от одного до ста, а для чисел больше ста они используют слова из испанского языка. При этом все-таки чимане редко умеют считать за пределами сотни. Специалисты Массачусетского технологического института решили провести эксперимент. Они выбрали из племени пятнадцать человек, которые умели считать от шести до двадцати, и пятнадцать, умеющих считать до сорока и выше. Участникам показывали рисунок, на котором по горизонтали были изображены одни объекты, например кирпичи, а по вертикали – другие, к примеру катушки ниток.
Испытуемым предлагалось отыскать кучки, в которых было одинаковое количество кирпичей и катушек. Как правило, чимане верно определяли равное количество предметов на картинке, но только если оно не находилось близко к тому пределу, до которого они умели считать. Скажем, если индеец умел считать только до десяти, он ошибался, сравнивая кучки из восьми и девяти объектов. Если он мог считать до пятнадцати, то он не мог правильно сравнить тринадцать и четырнадцать.
Исследователи пришли к заключению, что наш мозг способен усвоить счет только на конкретных примерах: на руке пять пальцев, на лугу пасутся десять коров, и т. д. И только потом, усвоив эти конкретные образы, мозг начинает переводить их в абстрактные числа. Так что язык и цифры – это всего лишь средство, используемое людьми для общения и прикладной деятельности, но изначально мозг такими категориями не оперирует.
Лада КОВАЛЕНКО
Комментарии